Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных в современной психологии в связи с информационными перегрузками и напряженным ритмом жизни, в связи с увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышением беспокойства, тревожности, агрессивности, неуверенности, эмоциональной неустойчивости. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, которая проявляется в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Она влияет не только на учебную деятельность, но и на формирование личности в целом, особенно в подростковом возрасте. Для проведения коррекционно-развивающей работы и понижению уровня тревожности необходимо знать ее причины возникновения. Проблему тревожности изучали следующие педагоги и психологи: А.М. Прихожан, А. Е.И. Рогов, Е. Савина, И. Захаров, А. О. Прохоров, Ж. М. Глозман, В. В, Зоткина, В. В. Суворова, Л. И. Божович, А.И. Захаров, Б.И. Кочубей и другие.
В настоящее время одним из эффективных и увлекательных методов коррекции тревожности является сказкотерапия.
Данную проблему исследовали: И. В. Вачков, А. В. Гнездило, Т. Грабенко, Ю.Н. Дрешер, Т. Зинкевич-Евстегнеева, Д.Ю. Соколов и другие отечественные специалисты, и исследователи выделяли сказкотерапию как самостоятельный метод работы.
Актуальность темы определяется тем, что среди подростков распространены эмоциональные нарушения и проявления ее неустойчивости. Именно они являются причиной возникновения неврозов и различных эмоциональных расстройств, что влечет за собой не успешность в учебной деятельности. По данным причинам психологи используются разнообразные средства коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей, одним из них является сказкотерапия.
Цель: рассмотреть использование сказок в психологической работе с подростками и старшеклассниками.
Задачи.
- раскрыть понятия «тревожность»
- описать особенности проявления тревожности у детей подросткового возраста
- проанализировать сказкотерапию как средство коррекции тревожности у детей подросткового возраста
- проанализировать эффективность использования сказкотерапии, направленной на коррекцию тревожности подростков.
Объект исследования: тревожность детей подросткового возраста.
Предмет исследования: коррекция тревожности подростков средствами сказкотерапии.
Гипотеза: составленная программа с использованием сказкотерапии, способствует эффективной коррекции тревожности детей подросткового возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогический и методической литературы и научно-педагогических исследований по проблеме, психологические, математико-статистическая обработка данных и интерпретация полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать результаты опытно - экспериментальной работы в социально - педагогической практике, в деятельности педагогов - психологов школьных учреждений.
База исследования: ГБОУ Гимназия 227.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ
1.1. Анализ понятия «тревожность» в научной литературе
Одной из важных проблем, изучаемых в психологии, является проблема, связанная с психологическим состоянием человека. Среди возможных психических состояний, большое внимание уделяется такому состоянию, как «тревожность» и «тревога».
Впервые на проблему тревожности обратил внимание З. Фрейд. Он ввел понятие в психологию и рассматривал тревожность как эмоциональное состояние и указывал на ее внутренние предпосылки: чувство ожидания и неопределенности, ощущение слабости и беспомощности.
Авторы рассматривают тревожность с разных точек зрения: как эмоциональное состояние, как сложное комплексное состояние, как черта личности, как свойство темперамента и др.
Б.Л. Ханин, Р. Кэттэл, И. Шеир, И.Г. Сарасон, Ч. Спилбергер говорили о том, что тревожность проявляется как эмоциональное состояние (ситуативная тревога) и как устойчивое свойство, индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги.
Ф.Б. Березин рассматривает тревожность, как сложное, комплексное состояние, имеющее разнообразные проявления. И представляет «тревожный ряд», который включает несколько аффективных феноменов, сменяющих друг друга в определенной последовательности по мере нарастания тревоги: ощущение внутренней напряженности, гиперестезические реакции, собственно тревога, как центральный элемент рассматриваемого ряда, страх, ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, тревожно-боязливое возбуждение [21, с.42].
Н.Д. Левитова определяет тревожность как психическое состояние, которое вызывается возможными и вероятными неприятностями, неожиданностями, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного и выражающегося в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя) [8, с. 80].
По мнению А.М. Прихожан, тревожность раскрывается через переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [41, с.9].
А.М. Прихожан рассматривает проявление тревожности на двух уровнях:
- на психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение;
- на физиологическом уровне реакции тревожности наблюдается в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.
Рассмотрим разновидности тревожности:
- устойчивая тревожность в какой-либо сфере (тестовая, межличностная, экологическая) - ее принято обозначать как специфическую, частичную, парциальную;
- общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения из значимости для человека. В этих случаях частичная тревожность является лишь формой выражения общей [41, с.9].
По исследованиям психологического сообщества, уровень тревоги субъекта всегда должен соответствовать требованиям происходящей ситуации. Если возникает не соответствие, то нарушается адаптивное поведение личности, что способствует возникновению психосоматических расстройств.
В психологии выделяют несколько видов тревожности:
- социальная, если индивид ощущает дискомфорт, будучи посреди значительной толпы;
- публичная, данное ощущение беспокойств остро выражается в различных многочисленных мероприятиях;
- посттравматическая - это состояние стабильной тревоги, возникает уже после пережитого эмоционального потрясения;
- экзистенциальная - это понимание индивидом той действительности, что он может вскоре скончаться;
- разделенное тревожное состояние, когда индивид ощущает мощный припадок тревоги, в случае если находиться вдалеке от какого-то места, либо определенного лица [43, с.157].
Феномен тревожности сложен в теории дифференцированных эмоций описывается, что он состоит из фундаментальной эмоции страха, а тревожность - это устойчивый комплекс, который образуется в результате взаимодействия с одной или несколькими другими эмоциями - страхом, гневом, виной, стыдом и интересом. Тревожность включает потребностные состояния и биохимические факторы. Выделяют формы тревожности в зависимости от комбинации входящих в нее аффектов. Синдром тревожности может различаться у отдельных индивидов, например, страх - вина или страх - стыд - вина, страх - страдание, страх - гнев, страх - страдание - гнев, однако доминирующей эмоцией является страх (К. Изард, К.Д. Левитов).
В своих исследованиях А.М. Прихожан рассматривает различные формы тревожности (то есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления). Он выделяет следующие варианты переживания и преодоления тревожности.
Открытая тревожность - сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги, которая может существовать в различных формах, например:
- как острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность, чаще всего дезорганизующая деятельность человека;
- регулируемая и компенсируемая тревожность, которая может использоваться человеком в качестве стимула для выполнения соответствующей деятельности, что, впрочем, возможно преимущественно в стабильных, привычных ситуациях;
- культивируемая тревожность, связанная с поиском «вторичных выгод» от собственной тревожности, что требует определенной личностной зрелости (соответственно, эта форма тревожности появляется только в подростковом возрасте).
Скрытая тревожность - в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения (например, теребление волос, постукивание пальцами по столу):
- неадекватное спокойствие (например, реакция «У меня все в порядке!», связанные с компенсаторно-защитной попыткой поддержать самооценку;
- низкая самооценка в сознание не допускается);
- уход от ситуации [34, с. 9].
Важно отметить «замаскированную тревожность». Частыми ее проявлениями, мы можем наблюдать враждебность, взаимозависимость, безразличие, излишняя задумчивость, своего рода «маски». С их помощью человек испытывает тревожность в ослабленном варианте и никак не выражает вовне.
Таким образом, следует отметить, что тревожность как психическое свойство находятся в противоборстве с основными личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. При работе с тревожными людьми очень часто сталкиваются с определенной трудностью: они, несмотря на выраженное стремление избавиться от тревожности, неосознанно сопротивляются попыткам помочь им сделать это.
1.2. Причины проявления тревожности у детей подросткового возраста
Подростковый возраст занимает особое место в психологии и педагогике, так как именно в этот период осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функции, возникает рефлексия, самоконтроль, умение учиться (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Давыдов). Все изменения происходят на фоне сложных эмоциональных переживаний. Среди типичных для подростков эмоции нередко существенное место занимают отрицательные эмоциональные состояния: тревога, страх, тревожность.
Более подробно остановимся на особенностях проявления тревожности. Ведь многие исследователи и психологи уверенны, что именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей возрастного периода. Уровень тревожности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных условиях становится одним из определяющих факторов личности ребенка и его здоровья, а особенно подростка. В свою очередь тревожность тесно связана с такими нейродинамическими и темпераментальными свойствами, как слабая нервная система, неуравновешенность нервных процессов и эмоциональная возбудимость.
Выделяют конкретные и частные виды тревожности у детей подросткового возраста:
- школьной тревожности (А.К. Дусавицкий, Т.А. Нежнова, Е.В. Филиппова, Е.В. Новикова, С.Б. Сарасон, Б. Филлипс);
- тревожности ожиданий в социальном общении (В.Р. Кисловская, Н.М. Гордецова);
- «компьютерная» тревожность (О.В. Доронина, Х. Симонсон, М. Маурер).
Е.В. Зинченко определяется тревожность подростков через следующие поведенческие проявления: чрезмерное беспокойство, чувство беспомощности, повышенные требования к себе, самокритичность, низкая самооценка, выраженная потребность в поощрении и одобрении взрослых [21, с.42].
Нельзя не сказать о том, что сама школа, учебные мероприятия, проверка знаний могут являться для подростков стрессовыми, которые ведут к повышению тревожности.
В настоящее время выделяются в основном два типа источников устойчивой тревожности:
- длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги (Ю. Л. Ханин, Ч. Д. Спилбергер);
- внутренние - психологические и/или психофизиологические причины.
О.С. Лямкина и Т.В. Ветер выделили несколько факторов, вызывающих состояние стресса и тревожности у подростков:
- факторы учебной деятельности (страх самовыражения, ситуация проверки знаний);
- факторы, обусловленные наличием социально-психологического и педагогического взаимодействия ребенка и среды (страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страх быть отвергнутым сверстниками, проблемы в отношениях с учителем);
- факторы личностного характера (иерархия мотивов, установки личности по отношению к себе и окружающим, интеллектуальный потенциал, опыт);
- факторы, обусловленные условиями жизни и быта ребенка (напряженные отношения в семье, особенности воспитания и другие) [32].
А.В. Микляева, П. В. Румянцева выделяют факторы, воздействие которых способствует формированию и закреплению тревожности:
- учебные перегрузки;
- неспособность учащегося справиться со школьной программой;
- неадекватные ожидания со стороны родителей;
- неблагоприятные отношения с педагогами;
- регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
- смена школьного коллектива и (или) непринятие детским коллективом [34, с.13].
Очень часто тревожность развивается в ситуации конфликта, который вызван: негативными требованиями, неадекватными, чаще всего завышенными требованиями или противоречивыми требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение. Чаще всего данные требования исходят от родителей, от школы или сверстников и направлены в сторону ребенка [34, с. 11].
Школьную тревожность рассматривают в прямой взаимосвязи с низкой успеваемостью, особенностями взаимодействия с окружающими, личностными особенностями подростка, появление отрицательных черт, недисциплинированность, негативные субъективные переживания. Она проявляется в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.
Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с этим у них возникает ожидание непонимания и неблагополучия со стороны окружающих.
Таким образом, ознакомившись с исследованиями разных авторов, можно сделать вывод о том, что проблема тревожности подростков продолжает оставаться достаточно актуальной и на данной ступени развития тревожность не считается стабильной характерной чертой, а предполагает собой следствие негативных взаимоотношений с окружающими. Обратившись к данной проблеме, для ее решения выбрали метод сказкотерапии.
1.3. Сказкотерапия как средство коррекции тревожности у детей подросткового возраста
С точки зрения педагогики сказкотерапия рассматривается как способ передачи индивидууму необходимых моральных норм и правил.
Сказкотерапия многопланова, она включает различные методы, техники и формы работы, направленные на решение психодиагностических, коррекционных, развивающих и терапевтических задач. К классическим формам работы можно отнести рассказывание сказок и их анализ, сочинение историй, переписывание и дописывание авторских и народных сказок, решение сказочных задач, драматизацию сказок, проигрывание эпизодов, а так же введение в сказку новых персонажей. Помимо этого активно используются арт-терапевтические техники (рисование сказок), сказочная куклотерапия, телесно-ориентированные техники, подбор музыки к ск
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Акопян Л.С. Тревожность и страхи школьников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2018. - №1. - С.104- 109.
Андреев П. В., Кравцова Е.М., Пятницкая Е. В. Психолог в образовании: теория и практика. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2019. 236 с.
Артюшина Н.Н., Федюнина И.В. Мастер-класс по сказкотерапии для родителей «Путешествие в сказку» // Материалы X Международной научной конференции «Продуктивное обучение: опыт и перспективы». Самара, 2018, С.23-33.
Балашова Н.А. Содержание деятельности педагога по коррекции тревожности учащихся во взаимодействии с семьей // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2020. № 3. С. 249-252.
Белов В.Г, Коротенкова Р.Г., Гурьева М.А., Павловская А.В. Психологические особенности тревожности у учащихся // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2021. - №10 (80). - С. 37-41.
Беляева Е.В., Борзенкова И.В. Коррекция тревожности и страхов у детей методом сказкотерапии // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. - 2021. - №1(4). - С. 85-88.
Бочева Н. А. Анализ программ по коррекции тревожности в начальной школе // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2021. - № 1. - С. 102-107.
Брель Е.Ю., Гайдук С.В. Проблемы развития тревожности // Сибирский психологический журнал. - 2020. - №12. - С. 79-84.
Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89. 2017. 144 с.
Вачков И.В. Сказкотерапия в работе детского психолога // Психолог в детском саду. - 2019. - №6. - С.50-55.
Ганжин В.В. Сказкотерапия как педагогический метод коррекции личностоного роста // Молодой ученый. - 2018. - №28 (132). - С.856- 858.
Гараева С. В. Сказкотерапия как средство коррекции тревожности // Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Широков О. Н. и др. - 2017. - С.181-183.
Гришина И.И., Дальхеева А.М., Сказотерапия как один из способов формирования самодостаточной личности у детей // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. - 2020. - №2 (48). - С. 164-67.
Гуров В. А. Тревожность и здоровье подростков // Вестник ТГПУ. - 2019. - Выпуск 4 (82). - С. 56-60.
Житникова В.М. Сказкотерапия как процесс коррекции, способствующий формированию у ребенка коммуникативных и творческих компетенции // Материалы VI всероссийской научно-практической конференции. 2015.
Зеленко О.В. Современные технологии сказки для психолого-педагогической работы с детьми и подростками // Эксперимент и инновации в школе. - 2021. - №5. - С.45-49.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2017. - 171 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии - СПб.: Речь, 2018. 320 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: Златоуст, 2019. 352 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2019. 240 с.
Зинченко Е.В. Использование арт-терапии в коррекции тревожности // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2019. - № 7/2. - С. 42-46.
Илларионова И.В. Психологическая поддержка детей с тревожностью // Детский сад то А до Я. - 2019. - №3(39). - С. 63-71.
Иовлева Т.Е., Рудомазина В.М. Проявление тревожности подростков в сюжетах сочиненных сказок. Возможности и ограничения приема сочинительства // Наука и школа. - 2021. - №2. - С.139-143.
Каяшева О.И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике. - Самара: Бахрах-И. 2018. 286 с.
Кирейчева Е.В. Структура программы профилактики и коррекции школьной тревожности с помощью сказкотерапии // Евразийский союз ученых. - 2019. - № 1-4 (22). - С. 137-139.
Клименко К.В. Коррекционный метод - сказкотерапия // Гуманитарный трактат. - 2017. - №18. - С.67-75.
Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации - М.: ЦГЛ. - 2020. - 144 с.
Кузьмин Д. А. Сказкотерапия как метод культурно-психологического воздействия на личность: история и эволюция // Вестник МГУКИ. - 2021. -№5 (67). - С.159-164.
Купченко В.Е., Устюгова Е.В. Эффективность сказкотерапии как метода коррекции тревожности в подростковом возрасте // Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 201- 205.
Ломакина Г. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем. - М.: Центрполиграф, 2020. - 158 с.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Речь, 2017. - 136 с.
Лямкина О.С. Ветер Т.В. Стресс в школьной жизни // Образование в современной школе. - 2018. - №3. - С.44.
Матвеева Е.О. Сказкотерапия как форма коррекционно-воспитательной работы // Вестник МГУКИ. - 2019. - №6(32). - С. 227-232.
Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2019, 248 с.
Милютина М. В. Применение сказкотерапии в работе педагога-психолога школы. Занятие педагога-психолога с элементами сказкотерапии для обучающихся 5-7 классов // Научно-методический журнал педагогический поиск. - 2017. - № 1. - С. 45-50.
Никонова С.Л. Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших школьников // Концепт. - 2019. - Спецвыпуск № 01. - С. 2-8.
Пашкина Е.А., Ганичева И.А. Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми подросткового возраста // Молодой ученый. - 2021. - № 22.1 (102.1). - С.152-154.
Полозкова Е.П., Лимонченко Р.А., Гасымова Л.А., Ульянова А.О. Маленькие секреты и большие проблемы «универсального» психотерапевтического метода: сказкотерапия детских проблем для всех // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2021. - №2. - С. 344-375.
Пономаренко К.Г., Шапарь Я.Д. Коррекция детской психики через сказкотерапию // Уникальные исследования XXI века. - 2019. - №5(5). - С.168-170.
Пономарева В.И. Там, на неведомых дорожках… Их практики сказкотерапии. - М.: Академический Проект, 2018. - 244 с.
Прихожан А.М. Психология тревожности. – СПб.: Питер, 2019. - 304 с.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2020. - 304 с.
Разумова Е.М., Павлушкина Я.А. Тревожность в структуре личности // Сборник научных трудов. Магнитогорск. - 2019. - С. 155-161.
Самохвалова А.Г. Преодоление коммуникативных трудностей средствами сказкотерапии // Перспективы науки и образования. - 2021. - №4. - С. 200-213.
Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. - 2019. - № 2. - С. 42-52.
Соболева Л.Г., Новак Т.М., Шаршакова Т.М. Оценка уровня тревожности // Проблемы здоровья и экологии. - 2020. - № 5. - С. 123-128.
Сурина А.В., Попова Н.И. Применение сказкотерапии в коррекции детских недостатков // Педагогические науки. - 2018. - №3. - С.143- 146.
Тажутдинова Г.Ш. Изучение проблемы детской тревожности // Международный научный журнал «Символ науки». - 2020. - №9. - С. 165-167.
Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2018. - 118 с.
Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь. 2017. – 176 с.
Уварова Н.Н., Подпорина В.Г. Сказкотерапия как средство формирования положительного жизненного сценария // Вестник Университета. - 2019. - №23. - С. 291-293.
Чебыкина О.А. Работа с подростками «группы риска» методом сказкотерапии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - Т. 12. - С. 201-205.
Эльконинова Л.И. О предметности детской игры // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. - 2020. - № 2. - С. 27.