Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что на сегодняшний момент успех любого производства зависит, в первую очередь, от выпуска продукции высокого качества.
В условиях рыночной экономики наиболее актуальной и важной задачей любого производства является обеспечение высокого качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособность.
В глобальном смысле, качество продукции обеспечивает сохранение окружающей среды, здоровье населения, экономическую безопасность государства.
Для потребителя возможность приобретать продукцию высокого качества означает, прежде всего, высокий уровень жизни. Производитель, в свою очередь, заинтересован в повышении производительности деятельности, получении преимуществ в конкурентной борьбе. Улучшение качества продукции позволяет привлечь потребителей, более успешно продвигать товары на новые рынки.
Таким образом, управление качеством продукции – одна из важнейших функций организации производства на предприятии…
Целью данной курсовой работы является практическое применение методов управления качеством продукции предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Задачи:
- изучить сущность управления качеством продукции;
- провести анализ методов и инструментов контроля качества продукции;
- изучить показатели качества продукции;
- применить на практике инструменты контроля качества продукции;
- оценить экономический эффект или экономическую эффективность от применения метода контроля качества продукции.
Объектом курсовой работы является: производство электрокофемолки «МИКМА» ЭКМУ ИП-30».
Предмет курсовой работы: методы управления качеством производства электрокофемолки «МИКМА» ЭКМУ ИП-30».
Методы исследований курсовой работы: монографический (при описании объекта исследования и процессов управления качеством на примере этого объекта с использованием теоретической базы); расчетно-конструктивный (при обосновании конструкций показателей качества); аналитический (при анализе процессов, методов и систем управления качеством).
Теоретической базой исследования послужили монографии, научные статьи, материалы конференций российских и зарубежных ученых, а также Интернет-источники по проблемам управления качеством продукции.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
1.1. Сущность управления качеством продукции
Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при её создании, эксплуатации или потреблении, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества. Сущность всякого управления заключается в выработке управленческих решений и последующей их реализации. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются технологические процессы. Выделяется несколько уровней управления качеством продукции, работ и услуг: общегосударственный уровень, на котором централизованно устанавливаются обязательные российские стандарты; уровень предприятия в целом это службы управления качеством на предприятии. На этом уровне разрабатываются планы по повышению качества продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг; уровень производственных подразделений предприятия. На этом уровне выполняются функции контроля качества продукции; уровень исполнителей, которые самостоятельно контролируют качество выполняемых ими операций с целью выпуска бездефектной продукции [10, c. 96-104].
В число основных функций управления качеством продукции входят такие функции, как прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции; планирование повышение качества продукции (приложение 5); нормирование требований к качеству продукции и стандартизация; разработка и постановка продукции на производство; обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех уровнях жизненного цикла продукции; профилактика брака продукции; обеспечение управления качеством продукции.
1.2. Анализ методов контроля качества продукции
Контроль качества продукции — организация мероприятий, направленных на поддержание качества товаров на заявленном уровне. Партии товара проверяются на соответствие техническим регламентам, государственным и межгосударственным стандартам. Основной задачей центра контроля является оценка соответствия изделий требованиям безопасности и его заявленным эксплуатационным характеристикам, снижение рисков реализации производственного брака и дефектной продукции. Для этих целей применяются методы многоступенчатого контроля, отслеживающие качество продукции на всех этапах производства и введения в товарооборот. Для оценки качества товара применяются различные методы контроля. Среди них органолептический, лабораторные, экспертный, измерительный, социологические и регистрационный методы.
Органолептический или физический метод оценки в основном применяется в целях надзора за оборотом пищевой продукции (ГОСТ 31986-2012) и винных изделий (ГОСТ 32051-2013). На предприятии отбирают образец для анализа, в дальнейшем специалист оценивает товар по следующим критериям:
1) Вкус. В момент дегустации определяют вкусовые качества, устанавливают типичность вкуса для определенной категории, определяют наличие привкуса. Дегустация проводится при температуре 20-40 градусов. Специалисты используют нейтрализующие средства при апробировании различных категорий продукции во избежание неточности в результатах.
2) Внешний вид. Обращают внимание на цвет, оттенок, целостность упаковки и тары, сохранность формы, поверхность при надломе, оценивают блеск и прозрачность.
3) Консистенция. Оцениваются тактильные свойства, густота, вязкость при переливании и смешивании, мягкость и иные характеристики при раздавливании, надломе, прокалывании или разрезании.
4) Запах. Перед анализом специалист делает глубокий вдох и задерживает дыхание на несколько секунд, в дальнейшем оцениваются типичность аромата, качество, определяется наличие посторонних запахов, для оценки изделий с плотной консистенцией продукт предварительно прокалывают деревянной иглой или ножом. К специалисту, производящему оценку, предъявляются требования по соответствующей квалификации и отсутствии ограничений по медицинским показаниям.
Органолептический метод включает в себя рейтинговую оценку по пяти-бальной шкале. При обнаружении недостатков оценка снижается до максимально возможного балла. Получившиеся баллы суммируются, на этом основании устанавливается товарный сорт продукции.
Лабораторный метод предполагает анализ продукции в лабораторных условиях с применением измерительных приборов и специализированной аппаратуры. На этом этапе осуществляется химический и микробиологический надзор. Продукция оценивается на предмет: безопасности; допустимого содержания органических и неорганических соединений; химического состава; отсутствия патогенных возбудителей; токсичных элементов; показателей пищевой ценности. Для апробирования продукции пользуются методиками, регламентированными профильными ГОСТами и инструкциями. Показания отражаются в технохимических журналах и протоколах испытаний, закрепляются печатью и подписью руководителя. Анализ проводится в аккредитованных лабораториях ежеквартально или ежегодно.
Экспертный метод контроля осуществляется при участии специалистов, обладающих квалификацией и опытом в соответствующей сфере, в случаях невозможности измерения или математического моделирования, отсутствия достоверной информации, в целях разработки долгосрочных прогнозов. Команда специалистов в количестве от 7 до 20 человек оценивает качество изделия, опираясь на общепринятые критерии соответствия. Предварительно разрабатываются анкеты и инструкции для оценки. Обработка экспертных оценок производится в порядке ранжирования или сопоставления. Достоинствами экспертной оценки являются низкая продолжительность и мобильность, недостатком — субъективность. В связи с этим к помощи экспертов прибегают при отсутствии возможности оценки измерительными или лабораторными средствами.
Измерительный метод сопоставим с лабораторным, так как предполагает применение приборов измерения в лабораторных условиях. Показания выражаются в точном количественном эквиваленте по следующим критериям: биологическая ценность; биохимический анализ; количественное содержание микроорганизмов; канцерогенность, радиопротекторность; весовой и объемный анализ с измерением химических реакций; физические и механические величины, концентрация, масса. Измерительный метод применяется при оценке: химического состава и пищевой ценности пищевой продукции; измерения массы; формы выпускаемой продукции; механического и электрического напряжение; оборотов двигателей и т.д.
Регистрационный метод нацелен на подсчет показаний и объектов, классифицируемых по определенному признаку. Подсчитывается число определенных событий или характеристик. Например: градации дефектов товара; показатели ассортимента; количество жалоб; количество обслуживаемых покупателей; количество микроорганизмов и вредителей. В качестве классифицируемого признака выбираются показатели: групп; подгрупп; наименований; классов и иных свойств продукции.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ
1. Беспалов, В. В. Средства и методы управления качеством продукции в бережливом производстве : учебное пособие для студентов специальности 27.04.02 "Управление качеством" / В. В. Беспалов ; М-во науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский гос.техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева". - Нижний Новгород : Нижегородский гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева, 2019. - 216 с.
2. Инновации и современное общество: сохраняя прошлое, создаём будущее : монография / Акбашева Д. М., Антошкина Е. А., Битурсын С. [и др.] ; под общ. ред. Г. Ю. Гуляева ; Международный центр научного сотрудничества "Наука и просвещение". - Пенза : МЦНС "Наука и просвещение", 2020. - 191 с.
3. Манакова, И. А. Средства и методы управления качеством [Текст] : курс лекций для студентов направления 221400.62 (27.03.02) "Управление качеством" профиля подготовки "Управление качеством в социально-экономических системах" очной и заочной форм обучения / И. А. Манакова ; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Сибирский гос. технологический ун-т". - Красноярск : Сибирский гос. технологический ун-т, 2015. - 133 с.
4. Розанова, С. К. Средства и методы управления качеством [Текст] : учебное пособие / С. К. Розанова, Т. Г. Стефанова, К. М. Туманов ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования "Санкт-Петербургский гос. экономический ун-т", Каф. экономики и упр. качеством. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2015. - 46 с.
5. Стратификация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kpms.ru/Implement/Qms_Stratification.htm (дата обращения 23.02.2022)
6. Сырямкин, В. И. Средства и методы управления качеством [Текст] : учебное пособие / В. И. Сырямкин, Н. Г. Филонов, Д. Н. Кузнецов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томский гос. пед. ун-т. - Томск : Издат. дом Томского гос. ун-та, 2018. - 385 с.
7. Уланова, А. В. Средства и методы управления качеством : методические указания к курсовому проектированию для студентов, обучающихся по курсу "Средства и методы управления качеством" по направлению 27.03.02 "Управление качеством" / А. В. Уланова ; Министерство науки и высшего образования, Национальный исследовательский университет "МЭИ". - Москва : Изд-во МЭИ, 2020. - 29 с.
8. Факторы и эффективные механизмы устойчивого развития : монография / [Ананченко И. В., Бабурина Н. А., Баннова К. А. и др.] ; Международный центр научного сотрудничества "Наука и просвещение". - Пенза : МЦНС "Наука и просвещение", 2020. - 147 с.
9. Филатов, В. В. Развитие промышленного комплекса России на основе регулирования рынка инноваций отраслевой экономической системы: теория и методология [Текст] : монография. - Москва : КноРус, 2016. - 214 с.
10. Экономика и современный менеджмент: в поисках новой модели инновационного развития : монография / Абрекова А. М., Владимирова О. Н., Ганина С. А. [и др.] ; Международный центр научного сотрудничества "Наука и просвещение". - Пенза : МЦНС "Наука и просвещение", 2019. - 210 с.
11. Экономика, бизнес и право в новых условиях : монография / [Абдулкадырова М. А., Агаркова Л. В., Бобылева А. С. и др.] ; [под общ. ред. А. Н. Бузни] ; Международный центр научного сотрудничества "Наука и просвещение". - Пенза : МЦНС "Наука и просвещение", 2019. - 157 с.