Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что, согласно сведе-ниям Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на 2022г., количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры) составляет 724 (495 – государственные). В школьные и студенческие годы закладываются основы лидерского потенциала, который воспроизводится во взрослой жизни.
Как отмечает И. М. Ильинский, «молодежь – это ценность особого рода, это главная ценность общества, это понятие не только демографиче-ское, но также экономическое, социальное, политическое». Особенно акту-альным для всех секторов современности является умение объединять и ве-сти людей, что невозможно без наличия лидерских навыков. Общество нуждается в людях, способных руководить не ради достижения своей цели, а умеющие учитывать потребности, ведущие интересы и личностные особенности всех членов команды, способные сопереживать, готовые принимать и учитывать конструктивную критику, умеющие продуктивно взаимодействовать со своим коллективом.
Несмотря на растущую популярность феномена лидерства в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей, процессам становле-ния и развития лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза уделяется мало внимания, а ведь это способствует формированию активной позиции молодого человека как творца своей реальности на протяжении жизни в целом. Обоснование педагогического воздействия, а также эффек-тивных методов и форм, способствующих развитию лидерских навыков у студентов, приобретает особую необходимость.
В современных реалиях по многим направлениям подготовки бака-лавриата, специалитета и магистратуры приняты новые Федеральные госу-дарственные образовательные стандарты (ФГОС 3++), в которых сформулированы универсальные компетенции выпускников реализуемых направлений подготовки. Особого внимания заслуживают компетенции, под которыми выступают «организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели» и «способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде», что понимается как «лидерство» и «командная работа».
В результате научно-исследовательской работы было выявлено, что в условиях образовательного пространства студентам важно развивать и проявлять свои лидерские качества, а также необходимо создавать условия для развития лидерских навыков в студенческой среде. Развитие лидерских навыков в студенческой среде вуза повысит скорость адаптации к динамике групповых процессов, конкурентоспособность выпускника, а также значи-мость в собственном и общественном понимании.
Объект исследования: лидерские навыки молодежи в студенческой среде вуза.
Предмет исследования: эффективные методы и формы развития ли-дерских навыков у студентов в студенческой среде вуза.
Цель работы: изучение механизмов формирования стрессоустойчивости у студентов-руководителей молодежной организации с разной выраженностью лидерских качеств.
Глава 1. Развитие лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза как проблема исследования
1.1.Сущностные характеристики лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза в зарубежных и отечественных исследованиях
Государство заинтересовано в создании благоприятного, правильного пространства, которое выступит катализатором в развитии интереса молодого человека развиваться как личность, развивать как сильные, так и слабые стороны, усваивать знания, формировать навыки, раскрывая глубину потенциала своих возможностей. Доказательством являются послания президента последних 10 лет, запускающие механизм разработки и внедрения инновационных технологий. Уровень раскрытия молодежного потенциала определяет прообраз будущего государственного устройства, поэтому создание условий, способствующих формированию активных, целеустремленных, инициативных людей в школьные и студенческие годы, является приоритетом национальных программ, проектов, учебных дисциплин, общественных площадок, форумов, клубов и других возможностей самоактуализации, направленных на молодежь, на будущих лидеров организаций, будущих лидеров страны.
Исследованию закономерностей, разработке концепций, типологий в области лидерства посвящены труды таких крупных мыслителей как Н. П. Беляцкий, О. С. Виханский,С. Кови,О. С. Лихторович, Д. Максвелл, А. И. Наумов, Л. И. Уманский.
Изучению набора психологических черт, присущих лидеру, посвящены работы Е.М. Дубровской, Р.Л Кричевского, Р.Д. Мубиновой.
Исследованием ситуаций как детерминанты формирования и развития лидерских качеств занимались Р. Дилтс, Ф. Карделл, А. Менегетти.
С позиции авторской системной теории М. Хьюстона лидерство рас-сматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом[1].
Для отечественных исследователей феномена лидерства, таких как Н.В. Беляков, Т.В. Бендас, Л. Ершов,характерно рассмотрение лидерства в контексте совместной групповой деятельности, отмечая важность не просто «ситуаций», а выполнение конкретных задачгрупповой деятельности, в ходе которой члены группы могут продемонстрировать лидерские навыки[10].
Изучением формирования и развития лидерских навыков в студенче-ской среде вуза занимались Н.М. Борыдко, Е. Жариков, Е. М. Зайцева, Е. Крушельницкий, А.Ю. Курин, С. Кучмарски, Т. Кучмарски,В.Т. Лисовский, Н.В. Романчик, М.М. Рубинштейн, С.В.Титерский,Н.Б. Шмелева.
По мнению Л.И. Уманского и А.Н. Лутошкина к личности лидера относятся такие качества как
• компетентность, выражающаяся в знании дела, которое требуется организовать;
• активность (социальная активность), выражающаяся в энергич-ных, увлеченных и напористых действиях при решении практических задач;
• инициативность в выдвижении идей и предложений;
• настойчивость, т. е. проявление силы воли, упорства, умение до-водить дело до конца;
• общительность, т. е. открытость для других, желание общаться;
• сообразительность, т. е. способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;
• самообладание, т. е. способность контролировать свои чувства и поведение в сложных ситуациях;
• работоспособность, выражающаяся в выносливости, способности вести напряженную работу;
• наблюдательность, т.е. умение видеть детали и сохранить их в памяти;
• самостоятельность, выражающаяся в независимости при приня-тии решений, умении находить пути выполнения задач, брать на себя ответ-ственность;
• организованность, т. е. способность подчинить себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность[3].
В трактовке О. С. Виханского и А. И. Наумова лидерство понимается как «тип управленческого взаимодействия между лидером и последователями, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей»[2].
О. С. Лихторовичупринадлежит немаловажный вклад в составлении методических рекомендаций по развитию лидерских качеств у детей-подростков, а также рекомендации по организации и проведению специаль-ных тематических курсов для обучения лидеров детских и молодежных об-щественных организаций и объединений[6].
Н. П. Беляцкий разработал подход к управлению и организации пер-сонала, а также предлагает рассматривать структуру лидерства с позиции следующих элементов:
• лидер – лицо, обладающее определенными личностными черта-ми, способностями и возможностями, ориентированными на цель;
• последователи – лица, являющиеся носителями качеств и обла-дающие возможностями для реализации цели;
• задачи –то, что взаимодействующие сотрудники пытаются ре-шить;
• ситуация – то, где происходят процессы взаимодействия;
• группа – совокупность актов межличностного взаимодей-ствия[19].
Американский мыслитель Стивен Кови разработал и описал осново-полагающие принципы и навыки эффективного лидерства, а именно: 1) принцип проактивности (навык выступать в роли инициатора);
2) принцип целенаправленности (навык выстраивать план);
3)принцип «самообновления» (желание личностно развиваться);
4) принцип развития эмпатии (навык активного слушания);
5) принцип стремления к синергии (организационные навыки);
6) принцип эффективного общения (навык управления конфликтами);
7) принцип эффективной самоорганизации (навыки:расстановка приоритетов и тайм-менеджмент)[2].
Американский эксперт Д. Максвелл сформулировал 21 закон лидер-ства, разработал и описал следующие уровни лидерства:
• Первый уровень – «способный человек», главный компонент результативность.
• Второй уровень – «участник команды», главный компонент ис-полнительность.
• Третий уровень – «компетентный менеджер», главный компонент умение управлять, делегирование.
• Четвертый уровень – «эффективный лидер», включающий 2 компонента: интуиция и мотивация.
• Пятый уровень – «Лидер 5-ого уровня», включающий все вышеперечисленное и 2 компонента: воля и скромность[9].
Советский ученый Л. И. Уманский разработал типологию дифферен-циации лидерства, а также уникальные методики изучения данного феноме-на, руководил подготовкой лидеров, в процессе которой изучал их особенности в специально созданных научных лагерях. В результате исследования был установлен широкий спектр эмпирических закономерностей, созданы специальные обучающие программы для лидеров[3].
Н. К. Михайловский акцентировал внимание на взаимоотношениях лидера с последователями, на психологии идущих за ним людей, объясняя данный процесс с помощью феномена подражания, обретения «социальной идентичности». И. С. Кон определял социальную идентичность как пережи-вание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным груп-пам и общностям; идентификация предлагает разделение индивидов по их социально-классовой принадлежности, социальным статусам и усвоенным нормам, позволяет человеку оценивать свои социальные связи, принадлеж-ности в терминах «мы» и «они»[4].
1.2. Развитие лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза
Студенческая молодежь составляет образованную часть населения страны. Это будущие руководители организаций, государственного аппарата власти страны. Развитие студента как общественного субъекта идет непрерывно в социокультурной среде вуза. Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента оказывает сама студенческая группа, образовательная среда вуза.