Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы преодоления неуспеваемости младших школьников 6
1.1. Понятие неуспеваемости в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Адаптация младших школьников к школьной среде как фактор неуспеваемости 10
1.3. Особенности познавательной сферы младших школьников как фактор неуспеваемости 14
Глава 2. Преодоление неуспеваемости учащихся младшего школьного возраста в эмпирическом аспекте 23
2.1. Констатирующий эксперимент по выявлению наличия психологических причин неуспеваемости у детей младшего школьного возраста 23
2.2. Формирующий эксперимент по преодолению психологических причин неуспеваемости у детей младшего школьного возраста 28
2.3. Контрольный эксперимент по выявлению качества преодоления психологических причин неуспеваемости у детей младшего школьного возраста 30
Заключение 33
Список литературы 34
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ребенок, поступающий в общеобразовательное учреждение, всегда преисполнен мечтами о светлом будущем, мотивирован на то, чтобы стать хорошим учеников, получать пятерки и радовать близких новыми знаниями. Событийная реальность доказывает, что дети не всегда могут справиться с обучением уже в первом классе школы. Клочкова А.Е., исследователь института коррекционной педагогики представляют статистические данные о количестве детей, испытывающих трудности в освоении школьной программы на начальном этапе обучения – 13% от общего количества обучающихся начальной школы [11, с. 3]. Данные дети имеют как единичные затруднения в освоении школьной программы, так и комплексные. Наибольшую актуальность имеют вопросы комплексной неуспеваемости, поскольку для их разрешения требуется систематическая, целенаправленная профессиональная помощь.
На современном этапе развития российского образования, педагог, столкнувшийся с ребенком, испытывающим трудности в обучении, должен действовать согласно федеральным нормативным документам, регламентирующим оказание педагогической помощи каждому ребенку. В первую очередь, речь идет о законе «Об образовании в РФ» [19] и Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) [18]. Согласно данным документам, к каждому ребенку следует подбирать индивидуальный подход в процессе обучения. Если индивидуальная педагогическая работа не действенна и причины отставания ребенка по общеобразовательной программе не найдены, то следует обратиться к узконаправленной профессиональной помощи психолога и коррекционного педагога. Возможно, ребенок нуждается в индивидуальной программе обучения.
Таким образом, цель настоящего исследования – теоретическое и эмпирическое изучение психологических причин неуспеваемости детей младшего школьного возраста по общеобразовательной программе.
Объектом настоящего исследования является процесс неуспеваемости детей младшего школьного возраста в обучении по школьной общеобразовательной программе.
Предметом исследования считаем психологические причины отставания детей младшего школьного возраста в обучении по школьной общеобразовательной программе, а так же методы его коррекции.
Согласно цели, объекту и предмету исследования, ставим перед собой ряд задач:
1) изучить понятие неуспеваемости в психолого-педагогической литературе;
2) рассмотреть адаптацию младших школьников к школьной среде как фактор неуспеваемости;
3) описать особенности познавательной сферы младших школьников как фактора неуспеваемости;
4) организовать и провести констатирующий эксперимент по выявлению наличия психологических причин неуспеваемости у детей младшего школьного возраста;
5) реализовать формирующий эксперимент по преодолению психологических причин неуспеваемости у детей младшего школьного возраста;
6) проконтролировать качество преодоления психологических причин неуспеваемости у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретического характера – анализ психолого-педагогической, методической литературы, а так же законодательной базы из области образования; эмпирического характера – методы описательной математической статистики, анализ эмпирически полученных математических данных, методика диагностики адаптации детей к школе – анкета «Мое отношение к школе» Н.Г. Лускановой [14] и методика диагностики развития познавательной активности наблюдение по Л.М. Фридману [20].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников // Советская педагогика, 1972. № 1. С. 5-10.
2) Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2007. 107 с.
3) Бударный А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.:МОПИ им. Н.К. Крупской, 1965. 32 с.
4) Вардянян А.У. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления. – БГПИ: Уфа, 2015. 69 с.
5) Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. – М.: Просвещение, 2014. 56 с.
6) Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2019. 407 с.
7) Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. – СПб.: Питер, 2018. 472 с.
8) Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодолевания. – М.: Академия педагогических наук, 2019. 107 с.
9) Есипов Б.П. Дидактика. – М.: Педагогика, 2000. 109 с.
10) Ильин Е.Н. Путь к ученику. – М.: Педагогика, 2017. 205 с.
11) Клочкова А.Е. Психолого-педагогические условия профилактики неуспеваемости младших школьников. – Саратов: Альтаир, 2019. 14 с.
12) Кузнецова Д.А. Адаптация к школе. – 2020. – [Электронный ресурс] / URL: https://home-school.interneturok.ru/blog/voprosy_psihologii/adaptaciya-rebenka-k-shkole#:~:text
13) Лебедев Г.М. Формирование потребности в знаниях у учащихся. – СПб.: Питер, 2017. 40 с.
14) Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М.: Фолиум, 2019. – 32 с.
15) Пидкасистый П.И. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. – М.: Педагогика, 2016. 308 с.
16) Смирнова Е.Ю. Детская психология. – М.: Кнорус, 2016. – [Электронный ресурс] / URL: https://pedcollege-derbent.ru/sites/default/files/204-_detskaya_psihologiya_smirnova_e.o._2016_-280s.pdf
17) Трутанова И.А. Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения, 2020. – [Электронный ресурс] / URL: https://nsportal.ru/vu/nachalnaya-shkola/igrovye-metody-korrekcii-trudnostey-obucheniya-mladshih-shkolnikov/lekciya-1
18) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – [Электронный ресурс] / URL: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf
19) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. – [Электронный ресурс] / URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
20) Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. – М.: Сфера, 2017. – 189 с.
21) Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. –М.: Педагогика, 2019. 206 с.