Фрагмент для ознакомления
2
Из рис.№ 5 видно, что результаты исследования абстрактного мышления распределились по трем уровням. Наибольшее количество младших школьников с ЗПР (70%) обладает низким уровнем развития абстрактного мышления. Также в этой группе имеется (30%) детей со средним уровнем развития данного уровня мышления. Следует отметить, что нет ни одного младшего школьника с ЗПР отличающегося высоким уровнем развития абстрактного мышления.
В контрольной группе результаты распределились по двум уровням. Большая часть нормально развивающихся младших школьников (80%) имеет высокий уровень развития абстрактного мышления. Однако у младших школьников контрольной группы низкий уровень развития мышления отсутствует, а средний уровень представлен результатами (20%) детей.
Анализ полученных результатов указывает на значимые различия в развитии абстрактного мышления младших школьников с разными уровнями психического развития.
Анализ результатов исследования показал, что большее количество младших школьников с нормальным развитием имеют высокий уровень развития абстрактного мышления, а дети с задержкой психического развития, напротив в большинстве имеют низкий уровень развития данного вида мышления.
Далее проводилось сравнение уровня развития абстрактного мышления при повторном прочтении ряда (2-5 прочтение), анализировались особенности запоминания, сохранения, воспроизведения.
Среднегрупповые результаты абстрактного мышления после 2-5 прочтения представлены на рис.№ 6.
Рис. № 6 Уровни развития абстрактного мышления после 2-5 прочтения
Из рис.6 видно, что результаты исследования абстрактного мышления детей с ЗПР (100%) соответствуют низкому уровню развития абстрактного мышления. Следует отметить, что нет ни одного младшего школьника с ЗПР отличающегося средним или высоким уровнем развития данного вида мышления.
В контрольной группе детей результаты распределились по двум уровням. Большая часть детей (90%) имеет высокий уровень развития абстрактного мышления. Также в этой группе имеется показатель (10%) среднего уровня развития данного вида мышления.
Анализ полученных результатов указывает, что младшие школьники с ЗПР обладают низким уровнем развития абстрактного мышления. В процессе последовательных прочтений у детей данной группы наблюдается повышенная утомляемость, отвлекаемость, что отрицательно сказывается на последующих их воспроизведениях, количество слов не возрастает от прочтения к прочтению, а напротив, остается на уровне 3-5 слов. Некоторые дети с ЗПР после третьего - четвертого прочтения, начинали спрашивать
«Еще раз? Ещё долго?». На протяжении выполнения задания, выраженного стойкого интереса не проявляли, были не сосредоточены, не стремились запомнить и назвать все или как можно больше слов.
При предъявлении данной методики младшим школьникам с нормальным уровнем развития проявлялась высокая степень заинтересованности к предлагаемому заданию, как и при проведении предыдущих методик, что говорит о высокой степени работоспособности. Дети стремились вспомнить как можно больше слов из предложенного ряда. С каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивалось. Уже к 4-5 прочтению большинство младших школьников с нормальным уровнем развития воспроизводило 9-10 слов.
Среднегрупповые результаты абстрактного мышления представлены на рис.№ 7. Из рис. № 7. видно, что показатели развития абстрактного мышления младших школьников с ЗПР (100%) расположились на низком уровне развития.
Рис. № 7 Уровни развития абстрактного мышления
В контрольной группе детей показатели развития абстрактного мышления распределились по двум уровням. 90% школьников основной группы имеют средний уровень развития абстрактного мышления и 10% детей имеют низкий уровень данного вида мышления. Следует отметить, что нет ни одного младшего школьника в данной группе отличающего высоким уровнем развития абстрактного мышления.
В ходе исследования анализировались функции мнемической деятельности детей: коммуникативная, регулятивная и когнитивная. Для сравнения проявлений упомянутых функций внимание обращалось на невербальные жесты (мимика, фонация, пантомимические движения) у детей.
Таблица № 3. Уровни развития функций мышления по группам испытуемых,
Функция мышления Дети Высокий Средний Низкий
Коммуникативная С ЗПР 10 20 70
Нормально развивающиеся 40 60 0
Регулятивная С ЗПР 0 80 20
Нормально развивающиеся 50 40 10
Когнитивная С ЗПР 10 40 50
Нормально развивающиеся 60 30 10
Анализ полученных результатов указывает, что младшие школьники с ЗПР, обладают низким уровнем развития абстрактного мышления. Дети с нормальным уровнем развития, достигают среднего уровня развития абстрактного мышления.
Проведя исследование, попытаемся обобщить полученные результаты в аспекте описания динамической (процессуальной) стороны абстрактного мышления детей с ЗПР.
Динамическая составляющая мнемической деятельности детей с ЗПР проявляется в следующих характеристиках:
1. умение внимательно вникнуть в суть задания. У детей с ЗПР понимание сути задания заметно снижено по сравнению с нормально развивающимися детьми, часто происходит самопроизвольная подмена задания.
2.умение выделить существенные связи во фрагментарных заданиях. У большей части детей с ЗПР, как показало исследование, нет разделения существенного и несущественного в выполнении поставленных заданий, а выделенные существенные связи часто оказываются «оборванными» в процессе воспроизведения запоминаемого материала.
3.умение применить адекватные способы действия для решения проблемы. Дети с ЗПР часто наравне с верными способами параллельно применяют ошибочные действия.
4.умение избегать стереотипных, неприемлемых способов действий. По этому показателю дети с ЗПР проявили в ходе исследования результаты, близкие к результатам их нормально развивающихся ровесников, но всё же ниже. При небольшом усложнении задания дети с ЗПР переходят именно к стереотипным способам решения.
5.умение замечать ошибки и контролировать деятельность. Большинство детей с ЗПР просто не замечают допущенных ошибок.
Как показали результаты экспериментального исследования, для всех младших школьников с ЗПР характерна ещё одна общая особенность - это