Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В основе реализации системы образования лежит основная педагогическая функция передачи подрастающему поколению накопленного опыта, что осуществляется в процессе воспитания и обучения. Дисциплина обществознания связана с образованием фундаментального правового сознания. Формирование личности учащихся происходит через научное понимание основ социальной действительности, убеждённости в целесообразности и справедливости правовых предписаний образования, первичной потребности законопослушному поведению, принятию права как составляющей правосознания.
Соответственно изучение истории развития обществознания как учебной дисциплины необходимо всем студентам вне зависимости от будущей профессии. Без знания и понимания исторического прошлого и общества – нет настоящего гражданина. Обществознание помогает студентам приспособиться к сложной и изменчивой социальной действительности, благоприятствует социализации личности. Именно с изучения данного предмета начинается закладка фундамента правовой культуры и формирование базы правового мировоззрения. Период с 1925 по 1950 гг. является сложным и противоречивым для развития учебного предмета обществознание (обществоведение): происходило его формирование, закладывались основы, осуществлялась доработки. Таким образом, выбранная тема курсовой работы является актуальной и значимой для дальнейшего изучения.
Объект курсовой работы: учебный предмет обществознание.
Предмет: изучение истории возникновения учебного предмета обществознание (обществоведение) с 1925 по 1950 гг.
Цель курсовой работы состоит в анализе развития учебного предмета обществознание (обществоведение) с 1925 по 1950 гг.
Сформулированная таким образом цель, предопределяет решение следующих задач:
- изучить понятие и составляющие научного предмета обществознании;
- описать развитие сферы образования в России в первой половине XX века;
- провести анализ развития учебного предмета обществознание (обществоведение) с 1925 по 1950 гг.
Методы исследования:
- анализ литературы по теме исследования;
- сравнение и обобщение;
- метод классификации и синтеза информации.
Практическая значимость работы заключается в том, что итоги курсовой работы могут быть полезны студентам для дальнейшего изучения и применения.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе курсовой работы изучена суть и назначение научного предмета обществознание (обществоведение) в России в первой половине XX века.
Во второй – проанализировано развития учебного предмета обществознание (обществоведение) с 1925 по 1950 гг.
1. Суть и назначение научного предмета обществознание (обществоведение) в России в первой половине XX века
1.1 Понятие и составляющие научного предмета обществознание
Обществознание представляет комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии, и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нём не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира .
Динамический аспект научного предмета обществознание проявляется в исследованиях, т. е. познавательной деятельности, осуществляемой учеными в целях получения новых знаний об объекте и предмете данной науки. При этом познавательная научная деятельность представляет собой единство действия и его результата. По своей сути деятельность означает активные действия. Однако обоснованные выводы о том, была деятельность подлинно научной или ее имитацией, можно сделать лишь по ее результатам.
Как особая форма отражения реально существующего мира научное познание обществознания отличается от обыденного, а также от профессионального юридического и публицистического познания следующими признаками:
1) целями познания;
2) способами познания;
3) способами обоснования достоверности полученных знаний;
4) новизной .
Научные результаты таких исследований оказываются тождественными и могут быть в равной мере использованы как в практических, так и в научных целях. Точную границу удается провести лишь на уровне теоретических исследований и актов эмпирического познания, осуществляемых практическими работниками. Критерием же разграничения выступает такой их признак, как цели познания. Практическое познание осуществляется в целях решения конкретных проблем, например, в правотворческой, правоохранительной или правоприменительной деятельности. Научное познание ориентировано на иные цели – на формирование теоретических знаний о государстве и праве, жизни в обществе, на дальнейшее обогащение, совершенствование наличных знаний. Таким образом, целевая направленность познавательных актов позволяет весьма четко и последовательно отличать научные теоретические исследования от эмпирических познавательных актов в сфере предметно-практической деятельности научного предмета обществознание.
Объект исследования обществознания – правовая, социальная и экономическая организация, выполняющая особые функции в России. Предмет – закономерности возникновения, становления, развития государства и права, характерные признаки, формы, сущность, содержание, черты, место и роль государства и права в жизни общества, основах правового и социального поведения.
Важным направлением при изучении естествознания является понятие законности. Без нее невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Законность – соответствие принимаемых государственными и муниципальными органами нормативных актов праву, сложившемуся в обществе; точное и неукоснительное соблюдение нормативных предписаний всеми физическими и юридическими лицами; объектами, выполняющими коммерческие и некоммерческие управленческие функции; организациями и учреждениями; в целом обществом, как при принятии нормативных актов, так и при их исполнении .
По мнению О.В. Старкова, можно выделить по меньшей мере три уровня законности, т.е. ее подразделение по вертикали (см. табл.1).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеев, С. В. Уголовное право / С.В. Алексеев. - М.: Феникс, 2018. – С.58
2. Анисимов П.Ф., Демин В.М., Зуев В.М, Мухаметзянова Г.В. и др. История среднего профессионального образования. М.: Новь. 2000. – С.87
3. Артамонова, Е. А. Основы теории доказательств в уголовном процессе России / Е.А. Артамонова, О.В. Фирсов. - М.: Норма, Инфра-М, 2016. – С.94
4. Богуславский М. В. Реформы российского образования XIX–XX вв. как глобальный проект. URL: http:// ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268034291/02bog.pdf
5. Валк С. Н. Избранные труды по историографии и источниковедению /ред. и сост. В. Н. Гинев. Санкт-Петербург: Наука, 2000. С.164
6. Волобуев О.В., Кузина А.С. Методическая секция общества историковмарксистов в борьбе за преподавание истории в школе (1926–1931 гг.) // Развитие исторического образования в СССР: межвуз. сб. науч. тр. Воронеж, 1986. С. 61
7. Гребенкин, А. Н. Право на образование в дореволюционной России: особенности реализации / А. Н. Гребенкин. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/39/878/
8. Григорьева Н. А. Государственная политика в области гражданского образования в CCCР: вехи реформирования средней и высшей школы в 1958-84 гг. // Via in tempore. История. Политология. 2008. №10 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-v-oblasti-grazhdanskogo-obrazovaniya-v-cccr-vehi-reformirovaniya-sredney-i-vysshey-shkoly-v-1958-84-gg
9. Губай А. Изучение обществоведения в начальной школе // Магариф. – 1932. –№9. – С.28
10. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX – начале XX века. Москва: Акад. наук СССР, Ин-т истории СССР, 1991. С.139
11. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX – начале XX века. Москва: Акад. наук СССР, Ин-т истории СССР, 1991. С.147
12. История и методология юридической науки. Краткий курс лекций, контрольные вопросы и задания. Часть 2. / Сост.: И.И. Погорлецкая. - Тирасполь, 2016. – С.96
13. Кизеветтер А. А. Исторические отклики. Москва: Изд. К. Ф. Некрасов, 1915. С.89
14. Кобыльсков В. А. Образовательные традиции в дореволюционной россии в начале ХХ В // Вестник СПбГИК. 2020. №3 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-traditsii-v-dorevolyutsionnoy-rossii-v-nachale-hh-v (дата обращения: 22.02.2022).
15. Кожевников С. Н. Законность как категория общей теории права // Пробелы в российском законодательстве. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonnost-kak-kategoriya-obschey-teorii-prava
16. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. – М.: Учпедгиз, 1948. – С.94
17. Королев Ф.Ф., Корнейчик Т.Д., Равкин З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики 1921-1931. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – С.93
18. Лазебникова А.Ю. Как создавалось современное школьное обществознание // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. №1 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-sozdavalos-sovremennoe-shkolnoe-obschestvoznanie
19. О новой программе по обществоведению для ШКМ // За культурную революцию. – 1931. – №5-6. – С.32
20. Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе: Постановление ЦК ВКП(б) от 25 авг. 1932 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917–1973 гг. / сост.: А. А. Абакумов [и др.]. М.: Педагогика, 1974. С. 156
21. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 12. Оп. 1.
22. Садыков Ш. Ф. Особенности преподавания обществоведческих дисциплин в образовательных учреждениях ТАССР (20-30 гг. Xx века) // КПЖ. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prepodavaniya-obschestvovedcheskih-distsiplin-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-tassr-20-30-gg-xx-veka
23. Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Рос- сийской империи. Москва: ИИЕТ РАН, 2009. С.98
24. Старков, О.В. Теория государства и права: учебник/ О.В. Старков, И.В. Упоров.- М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2017.- С.89
25. Струве П. Б. Patriotica: Россия. Родина. Чужбина. Санкт-Петербург: Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 2000. С.98
26. Фролова Н.В. Влияние исторической науки на государственную политику в области отбора содержания историко-обществоведческих дисциплин в 20-е - 30-е гг. Xx века // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. №1 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-istoricheskoy-nauki-na-gosudarstvennuyu-politiku-v-oblasti-otbora-soderzhaniya-istoriko-obschestvovedcheskih-distsiplin-v-20-e
27. Шабалина О.Л., Шабалин Г.Ю. Правовое регулирование сферы образования в дореволюционной России // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. №1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-sfery-obrazovaniya-v-dorevolyutsionnoy-rossii