Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Человек – существо уникальное. На бессознательном уровне вся информация, поступающая к нам из окружающего мира, сохраняется в глубинах нашей памяти. Другое дело, насколько она затем востребована. То, что нам интересно, нужно – «поднимается» на поверхность, воспроизводится. Все остальное – забывается. Память, как одна из важнейших психических функций и способностей человека, способствующая приобретению, сохранению и накоплению новых знаний, имеет большое значение в развитии ребенка, но именно в процессе школьного обучения, начиная с младшего школьного возраста, становится наиболее востребованной.
Уже не одно поколение ученых, педагогов, психологов, занимаются изучением, развитием и формированием памяти младших школьников. Научные труды А.Г. Асмолова, Я.Л. Коломинского, П.Я. Гальперина, А.Р. Лурия, Р.С. Немова, Е.А. Панько, Д.Б. Эльконина, И.М. Сеченова, А.А. Смирнова и др. [5] остаются восстребованными и по сей день, т.к. проблема развития памяти у детей младшего школьного возраста была и остается наиболее актуальной. Именно этот период является наиболее благоприятным и основополагающим в развитии всех психических процессов человека и памяти в том числе.
Согласно стандартам ФГОС, учебные программы постоянно пересматриваются и совершенствуются, наполняются новым содержанием. Увеличивается объем информации, которую в процессе обучения ребенок должен воспринять, запомнить, а затем и воспроизвести. Возрастают нагрузки на память обучающегося, что, в конечном итоге, сказывается и на успешности обучения.
Выходя из актуальности данной проблемы мы сформулировали тему нашей работы: «Развитие памяти у младших школьников как условие успешности в школе».
Цель работы: изучить особенности развития памяти у младших школьников как условие успешности в обучении.
Объект исследования: память как психический процесс.
Предмет исследования: особенности развития памяти у младших дошкольников.
Для достижения цели в ходе работы нами были поставлены и решены следующие задачи:
изучить и проанализировать понятие и виды памяти в психолого-педагогической литературе;
выявить психолого-педагогические особенности развития памяти младших школьников;
определить уровень развития памяти детей младшего школьного возраста;
разработать методические рекомендации по развитию памяти у младших школьников, которые будут способствовать успешности в обучении.
Практическая значимость работы заключается в том, результаты, полученные в ходе проведенного нами исследования, могут быть использованы в практической работе школьного психолога, учителя для развития памяти детей младшего школьного возраста.
База исследования. Эмпирическая часть работы проводилась на базе ……. В период с ……….. по ………
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы развития памяти у младших школьников как условие успешности в обучении
1.1. Понятие и виды памяти в психолого-педагогической литературе
Педагогическая и психологическая науки всегда особое внимание уделяли изучению памяти человека, поскольку без памяти индивид, как и любой другой живой организм, не может жить полноценной жизнью. Именно благодаря своей памяти, ее постоянному развитию и совершенствованию, человек смог не только выделиться из животного мира, но и стать венцом природы, достичь тех высот в развитии, деятельности и общении, которыми сегодня гордится все человечество.
Современное общество, ритм и темп жизни, в которых пребывает человек ХХІ века, вынуждают его запоминать и хранить огромный объем информации. Это касается не только взрослых, но и детей [9, с. 22]. «Сквозной» процесс, который обеспечивает непрерывность работы всех психических процессов и объединяющий когнитивные процессы в целое – так сегодня характеризуют память многие исследователи. Поэтому изучение законов развития памяти человека являлось и всегда будет оставаться одной из актуальнейших задач науки о человеке.
Сегодня психолого-педагогическая наука не дает однозначного ответа на вопрос: «Что такое память?» Рассмотрим взгляды ученых на определение этого понятия.
А.Р. Лурия определяет память, как «запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления исчезли. Явления памяти могут в равной мере относиться к эмоциональной сфере и сфере восприятий, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опыта. Все закрепление знаний и навыков и возможность пользоваться ими относится к разделу памяти» [8, с. 35].
У Е.И. Рогова память – это система «мнемических процессов, основная цель которых, заключается в запоминании и сохранении, а также последующем воспроизведении информации в словесной форме, тех действий и знаний, которые субъект получил ранее в прежнем опыте» [18, с. 412].
С.Л. Рубинштейн дает характеристику памяти как «познавательного процесса сохранения и воспроизведения образов и представлений, который лежит в основе всех других познавательных процессов и любой деятельности» [19, с. 93].
У А.В. Петровский читаем: «память, это процесс запоминания, сохранения для последующего воспроизведения субъектом его пережитого опыта» [14, с. 338].
Пиаже Ж. рассматривает память «как совокупность всей информации, которую получает мозг, и благодаря которой человек управляет своим поведением» [16].
Обобщая все вышесказанное, можно дать следующее определение памяти: память – это психический познавательный процесс, который заключается в восприятии (запечатлении), сохранении и последующем воспроизведении информации, опыта человека (того, что человек уже отражал, делал и переживал) для последующего использования в деятельности и возвращении в сферу сознания.
Только для памяти характерны следующие психические процессы:
запоминание;
сохранение; воспроизведение;
забывание.
Процесс запоминания и создания целого ряда ассоциаций лежит в основе памяти. На уровне запоминания происходит закрепление новой информации путем связывания ее с уже воспринятой ранее. Явления и предметы, которые хранятся в подсознании человека, приобретают некую взаимосвязь, которая затем проявляется в действительности. Запоминание может быть произвольное и непроизвольное, долговременное и кратковременное, оперативное.
1.2. Психолого-педагогические особенности развития памяти младших школьников
В нстоящее время границы младшего школьного возраста определяются 7(6)-10 годами. В это период происходит дальнейшее физическое и психологическое развитие личности ребенка, постепенный переход от дошкольного детства к школьному. Учебная деятельность становится ведущей и приходит на смену игровой, хотя последняя своей актуальности не утрачивает еще долгое время.
На развитие личности и психики ребенка целенаправленное включение в учебную деятельность оказывает значительное влияние. Начинается период интенсивного развития когнитивных способностей, развитие и совершенствование личностных качеств, таких как самостоятельность, ответственность, трудолюбие, усидчивость и др. развивается внимание, которое постепенно становится произвольным.
Мышление становится самостоятельным и осознанным. Ребенок учится обобщать, анализировать, различать существенные свойства и признаки предметов, проводит первые аналогии, строит элементарные умозаключения и учиться самостоятельно делать выводы. На первый план выходит словесно-логическое мышление. Наглядное, образное мышление, которое в первые годы обучения интенсивно помогало в восприятии и усвоении учебного материала, постепенно отходит на второй план, уступая место мышлению аналитическому, особенно при освоении основных школьных дисциплин [21].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2014. – 811 с.
2. Байзулинова Г.Х. Мнемотехника в учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО / Г.Х. Байзулинова // Ступень в педагогическую науку. – М., 2017. – С. 32-35.
3. Блонский П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 287 с.
4. Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология / А. К. Болотова О. Н. Молчанова. – Москва : ИД ГУ ВШЭ, 2012. – 526 c.
5. Емельянова Е.С. Разработка тренажера для диагностики и развития памяти / Е.С. Емельянова, Ж.А. Шепелева, В.В. Ефремов // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – № 4 (10). – С. 25-26.
6. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Психология памяти: Хрестоматия / П. И. Зинченко / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – Москва: ЧеРо, 2000. ‒ 476 с.
7. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания. Психология памяти: Хрестоматия / А. Н. Леонтьев / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – Москва: ЧеРо, 2000. ‒ 436 с.
8. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / Ю.Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М.: АСТ, 2008. 646 с.
9. Маклаков А. Г. Общая психология : учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. – Москва. : Питер, 2012. – 582 с.
10. Немов Р. С. Общая психология : учеб. для бакалавриата / Р. С. Немов. – В 3 т. – Т. 1. Введение в психологию. – М. : Юрайт, 2016. – 548 с.
11. Никитина Т. Б. Как развить память у детей : как запоминать цифровую информацию, как запоминать сложные слова, как запоминать иностранные слова, как запоминать исторические даты / Т. Б. Никитина. – Москва : АСТ-Пресс, 2007. – 319 с.
12. Нормальная физиология / под ред. К. В. Судакова. – Москва: Мед. Информ. Агентство, 2008. – 94 с.
13. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология : Учебник / Л. Ф. Обухова. – М. : Роспедагентство, 1996. – 372 с.
14. Общая психология : учебник для педагогических институтов / акад., д-р психол. наук, проф. А. В. Петровский, д-ра психол. наук, проф. М. Г. Ярошевский, В. С. Мухина и др. ; под ред. проф. А. В. Петровского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Просвещение, 1976. – 479 с.
15. Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н. Н. Палагина. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 234 с.
16. Пиаже Ж. Психология интеллекта : / Жан Пиаже. – М. [и др.] : Питер, 2003. – 191 с.
17. Пронина, М. В. Эффективные способы успешного запоминания учебного материала младшими школьниками / М. В. Пронина, С. К. Бисалиева. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – 158 с.
18. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : учебное пособие : в двух книгах / Е. И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС-Пресс, 2008. – 476 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер 2014. – 450 с.
20. Урунтаева Г. А. Детская психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / Г. А. Урунтаева. – Москва : Академия, 2013. – 334 с.
21. Эльконин Д. Б. Детская психология : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – 6-е изд., стер. – Москва : Академия, 2011. – 383 с.