Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Весьма актуальной темой экономического развития России в связи с последними событиями является эффективная и комфортабельная организация пространства городов и управление этими самыми пространствами. Агломерация здесь представляется наиболее перспективной формой.
Городские агломерации представляют собой динамично развивающуюся форму расселения и территориальную организацию хозяйства. Включая в себя огромный научно-технический, производственный и социально-культурный потенциал, агломерации являются основополагающими базами ускорения развития научно-технического прогресса и оказывают серьезное влияние на окружающие их территории.
Принцип и дальнейшее развитие, а также само создание агломераций на территории Республики Татарстан прослеживается в документальном отчете «Стратегия развития Республики Татарстан до 2030 года».
Решение задач, положенных в основу вышеуказанного документа, обеспечит высокую конкурентоспособность республики Татарстан и решит вопрос сбалансированности территорий развития всего региона.
Имеются разные подходы к пониманию самой сущности агломераций, но безусловно это та самая связь пунктов, которые разрастаются и имеют один центр.
Городской транспорт довольно сложная производственно-техническая система и она должна рассматриваться во взаимодействии с социальной, культурной и экономической системами города, таким образом, городская агломерация напрямую связана с общественной ролью транспорта. Качество транспортного обслуживания населения напрямую влияет на характер этого взаимодействия. Взаимосвязь транспортной и социальной систем прописана необходимостью учета маневров пассажиров. Взаимодействие транспортной и экономической систем проявляется во влиянии условий передвижений на транспортный коллапс и производительность труда.
Поэтому показателем деятельности различных организаций городского пассажирского общественного транспорта является не только удовлетворение спроса населения на транспортные услуги, но и соблюдение при этом показателей высокого качества транспортного обслуживания.
В данной курсовой работе мы рассмотрим вклад городского транспорта в развитие Казанской агломерации.
Объектом исследования является – влияние общественного транспорта на Казанскую агломерацию.
Целью курсовой работы является исследование городской структуры общественного транспорта г. Казани и его влияния на Казанскую агломерацию.
Глава 1. Городская агломерации на примере Республики Татарстан (г. Казань)
1.1. Понятие городской агломерации
Термин «агломерация» имеет несколько определений. Приведем самое распространенное, в котором указано, что городскими агломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенных городов и остальных населенных пунктов, которые при увеличении сближаются (иногда превращаются в одну структуру) и между которыми усиливаются разнообразие хозяйственных, трудовых, культурных и бытовых взаимозависимостей.
А крупнейшие городские агломерации, в которых формируются и сосредотачиваются прогрессивные и передовые отрасли промышленности, сельского хозяйства, административные, научные, культурные и другие и есть объекты.
Границы городской агломерации постоянно меняются благодаря изменению одного из параметров агломерации – сколько времени займет поездка от их места жительства к местам осуществления трудовой деятельности: в рамках организации этих передвижений их дальность растёт в зависимости от скорости следования средств общественного и личного транспорта, а затраты времени увеличиваются незаметно и в малых масштабах.
Для развития городских агломераций присутствует наращивание огромных скоплений городов и центров, включающих постоянной растущие пункты, присоединяющие к себе все новые и новые территории, концентрация в них больших масс населения региона, миграции и периодические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие масштабность.
Казанская агломерация — это самая крупная городская агломерация в Республике Татарстан, находящаяся на северо-западе региона, на левом берегу Волги. Сам город Казань находится на расстоянии 715,72 км (по воздуху), 815,82 км (по суше) от столицы Российской Федерации - г. Москвы.
Агломерация имеет моно-центричный характер и включает в себя города Казань и Зеленодольск, а еще шесть муниципальных районов. Состав и развитие агломерации закреплены в Концепции территориальной экономической политики Республики Татарстан.
Основным документом территориального планирования г. Казани является генеральный план муниципального образования г. Казани, который утвержден решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 №23-26.
Сейчас на стадии публичных слушаний находится на рассмотрении новый проект Генерального плана. В рамках проекта установлены задачи развития функционально-планировочной структуры городского округа, в том числе реализация принципов опережающего развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур на незастроенных территориях, единый подход к территориальному планированию; обеспечение сложившейся и новой застройки надежным транспортным обслуживанием.
1.2. Формирование функционально-нормативной модели Казанской агломерации
Различная мотивация преследует процессы образования городских агломераций, от развития туристических направлений и туризма до определения места для транспортных развязок и магистралей, но в целом представляет собой процесс увеличение территории городов, путем слияния соседних, а также поглощение крупным городом иных селений и нейтральных территорий.
В соответствии со Стратегией развития Республики Татарстан № 40-ЗРТ до 2030 года в республике выделяются три агломерации – Казанская, Камская и Альметьевская. В настоящей работе мы рассматриваем Казанскую агломерацию.
Столичная Казанская агломерации крупнейшая в Республике Татарстан по численности населения и включает в себя, согласно вышеуказанной Стратегии-2030, шесть муниципальных образований – городской округ Казань, Верхнеуслонский, Высокогорский, Зеленодольский, Лаишевский и Пестречинский районы. Общая численность агломерации в 2015 году была более 1,5 миллиона человек, из которых к городу Казани на 01.01.2018 г. принадлежало 1 243 500 человек, что отражено в статистических данных Федеральной службы статистики по Республике Татарстан.
Главные нормативно-правовые акты Республики, которые осуществляют контроль за деятельностью в сфере функционирования и развития транспортной инфраструктуры г. Казани называются:
1) Конституция Республики Татарстан: определение структуры республиканских органов власти;
2) Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 г. №317 «Вопросы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» (в актуальной редакции):
- наделение Министерства полномочиями по осуществлению государственной политики и управления транспортным комплексом.
3) Закон Республики Татарстан от 03.08.2009 г. №43-ЗРТ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Республики Татарстан» (ред. Закона Республики Татарстан от 11.04.2013 №3-ЗРТ):
- регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Республике Татарстан, связанные с осуществлением полномочий органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления в Республике Татарстан в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности;
4) Закон Республики Татарстан от 13.11.2006 г. № 70-ЗРТ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан» (ред. от 15.12.2014):
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Проблемы изучения городских агломераций/Под ред. Г.М. Лаппо, Ф.М. Листетенругта. – М.: Институт географии АН СССР, 1988.
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Казанская_агломерация
3. Субботина Т.В., Шарыгин М.Д. Территориальные социально-экологоэкономические системы: монография / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2011.
4. Закон Республики Татарстан № 40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года».
5. Обосновывающие и поясняющие материалы к проекту стратегии социально-экономического развития республики Татарстан до 2030 года.
6. Лаппо Г.М. Города России. Взгляд географа. – М.: Новый хронограф, 2012.
7. Разработка Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Казани на период до 2033 года, актуализация Комплексной схемы организации дорожного движения г. Казани на период до 2033 года, Москва, 2018.
8. Боголюбов, В. С. Управление городским хозяйством / В. С. Боголюбов, В. М. Стеняев . - СПб. : Стройиздат, 1989.
9. https://kazantransport.ru/transport/179/
10. https://pandia.ru/text/80/367/12695.php
11. Современные тренды развития городских агломерация Республики Татарстан, Хуснутдинова С.Р., 2019.
12. Ильина И.Н. Качество городской среды как фактор устойчивого развития муниципальных образований // Экономика и управление народным хозяйством, 2015.
13. Панасюк М.В. Социально-экономическая и геополитическая характеристика Казани //Экология города Казани. – Казань, 2005.
14. Катаева А.Р. Формирование экологического каркаса как принцип устойчивого развития городской среды // Архитектон: известия вузов, 2012.
15. Троицкая Н.А. Единая транспортная система. М.: «Академия», 2007.
16. Черепанов В.А. Транспорт в планировке городов: Учеб. пособие. М.:
Стройиздат, 2011.
17. Аксенов И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы
/ И.Я. Аксенов. М.: ТЕИС, 2017.
18. АртыновА. П. Автоматизация процессов планирования и управления транспортными системами / А. П. Артынов, И. И. Скалецкий. М.: Транспорт, 1981.