Фрагмент для ознакомления
2
Брак с древнейших времен рассматривался в качестве важного начала семейной жизни. На данный момент изучение семейно-брачных отношений не утратило своей важности. Семейственные отношения – составляют основной элемент общественных, государственных отношений и сохраняют это свойство навсегда.
Исторические условия образования семейно-брачных отношений в Древнем Риме, их виды и юридические положения легли в основу особенностей современного семейного права. Правовая система того времени переживала серьезные перемены в разные периоды существования страны, но проводя анализ, можно сказать, что брак значительно эволюционировал, приобретая все новые черты, которые наблюдаются в современных странах и по сей день. Так, нельзя не отметить, что брачные дары и обряды не редки и в наше время, при совершении бракосочетания. Конечно, они не несут в себе уже того смысла, следующих за ним обязанностей в отношении мужа и жены, которые подразумевали римляне при акте заключения брака, но являются наследием будущего.
Римское брачное право весьма сложно: не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались но римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза. Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве.
Цель работы заключается в изучении особенностей римского брачного права.
Данная цель обусловила постановку следующих задач: рассмотреть понятие, условия и способы заключения римского брака (matrimonium); проанализировать брак cum manu; исследовать брак sine manu; охарактеризовать внебрачные союзы (concubinatus, contubernium).
1. ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЯ И СПОСОБЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ РИМСКОГО БРАКА (MATRIMONIUM)
Брак как целостное социальное явление, обладающее реальными очертаниями, в Древнем Риме возник достаточно поздно. Соответственно, не сразу он нашел и признание в римском праве. Характерно, например то, что в древнейшем ius civile (цивильном праве) отсутствовали какие-либо внятные упоминания не только самого понятии брака, но и вообще какие-либо вразумительные нормы, регулирующие различные аспекты его функционирования. Брачное сожительство женщин и мужчин, медленно эволюционировало от неиндивидуальных форм полигамного характера к моногамному браку, который в социальной практике, не говоря уже о нормах права, стал, в более-менее устойчивых контурах, утверждаться только в период Республики.
Римские юристы, конечно, предлагали свои дефиниции брака, но все они в той или иной мере были малоконкретными и неубедительными, изобилующими пафосными и морализаторскими мотивами, вступающими в очевидное противоречие с действительной практикой семейных отношений
К примеру, позднеклассический юрист Горенний Модестин (III в. н. э.), определял брак, как «союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права» (D. 23. 2 1). Эта, дефиниция впоследствии снискала наибольшую популярность в средневековых европейских правопорядках, а отдельные ее элементы до сих пор присутствуют в каноническом праве .
Однако, «романистическое» определение Модестина, будучи основано не столько на утилитарных мотивах имущественного характера, сколько на высокопарных нравственно-этических посылах, во многом не соответствовало действительному состоянию брачно-семейных отношений, существовавших в архаические, республиканские и даже в современные этому римскому юристу, имперские времена. Достаточно хотя бы вспомнить, что на протяжении всей римской истории, пребывавшая в браке женщина не обладала равноправием с мужчиной. Длительное время было общепринято, чтобы супруга находилась под властью (manus) своего супруга. Она в той или иной мере была лишена полноценных возможностей самостоятельных действий личного, публичного и имущественного характера. Ей предписывалось всюду следовать за мужем (а не наоборот), жить с ним в одном доме (а не ему в ее жилище). Римский муж со временем получил официальное право параллельно с браком вступать в законное сожительство с другой женщиной (конкубинат), иметь детей в этом сожительстве, тогда как жена под угрозой суровых санкций уголовного характера ничего подобного сделать не могла и т.д. Даже в классический период римского права, когда оно достигло наивысшей степени своего развития, жена отнюдь не являлась равноправной деловой соратницей и житейским товарищем своего мужа .
Справедливости ради необходимо заметить, что дать определение брака, которое удовлетворило бы всем практическим требованиям и социальным установкам, неимоверно сложно (если вообще возможно). Показательно, что в современном российском семейном праве, нет ни одной легальной нормативной дефиниции брака, так как в условиях поликонфессиональности, политэтничности и поликультурности России, определить единое понимание брака – задача практически нереализуемая. В Древнем Риме это было не менее затруднительно, так как на начальных этапах его истории, институт брака только переживал свое становление, еще не оформившись в конкретное социальное явление. А впоследствии возникли уже другие препятствия, связанные с тем, что в период расцвета Империи, на ее просторах одновременно сосуществовало несколько контрадикторных друг другу брачных традиций. Среди них наиболее непримиримым было противостояние между моногамией, оформившейся к этому времени у самих римлян, и полигамией, являвшейся одной из фундаментальных традиций, господствовавших в восточных провинциях.
Но если римские юристы в силу этих обстоятельств не преуспели в своем дефинитивном анализе брака, то в описании отдельных факторов и условий брачного сожительства, в казуистике связанных с ним спорных обстоятельств, римская классическая юриспруденция, как обычно была на высоте.
Так, важным фактором, влияющим на содержательные аспекты брака, с точки зрения римлян являлась его цель, которой они считали производство на свет потомства (liberorum quarendorum causa). Причем, потомство было необходимо как с точки зрения преумножения количества рабочих рук в подвластной патерфамилиасу (мужу) семье, так и для целей передачи семейного имущества рожденным детям по наследству в будущем. Без рождения детей брак, по римским представлениям во многом утрачивал свой смысл и скорее напоминал простое сожительство. Очевидно, также, что эта цель была одной из тех мировоззренческих установок римлян, которые, определяя отношение римлян к браку, делали принципиально невозможной не только существование, но даже саму постановку вопроса о допустимости каких бы то ни было однополых брачных союзов .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дигесты Юстиниана / Пер. с лат.; Отв. ред. Л.Л. Кофанов. – М.: Статут, 2004. – Т. IV (книги XX-XXVII). – 784 с.
2. Институции Гая = Gai Institutionuni commentarii quattuor: текст, пер. с лат., коммент.: монография / Под общ. ред. проф. Д.В. Дождева. – М.: Статут, 2020. – 384 с.
3. Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. – М. Зерцало-М, 1997. – 608 с.
4. Бизаева А.А., Кузичкина М.В. Брачно-семейные отношения Древнего Рима. // Новый университет. Серия: Экономика и право. – 2016. – № 4 (62). – С. 75-77.
5. Ворончихина А.А. Семья в римском частном праве // Судебная система на современном этапе общественного развития: сборник научных трудов Всероссийской студенческой научной конференции. – Ростов-на-Дону, 2021. – С. 537-541.
6. Кайнов В.И. Правовое регулирование брака в семейных отношениях в Древнем Риме // Мир юридической науки. – 2013. – № 3. – С. 28-32.
7. Киселева К.В. Древнеримский брак sine manu и брак по современному российскому законодательству: сравнительный анализ // Право и государство: история и современность, перспективы развития: сборник трудов по итогам работы научно-практического семинара. – Стерлитамак, 2020. – С. 90-92.
8. Козлова К.Д. Виды брака в древнем Риме // Право и государство: история и современность, перспективы развития: сборник материалов по итогам научно-практического семинара. – Стерлитамак, 2019. – С. 123-127.
9. Кудинов О.А. Комментарии к источникам римского права: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. – 344 с.
10. Мухьянова Л.Н. Конкубинат в римском праве // Право и государство: история и современность, перспективы развития: сборник материалов по итогам научно-практического семинара. – Стерлитамак, 2019. – С. 139-142.
11. Новицкий И.Б. Римское право: учебник для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 298 с.
12. Остроушко А.А., Говорухина О.И. Международный опыт правового регулирования института сожительства сквозь призму римского частного права // Юриспруденция, государство и право: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2021. – С. 140-143.
13. Петренко Д.С. Некоторые аспекты становления и правового закрепления института брака в Древнем Риме // Политика и общество. – 2013. – № 12 (108). – С. 1479-1487.
14. Серёгин А.В. Возрождение брака sine manu и concubinatus в семейном праве XX-XXI вв.: сравнительно-правовой анализ // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. – 2020. – Т. 7. – № 1. – С. 101-104.
15. Силакова О.Н., Лахта В.А. Особенности брачных отношений в праве Древнего Рима // Архивариус. – 2016. – № 9 (13). – С. 158-161.
16. Соколова А.А. Конкубинат: причины возникновения и трансформация в праве Юстиниана // Всероссийский студенческий конвент «Инновация»: сборник материалов. – Иваново, 2016. – С. 396-399.
17. Стуколова Л.С., Лаврова А.В., Чербаева Г.М. Семья и брак в римском праве // Аллея науки. – 2017. – Т. 5. – № 16. – С. 22-25.
18. Толкунова А.А.Роль семьи в Древнем Риме // Романо-германская филология и межкультурная коммуникация: межвузовский сборник научных работ студентов, магистрантов, аспирантов. – Белгород, 2018. – С. 169-172.