Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С давних времен люди доверяли сохранность своих мыслей бумаге в надежде, что она пронесет их сквозь века. И теперь бумажные документы являются самым надежным средством для исправления и передачи информации с течением времени. Но бумажные носители не в полной мере приспособлены для этой задачи. Ведь он подвержен разрушению: воздействию света, перепадам влажности или температуры, воздействию плесени, бактерий, насекомых, воздействию высоких температур и т.д.
Становится необходимым обеспечить определенные условия, при которых документы на бумажных носителях будут храниться дольше и лучше, не меняя своих свойств.
1. Хранение архивных документов и их консервация
1.1 Понятие консервации документов
Что входит в понятие «консервация документов»? Реставрация документов – это часть консервации или самостоятельная часть обеспечения сохранности документов? Сводится ли консервация документов лишь к обеспечению режимов хранения архивных документов?
В числе стандартов, ориентированных на рассмотрение вопросов консервации именно архивных документов, а не библиотечных фондов, можно назвать ГОСТ Р 7.0.8-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»
Операции настоящего стандарта распространяются на машинописные, перепечатанные, распечатанные, машиночитаемые документы на бумаге и рукописные документы, выполненные на березе, папирусе, пергаменте, бумаге с использованными красками, тушью, мелками, воском, сургучной, мастичной печатью.
Этим же документом установлены технические требования к хранению документов.
Непосредственно о консервации речь не идет. В ГОСТЕ обозначен лишь элемент консервации – режим хранения, немного уделено внимания процедуре реставрации.
В ГОСТ 7.50-2002. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Консервация документов. Общие требования» сказано о том, что консервацию документов выполняют, дифференцировано, в соответствии с их культурно-исторической значимостью . И опять здесь указаны только элементы консервации – режим хранения, стабилизация и реставрация.
Более четкое определение понятия «консервация документов» находим в ГОСТе 7.50-2002 «Консервация документов», который устанавливает общие требования к консервации документов: режиму хранения, технологическим процессам стабилизации и реставрации, используемым материала.
1.2 Способы проведения консервации, как метода сохранности документа
Под защищенностью документа понимается его состояние, которое характеризуется степенью сохранности эксплуатационных свойств (прочность, эластичность, износостойкость материалов, из которых состоит документ). Это мера пригодности документа для длительного использования и хранения.
Чаще всего под термином «охрана» понимаются специальные меры по обеспечению необходимого уровня безопасности, а именно: поддержание стабильного хранения, выделение регулируемых средств, соблюдение правил пользования документами и меры предосторожности в чрезвычайных ситуациях.
Сохранность документа определяется стандартом как физическое состояние документа, характеризующееся степенью сохранности эксплуатационных признаков. Защищенность документа зависит от состояния всех материалов, составляющих носитель информации, и средств записи текста, изображений или других форм информации.
Старение и порча основы документа проявляется износом, обесцвечиванием, цементацией и разрушением.
Замедление процесса естественного старения материалов документов и предупреждение их повреждения при хранении возможно при выполнении норм, определенных ГОСТом 7.50-2002 «Консервация документов. Общие требования».
Неоднородность документов вызывает необходимость использования разных форм консервации - превентивной, фазовой, стабилизирующих обработок, реставрации. Внутри каждой формы существуют разные способы и технологические приемы, используемые по отдельности и в комплексе.
В соответствии с международной практикой предпочтительной формой сохранения является максимально возможное сохранение как можно большего количества записей с минимальным вмешательством администратора в структуру записей.
Под предупредительной (предупредительной) консервацией понимается совокупность мероприятий, направленных на защиту изданий от внешних воздействий.
Помимо соблюдения температурно-влажностного режима, светового режима и гигиенического хранения сюда входит применение поэтапной консервации - временного хранения документов в контейнерах, изготовленных из, в частности, разрешенных к использованию.
Целью данной формы консервации является защита документов от механических повреждений и воздействия агрессивных факторов окружающей среды на определенный период времени.
Осуществление фазовой консервации происходит путем размещения документа в закрытый контейнер/папку. Контейнер/папка изготавливается из бескислотного картона, вручную, с замерами высоты, ширины, толщины документа и раскроем контейнера на листе картона согласно технологической инструкции ФЦК БФ.
Стабилизация документов – специальная обработка, замедляющая старение и предотвращающая повреждение документов. Это, в первую очередь, нейтрализация кислотности бумаги, создание щелочного резерва, защита от биоповреждений с пролонгированным эффектом.
Стабилизация документов по отношению к биологическим повреждениям:
Проводится полистное обеспыливание всего документа ручным способом при помощи сухих ватных тампонов, от середины листа аккуратными движениями к его краям, меняя тампоны по мере их загрязнения.
При наличии следов биоповреждений и положительных результатов обследования лампой Вуда (наличие жизнеспособных микроорганизмов): документ обрабатывается дезинфицирующим раствором (биоцида метатина GT, при его отсутствии спиртовым раствором) ручным способом при помощи влажных, хорошо отжатых ватных тампонов.
Просматривается весь документ (единица хранения) на необходимость полистной обработки. Если это книга, то обрабатываются и внешние поверхности документа: переплет, обрезы, корешок переплета. Налеты на внутренней части корешка удаляют с помощью стержня с накрученной на него марлей, развернув книгу на 180ºС.
По отношению к физико-химическим факторам: - при наличии материально-технических возможностей и соответствующей квалификации исполнителей для устранения повышенной кислотности бумаги и нейтрализации кислых веществ, оказывающих разрушающее действие на бумагу, осуществляется нейтрализация кислотности бумаги промывкой документа в дистиллированной (кипяченой) воде (если позволяет состояние текста и бумажной основы документа).
2. Реставрация как метод обеспечения сохранности документов
2.1 Эволюция термина «реставрация»
Первые сведения о реставраторах датируются средневековьем, серьёзные школы профессиональной реставрации стали складываться в XVII-XVIII веках.
«Настоящее сохраняет прошлое для передачи будущего». Консервация и реставрация столь же древние, как и само произведение искусства, поскольку процесс разрушения заложен уже при его создании. Реставрация существовала еще во времена античности: Плиний Старший и Витрувий описывают перенесение фресок. В III в.н.э. появилась и первая критика реставрации. В средние века реставрация религиозных картин производилась либо для того, чтобы сохранить моленные образы, либо для того, чтобы привести их в соответствие современным вкусам.
По источникам знаем, что забота об улучшении произведений предшественников доверялась знаменитым художникам; так, Лоренцо ди Креди поправлял картины Паоло Уччело и Фра Анджелико. В Генте в 1550 году Ян ван Скорел и Ланселот Блондель получили задание привести в порядок алтарь работы Яна ван Эйка, в который они внесли некоторые собственные элементы.
Во Франции первые упоминания о консервации и реставрации живописи связаны с устройством коллекции Франциска I в Фонтенбло: картины «мылись», «чистились» и «освежались». Приматиччо, который играл главную роль в росписях Фонтенбло, был обязан поддерживать в хорошем состоянии картины.
В ту эпоху реставрация знаменитых произведений, как правило, доверялась не менее знаменитым художникам; иногда же ею занимались ловкие копиисты, способные подражать мастеру.
В XVII в. В Фонтенбло возникла целая группа художников консерваторов-реставраторов. Картины были деталями интерьеров и поэтому часто увеличивались или уменьшались в соответствии с той декорацией, в которую они должны были вписаться. Со второй половины XVII века частным становится «дублирование» оригинальной картины.
В XVII веке Шарль Лебрен, первый художник короля, получил титул «хранителя картин» и был обязан содержать в порядке коллекцию королевских картин, расположенную в Лувре, по уходу за которыми он использовал «умелых людей», о чем свидетельствуют источники.
С 1699 года с назначением на должность хранителя Пайе, которому поручено специальное содержание и реставрация картин из королевских собраний, выработалась подлинная доктрина реставрации, развитая директорами Королевских строений и нашедшая свое завершение в разумной и внимательной концепции графа д`Анживилле в конце XVIII в.
Реставрация отделена от дублирования холста. Оперативная тайна отменяется, каждый новый метод исследуется, цены и методы отслеживаются. Именно в этих условиях во Франции в середине 18 века возникло важное техническое новшество: перенос слоев изображения с одного слоя на другой.
Известно, что эта техника была изобретена в первой четверти 18 века в Италии и попала во Францию через Брюссель.
Таким образом, во Франции накануне Революции реставрация использовала новейшие технические открытия – дублирование, перенесение, скользящий паркетаж. Все они были связаны с реставрацией основы.
В Италии существовали местные традиции реставрации. В Венеции, начиная с 1770 года, английский художник Питер Эдварде создал и возглавил Лабораторию Сан-Джованни э Паоло (мастерскую по реставрации картин из публичных собраний). В этих мастерских специалисты работали по научной теории и с большой осторожностью и уважением к произведению, на основе обратимости переделки, руководствуясь современными принципами и требованиями.
2.2 Цели, задачи и принципы реставрации
Если говорить о реставрации, то необходимо всегда иметь в виду, что реставрация — это вынужденная мера и обращаться к ней стоит только в случае крайней необходимости, т.к. реставрационное вмешательство сопряжено с опасностью повредить документ. Осуществлять реставрацию должны квалифицированные специалисты, обладающие специальными знаниями по химии, физике, материаловедению реставрируемых объектов и опытом работы по реставрации архивных документов. Бессистемный, неквалифицированный ремонт документов может принести больше вреда, чем пользы.
Практика показывает, что во многих случаях реставрации объектов можно избежать, если грамотно подходить к организации хранения и принимать профилактические меры, направленные на предотвращение разрушений.
Цель реставрации - насколько возможно возвратить предмету не только первоначальный внешний вид и первоначальные функции, но и художественный смысл.
Цели реставрации и ее задачи сформулированы в методическом пособии «Реставрация документов на бумажных носителях». В 1989 г. данный документ являлся одним из основных документов, который до сих повсеместно используется в процессе реставрации.
Для обеспечения длительной сохранности документов архивные учреждения решают три основные задачи: создание условий хранения, создание фонда копий, реставрацию документов. Каждый вид работ проводится с определенной целью. Оптимальные условия хранения создаются для замедления процесса старения, сведения до минимума числа разрушающих факторов, снижения интенсивности их действия.
Фонды копий создаются с целью страхового сохранения информации (страховые фонды), а также для замены оригиналов дубликатами при использовании документов (фонды пользования). Реставрация проводится с целью физического восстановления документов, разрушенных при старении.
В соответствии со своим целевым назначением реставрация решает следующие общие задачи: восстанавливает физическую целостность документа; восстанавливает прочность бумажного носителя; устраняет причины ускоренного старения документа (активные химические вещества, биологического вредители, механические напряжения и т.п.); устраняет и исправляет последствия старения (физико-механические повреждения); устраняет причины, вызывающие искаженное эстетическое восприятие документа (позднейшие наслоения естественного и искусственного происхождения, не свойственные подлиннику).
В соответствии со своим целевым назначением реставрация решает следующие общие задачи: восстанавливает физическую целостность документа; восстанавливает прочность бумажного носителя; устраняет причины ускоренного старения документа (активные химические вещества, биологического вредители, механические напряжения и т.п.); устраняет и исправляет последствия старения (физико-механические повреждения); устраняет причины, вызывающие искаженное эстетическое восприятие документа (позднейшие наслоения естественного и искусственного происхождения, не свойственные подлиннику).
Заключение
Так, в ходе проведения исследования были рассмотрены теоретические основы реставрации и методы обращения и сохранения документов; дано определение понятия «консервация»; рассмотрены способы хранения документов; исследована реставрация как способ защиты документов; определены цели, задачи и принципы восстановления на современном этапе; изучены основные технологические процессы восстановления.
На основании всего вышеизложенного необходимо сделать следующие выводы.
Во-первых, современная консервация документов - область знаний, включающая в себя технологии, методы, подходы и достижения различных дисциплин: библиотековедения, прикладной химии, практической реставрации, биологии, культурологии, материаловедения и др.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004 № 125-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс.2022.
2. ГОСТ 7.50-2002. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Консервация документов. Общие требования. КонсультантПлюс.2022.
3. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст). КонсультантПлюс.2022.
4. Методические указания по внедрению ОСТ 55.6-85 Документы на бумажных носителях. Правила государственного хранения. Технические требования. КонсультантПлюс.2022.
5. Банасюкевич В.Д. Актуальные научные проблемы обеспечения сохранности архивных документов //Отечественные архивы. -2021. - № 2. С.176.
6. Бланк М.Г. Исследование способов придания новых свойств реставрационной бумаге // ТПС. Л., 2019. Вып. 13. С. 75-85.
7. Бланк М.Г. Поливинилспиртовые волокна как связующее при реставрации бумаги // ТПС. Л., 2018. Вып. 6. С. 87-106.
8. Библиографический указатель по сохранности документов в БАН. -М., 2020. С.117.
9. Бурова Е.М. Архивоведение (теория и методика): учебник для вузов. – М.: Издательский дом МЭИ, 2019. – С. 122.
10. Голышева Е.В. Распространенные повреждения документа. Способы их устранения / Е.В. Голышева // Вестник ДВНГБ, 2019.-№3.-С.47-60.
11. Дворяшина З.П., Шулинина А.В. Поиск подходов к очистке документов на бумажной основе // ТПС. СПб., 2020. Вып.20. С. 78-82.
12. Лоцманова Е. М. Практика реставрации документов на листоотливных аппаратах: обзор // Теория и практика сохранения памятников культуры: сб. научн. тр. / РНБ. Вып. 20. СПб, 2020. С. 73-77.
13. Нюкша Ю.П. Парадигма консервации для современной научной библиотеки/ Ю.П. Нюкша // Библиотечное дело, 2019.- №12.- С.34-36.
14. Нюкша Ю.П. Биологические проблемы консервации: специфичность, комплексность // Теория и практика сохранения памятников культуры: сб. науч. тр. / РНБ. СПб., 2018. Вып. 18. с.7—20.
15. Основные технологические процессы реставрации документов: учеб. пособие / РНБ. – СПб., 2020. – 65 с.
16. Основные технологические процессы реставрации документов: учеб. пособие / С.-Петерб. Междунар. Центр культур. наследия; Рос. нац. б-ка; [авт. и сост. Добрусина С.А., Чернина Е.С. и др.]. — Санкт-Петербург: [Рос. нац. б-ка], 2018 - 65с.
17. Попова Е.Н. Обеспечение сохранности документов Архивного фонда РФ в современном законодательстве Российской Федерации и ее субъектов //Вестник архивиста. - 2020.- № 1.
18. Перминова О.К. Консервация документов: к вопросу о терминах и определениях // Сохранение культурного наследия библиотек, архивов, музеев: материалы науч. конф. (14-15 февр. 2003 г., Санкт-Петербург) / Б-ка Рос. акад. наук. – СПб., 2021. – С. 25.
19. Привалов В.Ф., Колосова Э.В. Выявление документов с повреждениями носителя и текста в государственных архивах. Методическое пособие. – М., 1989. С. 50.
20. Привалов В.Ф. Обеспечение сохранности документального наследия в современных условиях //Отечественные архивы. - 2019. - № 2. С.72.
21. Правительство обсуждает вопросы сохранности и использования архивов //Отечественные архивы. - 2021.- № 1.
22. Реставрация документов на бумажных носителях: метод. Пособие / Всесоюз. научн.-исследоват. ин-т документоведения и архив. дела. М, 2019. С. 110-115.
23. Реставрация произведений графики: методические рекомендации. / Л.Ф. Безбородова и др.- М: ВХРНЦ им. И.Э. Грабаря. - 2018.-176 с.
24. Розов Н.Н., Трей Е.Х. Реставрация рукописи на бересте //Дезинфекция и реставрация библиотечных материалов: Сб. работ. Л., 2019. С. 57-60.
25. Стадниченко И.В. Вопросы терминологии: консервация, реставрация, реконструкция // Исследование, реставрация и консервация средневековых рукописных памятников: тез. докл. совещ., Москва, 16-21 окт. 2019 г. – М., 2019. – С. 13-14.
26. Фармаковский М.В. Консервация и реставрация музейных коллекций. – М.: Красный печатник, 2018. – С. 103.