Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях изменения законодательства в области образования и появления инновационных структур несколько меняются подходы к пониманию и оценке содержания качества школьного образования. Обеспечить качество в образовании возможно с помощью отлаженной системы управления, способствующей удовлетворению внутренних и внешних потребителей, а именно: обучающихся и их родителей, работодателей, сотрудников и государства . Управление образовательной организацией – это специфическая деятельность по организации, контролю, поддержанию, планированию и обеспечению организованной совместной учебно-образовательной деятельности обучающихся, педагогической деятельности и деятельности иного персонала учебного заведения. Она нацелена на выполнение, возложенных на них, задач для выполнения комплексной миссии школы, получение качественного образования обучающимися и развитие образовательной организации.
Различные аспекты управления, в частности психолого-педагогический, на основе деятельностного подхода в образовании рассмотрены в научных трудах таких отечественных авторов, как: С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и других. В научных работах Т.И. Шамовой, Ю.В. Васильева, П.И. Третьякова, Т.М. Давыденко, М.М. Поташникова, Ю.А. Конаржевского рассмотрены основы подготовки специалистов в области управления образованием и формирования у них навыков и умений управленческой деятельности. Определены параметры готовности специалиста выполнять управленческую деятельность в образовательной организации, а также методические и практические рекомендации по вопросам формирования и проведения управленческой деятельности в школе.
По мнению В.Я. Кричевского, управление - это субъект-субъектное, то есть воздействие субъекта педагогического управления на его объект, взаимодействие различных педагогических подсистем управления и управляемого, формирование между руководством и подчинением на основе взаимодействия и согласования общих целей, задач, методы, средства и действия. I. F. Исаев характеризует педагогическую деятельность по управлению как принятие решений, мониторинг, надзор и регулирование объекта управления на основе установленных целей и задач, сбор информации, анализ и обобщение. Третьяков считает, что управление - это определенная ориентированная деятельность определенной группы управляющих единиц различных уровней с целью обеспечения качественного функционирования и оптимальной работы управляемой группы, то есть субъекта, применения доступных методов, приемов и инструментов управления для достижения поставленных образовательных целей и задач, повышения уровень функционирования управляемой системы.
Проблема. На сегодняшний день существуют определенные проблемы в управлении образовательными организациями:
- неадекватная культура удовлетворенности клиентов;
- формализация образовательных организаций государственными, местными и другими регулирующими органами;
- слабое стратегическое мышление руководства, что приводит к организационной пассивности;
- недостаточное использование современных методов и технологий управления.
С одной стороны, изменения должны исходить от властей в виде предоставления более широких свобод в управлении образовательной организацией, с другой стороны, изменения в системе управления образовательной организацией должны начинаться изнутри.
Цель исследования – изучить и проанализировать внедрение современных инновационных технологий в управление общеобразовательного учреждения для детей с ОВЗ.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические и технологические аспекты инновационного процесса в управлении образовательным учреждением;
2) проанализировать внедрение современных инновационных технологий в управление общеобразовательного учреждения для детей с ОВЗ.
Объект исследования – общеобразовательное учреждение для детей с ОВЗ.
Предмет исследования – внедрение современных инновационных технологий в управление общеобразовательного учреждения.
Методика исследования: изучение специализированной литературы, анализ и сравнение.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
1 Теоретические и технологические аспекты инновационного процесса в управлении образовательным учреждением
1.1 Понятие образовательной организации: определение и
сущность
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон «Об образовании»), в систему образования входят:
- федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС), образовательные программы различного вида;
- организации, которые осуществляют образовательную деятельность, всех участников образовательного процесса;
- педагогических работников, обучающихся и родителей;
- федеральные органы государственного управления и органы местного самоуправления в образовании, а также, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
- организации, обеспечивающие образовательную деятельность и оценку его качества;
- различные объединения, действующие в сфере образования.
Важнейшим элементом этой системы являются образовательные организации, в которых основным процессом деятельности является образовательный процесс. Концепция образования как единого целенаправленного процесса общего и профессионального образования, представляющего собой общественно значимое благо и осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства, сформулирована в законе "Об образовании". Существует также определение образовательной организации как некоммерческой организации, которая осуществляет образовательную деятельность на основе лицензии в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, для которых была создана такая организация. Наиболее важной особенностью, которую вы можете использовать для определения организации, которая организует обучение, является доступность обучения сотрудников .
Соответственно, основными особенностями организации образования являются:
- цель и направление деятельности - реализация образовательных программ;
- осуществление образовательной деятельности на основании лицензии;
- статус некоммерческой организации - это организация, которая не преследует цели получения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками.
Среди государственных и муниципальных учебных заведений есть разновидности: государственные, бюджетные, автономные. Выбор происходит по мере их создания.
Рассмотрим типологию специальных (исправительных учреждений) учебных заведений. Специальные (исправительные) учебные заведения для детей с нарушениями слуха (тип I). Они решают задачи воспитания, общего образования и трудовой подготовки глухих учащихся, а также исправления и компенсации недостатков их развития.
Специальные (исправительные) учебные заведения для детей с нарушениями слуха и позднего глухого возраста (тип II). Они осуществляют образование, общее образование и трудовую подготовку и преодолевают последствия потери слуха и недоразвития речи этой категории детей.
Специальные (исправительные) учебные заведения для слепых детей (тип III). В этих учреждениях воспитываются и обучаются полностью слепые дети или дети с минимальным остаточным зрением.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями зрения (IV). Принципиальным отличием этого типа учреждений от предыдущих является ориентация работы на оплату нарушений зрения и восстановление нарушенного зрения в условиях щадящего лечения, если это возможно.
Логопедические детские сады и специальные логопедические группы в обычных дошкольных образовательных учреждениях. Логопедические пункты в массовых школах предназначены для оказания помощи всем нуждающимся учащимся школы и района в коррекции речевой патологии. Направления на пункты выдаются врачами клиники, преподавателями, а прием также возможен по желанию родителей. Практикуется групповая форма работы. Индивидуально - только в том случае, если ребенок не может работать в группе. Занятия проводятся три раза в неделю.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелой речевой патологией (V-тип). Эти учреждения принимают детей со слухом и интеллектом. Наличие выраженной речевой патологии (например, заикание, ринолалия) не дает вам возможности учиться в обычной школе.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вид VI). Эти учреждения являются как образовательными, так и медицинскими учреждениями.
Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. Проводится комплексная медицинская и физиотерапевтическая помощь, психолого-педагогическая и социально-культурная реабилитация детей с ограниченными возможностями в возрасте от 3 до 18 лет.
Компетенцией образовательной организации в установленной сфере деятельности является:
- создание кадрового плана;
- наем сотрудников, распределение задач, создание условий и организация дополнительного профессионального обучения сотрудников;
- разработка и утверждение образовательных программ;
- разработка программы развития образовательной организации;
- прием студентов;
- определение перечня учебно-методического комплекта (далее УМК);
- организация постоянного мониторинга успеваемости в школе и промежуточной аттестации обучающихся;
- индивидуальное рассмотрение результатов разработки образовательных программ;
- использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; проведение самообследований, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
- создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
- создание условий для занятий учащимися физической культурой и спортом;
- содействие деятельности общественных объединений учащихся и родителей;
- организация научно-методической работы;
- обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 351-ФЗ)
2. Быстрова Н. В. Педагогический менеджмент и управление в современной школе / Н. В. Быстрова, С. Н. Казначеева, А. А. Жидков // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-3. – С. 19-22.
3. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А. Информационно-образовательная среда школы как инновационная управленческая задача // Наука и практика регионов. – 2019. – № 4 (17). – С. 90-93.
4. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Филатова Е.В. Принципы современного образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-4. – С. 68-70
5. Габдуллин Г.Г. Новое исследование проблем школьного управления // Казанский педагогический журнал. 2019. № 1. С. 122–128.
6. Гурская Е.О. Портрет руководителя образовательной организацией // Менеджмент в современном образовании: сборник статей; под ред. В.А. Дегтерева, Т.В. Майдановой. Екатеринбург, 2017. С. 23–29
7. Донской А. Г. Повышение квалификации педагогов, осваивающих технологии работы со сложным контингентом обучающихся, средствами профессиональных сетевых сообществ / А. Г. Донской, И. Д. Борченко // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2021. – № 4(49). – С. 62-74.
8. Маркова С.М., Котенко Е.Ф., Уракова Е.А. Проектирование процесса управления учебным заведением интегративного типа // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. – 2019. – С. 37-39.
9. Мерзликина Т. И. Особенности управления в общеобразовательной организации / Т. И. Мерзликина, Е. В. Рудакова // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. – 2021. – № 2(25). – С. 24-26.
10. Нестеров А. Г. Европейские концепции непрерывного образования в начале XXI века / А. Г. Нестеров. ‒ Текст : непосредственный // Научный диалог. – Екатеринбург : Центр научных и образовательных проектов, 2012. – № 5. – С. 29‒37
11. Реут В. Г. Управление учреждением образования как самоорганизующейся системой / В. Г. Реут, О. В. Семашко // Шаг в науку : Сборник материалов III Международной научно-практической конференции с участием студентов, Грозный, 10 октября 2020 года. – Махачкала: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. – С. 492-495.
12. Симачкова Т.С. Проблема управления качеством образования начальной школы // Молодой ученый. 2017. № 48 (182). С. 212–214.
13. Развитие современных инновационных технологий и методик в образовательных учреждениях : сборник научных статей, Курган, 23 апреля 2021 года / Курганский государственный университет, Институт педагогики, психологии и физической культуры. – Курган: Курганский государственный университет, 2021. – 418 с. – ISBN 978-5-4217-0578-9.
14. Теоретические и практические аспекты управления образовательной организацией в современных условиях. Методическое пособие по проектированию и управлению школой / под ред. Р.М. Гайнутдинова. Ярославль: Филигрань, 2017 296 с
15. Юшаева Р. С. Современные модели управления образовательной организацией / Р. С. Юшаева, С. Х. Цабаев // Гуманитарные и естественно-научные исследования: основные дискуссии : Материалы XXVIII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях, Ростов-на-Дону, 15 февраля 2021 года. – Ростов-на-Дону: Южный университет (ИУБиП), "Издательство ВВМ", 2021. – С. 322-325.