Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Мало кто будет оспаривать тезис, что футбол- это игра миллионов. Футбол словно огромный и мощный магнит захватывает в сферу своего влияния большое количество абсолютно разных по возрасту, профессии, происхождению, социальному положению людей, составляющих армию его преданных болельщиков. Сегодня футбол- не просто игра, а целый общественный институт со всеми сопутствующими этому явлению связями и отношениями, с огромной степенью влияния на законы развития социума. Известно, например, что в некоторых странах Африки в середине двадцатого века объявляли перемирие в гражданских войнах для того, чтобы воочию увидеть игру сборной Бразилии и великого Пеле.
Не остаётся в стороне от «футболомании» и наша страна. Наряду со всеми проблемами футбол в России продолжает поступательно развиваться, и развитие это немыслимо без постоянной подпитки команд мастеров качественными и перспективными игроками из детско-юношеского футбола. В свою очередь, качество подготовки воспитанника спортивной школы во многом зависит от содержания учебно-тренировочного процесса.
Не секрет, что для профессионального футбольного клуба гораздо проще купить готового футболиста, чем вырастить своего. Ведь для роста мастерства молодой футболист должен постоянно играть в различных турнирах, что возможно лишь при развитой инфраструктуре клуба, при наличии команд разных возрастов. А похвастаться этим могут только столичные команды и, пожалуй, активно развивающаяся в последнее время футбольная академия «Краснодара». И получается, что молодой игрок приходит в команду с низким уровнем технической подготовки, незначительным опытом игровой практики и, изначально, проигрывает в конкуренции за место в основном составе.
Актуальность темы работы обусловлена, прежде всего, ситуацией, сложившейся в российском футболе в настоящее время и необходимостью, в связи с этим, постоянного совершенствования учебно-тренировочного процесса юных футболистов, так как основы мастерства спортсмена закладываются именно в этом возрасте. Методика тренировок должна иметь такую структуру, чтобы была возможность, как сказал известный детский тренер П.Пономарёв: «…не тренировать ребёнка, а обучать футболу».
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс футболистов.
Предмет исследования: методика учебно-тренировочного процесса, её особенности, позволяющие повысить качество обучения.
Глава 1. Анализ и обобщение литературных данных
1.1 Краткая характеристика существующих стилей игры в футбол
Футбол по праву считается спортом номер один в мире. Ни один другой вид спорта не имеет такой многочисленной армии преданных болельщиков. Футбол- это не только вид спорта, это огромный мир со своей философией, своими правилами, своей спецификой. Естественно, что мир этот имеет определённый базис, включающий в себя структуру, методологию, специфические отношения в сфере футбола, материально-техническую базу и другие составляющие. Нас интересует методика обучения игре, общие черты и особенности различных подходов к обучению, перспективы дальнейшего развития данного педагогического процесса.
С момента своего появления и по сегодняшний день тактика футбола постоянно совершенствуется. Главным движущим фактором такого развития в футболе, как и в других спортивных играх, является борьба нападения и защиты. Наиболее подвижна в своем развитии индивидуальная тактика. Постоянно уточняются новые способы выполнения технических приемов, которые становятся средствами индивидуальной тактики. Смена таких средств происходит довольно часто. По-другому обстоит дело с командной организацией игры, выражением которой и являются тактические системы. Обычно игра проходит наиболее эффективно при хорошо сбалансированном соотношении сил нападения и защиты. Но стоит специалисту разработать новый вариант организации командных действий в обороне, и тогда защита начинает преобладать над нападением. Проходит определенный период времени, и в качестве контрмер разрабатывается необходимый способ организации атакующих действий. Так, на смену одной тактической системе приходит другая, более прогрессивная. Однако, если новое в индивидуальных тактических действиях появлялось достаточно часто, то смена тактических систем осуществляется в течение длительного промежутка времени [25, с.14].
Футбольные методики, в первую очередь, различаются по странам. Если мы возьмём Италию, то здесь преобладает обучение грамотной игре в полузащите с переходом в защиту. Кроме того, здесь, в Италии, большое внимание уделяется тактике. Если сравнить с такими странами, как Испания и Голландия, то в последних очень много внимания уделяется дриблингу и скоростным упражнениям. Испанская школа футбола характеризуется длительным контролем мяча. По мнению ведущих испанских тренеров, главная причина отработки владения мячом на тренировке - это максимальная приближенность данного аспекта к реальным игровым ситуациям. В этих ситуациях футболисты в условиях давления со стороны соперника должны видеть проблему, анализировать ее, находить решение и исполнять его. Однако, лидером в мировом юношеском футболе считается голландская футбольная школа. Методика обучения футболу TOTAL SOCCER METHOD разработана в Нидерландах академией TSM ACADEMY и уже внедрена как на начальном, так на профессиональном уровне в более чем 20-ти футбольных академиях и школах Голландии, в других странах Европы. Хорошо известна английская футбольная школа, она предъявляет особые требования к балансу выносливости и дриблинга, точности и завершённости дальних передач. Отличительной особенностью скандинавских футбольных школ является проявление повышенного внимания к стандартным положениям в футболе и воспитанию выносливости. Особого разговора заслуживает бразильская система в футболе. Она, в первую очередь, основана на высочайшем техническом мастерстве исполнителей, привлекает своей красотой и зрелищностью. Конечно, многие хотели бы исповедовать такой футбол в своих командах, но, по мнению известных во всём мире специалистов, такая модель игры характерна и специфична только для самих бразильцев. Попытки европейских команд скопировать эту систему успехом не увенчались. Отличительной чертой современного футбола является “стирание граней” между функциями игроков линии защиты и нападения - так называемый «универсализм» футболистов. Универсализм футболистов позволяет осуществлять их взаимозаменяемость: с успехом использовать в атаке игроков средней линии, а также защитников; и, наоборот, подключать к действиям в обороне нападающих. В настоящее время приоритеты отдаются быстрым игрокам, обладающим высоким уровнем скоростной выносливости, способным выполнять различные приемы «на пятачке» - точно и эффективно, в условиях дефицита времени. К игрокам всей команды предъявляются требования высокой мобильности во время организации любого наступательного или оборонительного маневра. Причем, активность «плеймейкеров» не должна быть хаотичной, а должна носить организованный характер. При этом не стоит забывать об импровизации, которая может быть как индивидуальной, так и командной, внося в игру элемент неожиданности и дезориентируя противника.
Структура тренировочного цикла в разных футбольных школах тоже имеет свои особенности. Так, например, в Европе тренеры отдают предпочтение системе подготовки из четырёх циклов, правда это проявляется только на профессиональном уровне, так как в юношеских лигах с большим количеством турниров такой структуры придерживаться довольно сложно. Наличие двух чемпионатов в год в Латинской Америке требует большей гибкости в подходе к планированию годичного цикла тренировок, к развитию и поддержанию спортивной формы спортсменов. Кроме вышеперечисленных, высокий авторитет в мире имеют школы подготовки в таких «футбольных» странах, как Германия, Франция, Португалия. Все они имеют свои специфические особенности, свой стиль игры, который иногда легко узнаётся. И тем интереснее наблюдать за противостоянием этих школ и методик на крупнейших международных соревнованиях.
Вместе с тем, все эти внешне отличающиеся друг от друга методики и стили игры основаны на одних и тех же фундаментальных положениях, таких как: структура процесса обучения, последовательность обучения двигательному действию, применяемые средства и методы, принципы обучения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аксёнов М.О., Гаськов А.В. Принципы спортивной тренировки.- Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2009.
2. Андреев С. Н. Играй в мини-футбол. - М.: Советский спорт, 1989.
3. Антипов, А.В. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе [Текст] : научно-методическое пособие / А.В. Антипов, В.П. Губа, С.Ю. Тюленьков. - М. : Советский спорт, 2008.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.: Физкультура и спорт, 1978 г.
5. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии.- М., Физкультура и спорт, 2001г.
6. Бойко В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
7. Верхошанский Ю.В. «Основы специальной физической подготовки спортсменов». - М. Издательство «Физкультура и спорт», 1988.
8. Гогунов Е. H., Мартьянов Б.Н., Психология физического воспитания и спорта.- М., Физкультура и спорт, 2000 г.
9. Годик М.А. Спортивные игры: учебник для институтов физической культуры - М., 1998.
10. Головков В.В. Факторы, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в мини-футболе: Автореферат кандидатской диссертации, СПб., 2002.
11. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Теория и методика футбола.- М., Дивизион, 2008.
12. Губа В.А., Стула А.С. Методология подготовки юных футболистов. Учебно-методическое пособие. – М., Человек, 2015.
13. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970.
14. Зеленцов A.M., Лобановский В.В. Моделирование тренировки в футболе.- Киев: Здоровья, 1985. -134с.
15. Кузнецов А.А. Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе. III этап (13-15 лет) - М.: Олимпия, Человек, 2010.