Фрагмент для ознакомления
2
Взаимодействие иудейского мессианизма с мистицизмом, а также изгнание евреев из Испании в 1492 г. легли в основу совершенно новых мистических концепций мессианства, сформировавшихся в среде Лурианских каббалистов XVI в. и саббатианства XVII в.
Крупнейшим мессианским движением Нового времени стало движение саббатиан, последователей Шабтая Цви, который в 1665 г. объявил себя мессией, обещая совершенную награду от себя и от Бога всем, кто поверят в него. Это движение продолжало существовать даже после того, как Шабтай Цви принял в 1666 г. ислам.
Шабтай Цви (Саббатай Цеви) (1626-1676) родился в г. Смирне (ныне Измир, Турция) в семье богатого купца, в молодости изучал Талмуд и каббалу. Однако особое влияние на него оказала распространенная тогда в иудейском мире лурианская каббала с ее учением о тикуне — восстановлении космической гармонии посредством земного, трактуемого в духе мистики иудаизма. С молодых лет он отличался суровым аскетизмом и постоянно находился в состоянии религиозного экстаза, что вместе с присущей ему силой убеждения и несомненными познаниями создало Цеви репутацию великого каббалиста и способствовало появлению у него многих учеников.
Надо сказать, что наступление Нового времени, распад феодального старого порядка, Реформация, религиозные войны, нидерландская и английская революции, трагические события в некогда могучей Польше способствовали повсеместному распространению мессианских настроений не только в иудейской среде.
Правда, христиане считали апокалиптическим 1666 г. Однако многие каббалисты на основе мистических вычислений по Книге «Зогар» полагали, что конец света наступит в 1648 г. Цеви уверовал, что катастрофа польско-украинского еврейства является предвестником этого конца и что именно он помазанник Божий, который должен свергнуть власть султана над Святой землей, а также восстановить, согласно пророчеству,
Израильское царство и стать его царем. За столь богохульственные притязания Саббатай был отлучен раввинами от синагоги и вынужден был покинуть родной город. Он отправился в Салоники, город, являвшийся центром сефардского иудаизма в европейской Турции, а затем в Каир. В столице Египта, входившего тогда в состав Османской империи, он встретился с девушкой Саррой, ставшей его женой .
Встретив активное противодействие в Иерусалиме, Цеви вернулся в родной город, и по до дороге его встречали толпы уверовавших в него и кричавших: «Да здравствует наш царь, Мессия!».
По прибытии в 1665 г. в Смирну его триумф достиг апофеоза, в него уверовали не только простые люди, но и многие ученые раввины. Толпы людей, в том числе христиане и мусульмане, восторженно внимали его фантастическим проповедям, о нем ходили легенды. Слава его распространилась в городах Италии, Голландии, Германии. Массы иудеев охватил мистический психоз - все чествовали Цеви как царя иудеев, его посещали многочисленные делегации, приносившие ему богатые дары.
Наконец, в 1665 г. опьяненный своим успехом Цеви провозгласил, что в наступившем году он низложит султана и поведет иудеев в свою страну. В 1666 г. он отправился с большой группой сторонников в Стамбул, чтобы предъявить султану свои требования. По донесению обеспокоенных руководителей местной еврейской общины, он был арестован турецкими властями и помещен в замок Абидос, недалеко от Стамбула. Однако заключение было очень либеральным, тюрьма практически превратилась в его княжескую резиденцию. Цеви посещали многие сторонники, приносившие ему богатые дары. К нему с уважением относились турецкие чиновники, что только упрочало его славу Мессии, который только ждет своего часа. Его замок получил название Мигдал-Оз (евр. — Замок Могущества). Своими постановлениями Цеви отменил траур в день разрушения Храма 9 числа месяца ави превратил его в день радости, поскольку именно в этот день он родился, намечались изменения и других праздников. Для свидания с ним в Абидос прибыл польский раввин Н. Коген, также предсказывавший скорое пришествие Мессии. Однако после личной встречи с Цеви Коген не только не признал в нем посланца Бога, но уведомил о его деятельности султанские власти .
Вызванный к султану Мехмеду IV Цеви спасся тем, что принял ислам вместе с женой и своими сторонниками. Получив имя Мехмед-Эфенди, Цеви поселился в Адрианополе (второй столице империи), где вступил в должность привратника султанского дворца. Тем не менее и после своего отступничества он сохранил влияние на многих последователей, уверив их, что его отступничество является лишь одной из необходимых форм сокровенного мистического акта, предусмотренного актом «мессианского искупления». Кроме того, он убеждал, что его шаг вызван стремлением привлечь мусульман к иудаизму. По его примеру часть его последователей также притворно перешли в мусульманство, руководствуясь желанием быть сопричастными «мистическому искуплению». Вместе с тем некоторые утверждали, что на самом деле ислам принял не Цеви, а его призрак, существующий ныне в виде Мехмед-Эфенди, а сам Мессия вознесся на небеса и только ждет своего часа. Цеви долгое время вводил в заблуждение турецкие власти, уверяя, что его целью является исламизация иудеев Османской империи. Наконец он был сослан в маленький город в Албании, где и скончался в 1676 г.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1) Гудман М., История иудаизма. — Москва : КоЛибри : Азбука-Аттикус, 2020. — 652, [2] с.,
2) Дубнов С. М., История хасидизма. — Москва. — Иерусалим : Мосты культуры : Гешарим, 2014. — 610, [3] с.
3) Захарьяев Г.Р. Хасидизм: социально-исторический и религиозно-философский аспекты: автореф. дис. ... канд. Философских наук:09.00.13; М.:РАГС, 2006.
4) Идель М., Каббала: новые перспективы. — Иерусалим. — Москва : Мосты культуры : Издатель М. Гринберг : Гешарим, 2010. — 461 с.
5) Словарь религий : иудаизм, христианство, ислам. — Санкт-Петербург : Питер : Питер Пресс, 2009. — 655 с.
6) Ховкин Э. Ребе. Кфар Хабад : Молодежная организация хасидов Хабад, 1996. — 175 с.
7) Хундерт Г. Д., Евреи в Польско-Литовском государстве в ХVIII веке: генеалогия Нового времени. — Москва : Книжники : Текст, 2014. — 305, [1] с.
8) Человек и век. Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон. Москва: Книжники, 2004. 328 с.
9) Штейнзальц А., Мой Ребе : [встречи с рабби Менахемом-Мендлом Шнеерсоном и воспоминания о нем других людей]. — Москва : Книжники, 2015. — 366, [1] с
10) Якимчук Н. Ю., Основные космологические концепции и этические представления книги Зогар и лурианской Каббалы // Религиоведение. — 2008. — N 3. — С. 78-87.