Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы данной курсовой работы. Преподавание и методика русского языка определяет три основные познавательные цели обучения русскому языку:
- формирование лингвистического мировоззрения учащихся о языке (языковая способность);
- изучение познавательных задач, которые указаны в качестве связанных с образованием у учащихся языковых и речевых навыков, а также большое место среди них занимают "правописание" и образование глаголов в разных формах.
Данная тема наиболее тесно связана с методологией правописания. Также средства маркирования связаны с методологией словообразования (орфография определенных морфем) и фонетики (чередование - это понятие "фонетика").
Методы и приемы, которые были применены в данном исследовании. В настоящее время для успешной реализации непроверяемой орфографии, особенно частных образовательных целей, таких, как обучение написанию чередования звуковых фонем, а также необходимость улучшать орфографическую работу.
На сегодняшний день данный вопрос является одним из самых актуальных:
1.Умение грамотно писать является неотъемлемой составляющей языковых навыков и характерно для образованного и культурного человека.
2.Формирование языковых навыков является одной из главных познавательных целей преподавания русского языка.
В результате проблема правописания и чередования звуков, как основных средств маркирования глаголов затрагивает основу всего образования по русскому языку.
И с точки зрения методического пособия орфография классифицируется как релевантная, т.е. "усложняет ученика даже после того, как прошло много времени с момента ее знания" (в отличие от несвязанной орфографии, которая больше не усложняет ученика).
Очень важно совершенствовать знания учителя на этапе превращения собственно орфографии (т.е. орфографической работы) в неактуальную (т.е. не требующую методических усилий для формирования навыков).
Цель данной курсовой работы – изучить чередование звуков, как основного средства маркирования грамматической информации в формах русского языка.
Основными задачами, исходя из выше поставленной цели будут следующие:
1.Изучить грамматическую форму глагола в тексте.
2.Проанализировать чередование звуков в глаголах.
3.Выявить основные способы выражения грамматических значениях.
4.Рассмотреть маркирование грамматической информации в формах русского глагола через чередование звуков.
Глава 1 Теоретические основы грамматической информации в формах русского глагола
1.1 Грамматическая форма глагола в тексте
Обобщенное значение, присущее глаголу, заключается в передаче информации о действиях субъекта. Принято выделять основные группы действий, которые обозначаются глаголами:
Объектная аудиоактивность, аудиопроизводство (кричать, разговаривать, шептать, шипеть, мяукать).
1.Трудовые и агрессивные действия, которые выполняются субъектом речи (стрелять, вырезать, шить, вытягивать).
2.Умственная работа (анализировать, доказывать, сравнивать, утверждать).
3.Изменение положения объекта в пространстве (бег, прыжок, ползание, плавание, распространение).
4.Положительное выражение эмоций (обожать, злиться, развлекаться, скучать).
5.Описание окружающей среды и состояния человека (темнеет, наступает рассвет, холодает).
При присоединении к глаголу аффикса изменяется в соответствии с требованиями контекста. Но, в любое время лицо, пол и номер сохраняют набор свойств [8].
Инвариантные грамматические (морфологические) характеристики глаголов могут быть определены во всех формах конкретной фонетической единицы, независимо от обстоятельств общения.
Глаголы относятся к процессам и являются частями речи, которые выражают это значение типа, голоса, наклонения, времен и категорий лиц. Глаголы также имеют категории чисел и - в форме прошедшего времени и сослагательного наклонения - категории рода.
Глаголы имеют форму следующих классов:
1. Сопряженные формы, т.е. люди, времена, наклонения и глаголы, которые представляют изменения числами.
2. Причастия и наречия.
Морфологические категории глаголов различаются по составу форм, которые они охватывают. Типы и категории голосов присущи всем формам глаголов, включая причастия и наречия. Другие морфологические категории глаголов присущи только определенным классам форм.
Категория наклонения принадлежит всем спрягаемым формам, но она не свойственна инфинитивным, причастным и наречным формам. Категория времени присуща только форме выражения. Налог включен... Однако он не существует в виде подчиненных. И он командует. Налог вклю
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аванесов Р. И. Очерк грамматики русского литературного языка / Р. И. Аванесов, В. П. Сидоров. Часть 1. Фонетика и морфология. - М. : Учпедгиз, 1945. 236 с.
2. Богородицкий В. А. Очерки языкознания и русского языка / В. А. Богородицкий. - М.: Наука, 1974. 232 с.
3. Брагина А. А. Словарь современного русского языка / Д.С. Светлышев, А.А. Брагина, Ж.В. Ганиева соавт. М., 1986.456с.
4. Битехтина Г.А. По-русски - без ошибок! / Пособие по грамматике русского языка для иностранных студентов. М., 1995.
5. Голуб И.Б. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации. Москва. 2016. 431с.
6. Глазунова О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Морфология. - Санкт-Петербург, 2018.459с.
7. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. Сгибание. Около 100 000 слов / А. А. Зализняк. - 2-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1980. - 880 с.
8. Иткин И. Б. Морфология русского языка. - - М. : Гнозис, 2007. 255с.
9. Макаев Е. А. Фономорфология. Парадигматика. Категория имени. - М: Наука, 1977. 86с.
10. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов.Москва.1980.
11. Пулькина И.М., Захарова-Некрасова Е.Б. Учебник русского языка для иностранных студентов. М. 1975.
12. Реформатский А. А. Еще раз о статусе морфологии, ее границах и задачах. Реформатский А. А. Фонологические исследования. - М. : Наука, 1975. 119с.
13. Серебрянникова Б. А. Общее языкознание. Методы лингвистического исследования / под ред. Б. А. Серебренникова. - М. : Наука, 1973. - 319 с.
14. Щерба Л. В. Очередные проблемы лингвистики. Л. : Наука, Ленингр. Кафедра, 1974. 59с.
15. Шелякин М.А. Справочник по грамматике русского языка - М., 2000.
16. Чурганова В.Г. Очерк русской морфологии. М.: Наука, 1973.239 с.
17. URL:http://www.classes.ru/общероссийский/ russian-dictionary (дата обращения 19.02.2022)
18. URL: https://www.studmed.ru/holders(дата обращения 19.02.2022)
19. URL:https://litgu.ru/knigi/guman_nauki/19615-ocherk-russkoy-morfonologii.html(дата обращения 16.02.2022)
20. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007075716(дата обращения 16.02.2022)
21. URL: https://ru.b-ok.cc/book/2972816/3bc690(дата обращения 19.02.2022)
22. URL:https://books.google.ru/books/about/Очерк_русской_морфоно.html?hl=ru&i(дата обращения 22.02.2022)
23. URL:https://fr-lib.ru/books/nauka-i-ucheba/kniga-ocherk-russkoi-morfonologii-download1325035(дата обращения 19.02.2022)
24. URL: https://www.dissercat.com/content/morfonologicheskie-protsessy-v-mokshanskom-glagolnom-slovoobrazovanii (дата обращения 19.02.2022)
25. URL: http://issuesinlinguistics.ru/pubfiles/2009-3_139-145.pdf(дата обращения 17.02.2022)
26. URL: https://naukarus.com/i-b-itkin-russkaya-morfonologiya-m-gnozis-2007-271-s(дата обращения 19.02.2022)
27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15127760(дата обращения 22.02.2022)
28. https://rjano.ruslang.ru/ru/archive/2009-2/225-231(дата обращения 22.02.2022)
29. URL:https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/MORFONOLOGIYA.html (дата обращения 19.02.2022)
30. URL: https://studopedia.su/13_144959_morfonologiya.html (дата обращения 19.02.2022)
31. URL: https://present5.com/morfonologiya-morfonologicheskie-yavleniya-sostava-slova-prepodavatel-kandidat/ (дата обращения 16.02.2022)
32. URL: https://fonetica.philol.msu.ru/bibl/tru.htm (дата обращения 19.02.2022)
33. URL: https://docplayer.com/44840481-O-v-kukushkina-morfonologiya-sovremennogo-russkogo-literaturnogo-yazyka.html (дата обращения 22.02.2022)