Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Исследование посвящено преимущественно актуальному разделу языкознания, который изучает преимущественно правила, устанавливающие единообразие актуальных способов передачи речи в ходе письма – орфографии. Вопрос орфографии представляет одну из актуальнейших тем современной методики изучения русского языка. Преимущественно формирование, развитие и совершенствование орфографических навыков учащихся 5 классов является векторной задачей в аспекте изучения русского языка в школе.
Актуальность и важность формирования, развития и совершенствования орфографических навыков объясняется, прежде всего, тем, что владение орфографическими навыками является составной единицей общей культуры языка человека. Именно владение орфографическими навыками определяет точность и актуальность выражения человеческой мысли и основы взаимопонимания в аспекте письменного общения. Кроме того, письменная форма русского языка существенно отличается от устной большим уровнем сложности в своей структуре.
Педагоги уже давно пришли к выводу о том, что владение орфографическими навыками учащихся 5 классов не имеет достаточно высокого уровня. Поэтому педагоги активно и целенаправленно ищут причины низкого владения орфографическими навыками учащихся 5 классов, для того чтобы внедрить конкретные мероприятия по формированию и совершенствованию орфографических навыков при обучении русскому языку учащихся 5 классов.
Актуальной целью развития орфографических навыков в школе является научение детей правильному, в аспекте необходимых требований программы, с точки зрения орфографии, письму, как при самостоятельном изложении собственных мыслей, так и при фиксированной записи прослушанного, либо прочитанного текста.
Кроме того, важной задачей развития орфографических навыков при обучении русскому языку учащихся 5 классов в школе, является формирование у учащихся твердых навыков орфографически верного письма, опирающегося на сознательное усвоение и применение в ходе практики определенной системы орфографических правил. На периодически повторяющихся различных тренировочных упражнениях, ставивших целью автоматизацию навыков орфографически верного написания крайне необходимы хорошо развитые орфографические навыки.
Следует отметить, что современная методика развития орфографии исходит из следующих положений: актуальные принципы русской орфографии в ее современном и неизменном состоянии; характерные черты русского языка, на которых базируется то или иное орфографическое правило; психофизиологическая природа процессов письма и ее прямое отношение к речевому процессу; индивидуально-психологические особенности учащихся; индивидуальные особенности речи самих учащихся; особенности и условия окружающей среды.
Одним из важнейших принципов педагогики и методики преподавания, на уроках обучения письму является принцип сознательности. Он реализуется в двух аспектах. Сознательным принято называть такое письмо, в рамках которого учащиеся учатся правильно излагать на бумаге то содержание, те актуальные и верные мысли, которые он стремится донести до читателя. Кроме этого, сознательным можно назвать и такое письмо, при котором учащийся свое внимание направляет не только на смысл записываемого, а прежде всего на правильность письма в аспекте принятых в обществе форм правописания, контролируя себя, обосновывая для себя то или иное написание.
Развитие и формирование орфографических способностей имеет определенную последовательность в приобретении и усвоении учащимися различного рода написаний. Необходимо заметить, что без соблюдения правил последовательности существенно нарушается система, предлагающая поэтапное накопление знаний и совершенствование письменных навыков.
Вопросам развития и формирования орфографических навыков учащихся, выработки у учащихся устойчивых навыков правописания работы Н.С. Рождественского, В.Ф. Ивановой, М.Т. Баранова, М.М. Разумовской, Н.Н. Алгазиной, М.В. Панова, С.М. Кузьминой, Г.Н. Приступы, Т.Г. Козыревой.
Однако, вопрос поиска актуальных и оптимальных путей, средств, форм развития орфографических навыков у учащихся остаётся актуальным и слабо разработанным.
Объектом исследования являются орфографические навыки учащихся 5 классов. Предмет исследования – развитие орфографических навыков при обучении русскому языку учащихся 5 классов.
Цель исследования: изучить орфографические навыки учащихся 5 классов и выявить пути развития орфографических навыков при обучении русскому языку учащихся 5 классов.
Исходя из поставленной цели, можно определить задачи исследования:
1. Проанализировать цели, принципы и правила развития орфографических навыков при обучении русскому языку учащихся 5 классов.
2. Изучить упражнения, направленные на развитие орфографических навыков.
3. Изучить сущность и содержание орфографической зоркости.
4. Проанализировать роль упражнений в формировании орфографической зоркости, как одного из ключевых орфографических навыков.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, отражающей состояние изучаемой темы. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ
1.1 Цели развития орфографических навыков, основные принципы развития
Орфографические навыки и нормы являются важнейшим элементом письменной формы русского языка и объединяют нормы орфографии и пунктуации. Целью развития орфографических навыков учащихся 5 классов в школе является формирование и развитие орфографической грамотности.
В настоящее время в школе формируется условная орфографическая грамотность, основывающаяся на умение учащихся применять изученные в школьном курсе русского языка правила и верно писать слова-исключения, внесенные в учебник. Кроме условной грамотности, выделяют грамотность абсолютную, выражающуюся в умении оперировать любыми правилами орфографии и писать без ошибок любые исключения.
Ряд исследователей отмечает, что это практически невозможно достичь, абсолютно грамотных людей нет [1,2]. В русском языке присутствует большое количество сложных правил, сложных слов, и учащийся не может знать их все. Но грамотный учащийся задумывается над написанием этих слов, осознанно работает с особо сложными правилами, активно применяет справочник и орфографический словарь.
Развитие орфографических навыков заключается в том, чтобы знать и понимать, в каком случае может быть допущена ошибка, и стремиться ее избежать средствами проверки, приемами применения правила или вовсе не употреблять это слово. В школе, как правило, изучаются лишь некоторые орфографические правила, актуальные и значимые. Учителю необходимо постоянно соотносить практику правописания с программой, особенно в ходе проверки изложений и сочинений.
Направление развития орфографических навыков лежит от знаний к умениям. Некоторые исследователи отмечают, что целью обучения орфографии является правильная выработка орфографических навыков, а именно автоматизированного написания слов и их форм [5].
Развитие орфографических навыков является важной и актуальной задачей при обучении русскому языку учащихся 5 классов. Развитие у учащихся элементарных орфографических навыков представляется целью обучения письму в средней школе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.: Просвещение. 1987. – 204 с.
2. Алгазина, Н.Н. Обучение орфографии с учетом вариантов орфограмм. – М.: Просвещение, 1981. – 194 с.
3. Алгазина, Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся V – VIII классов. – М.: Просвещение, 1965. – 50 с.
4. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии. М.: Просвещение, 1996. – 308 с.
5. Волошина, О.И. Русский язык. Тесты. 1 - 4 классы. - М.: Дрофа. 2000. – 256 с.
6. Граник, Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая, Л.А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение. 2005. – 325 с.
7. Иванова, В.Ф., Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2009. – 175 с.
8. Нефедова Е.А., Узорова, О.В. Диктанты и изложения по русскому языку. - М.: Аквариум. 2008. – 278 с.
9. Рождественский, Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. - М.: Просвещение. 2001. – 278 с.
10. Скороход, Л.К. Словарная работа на уроках русского языка. - М.: Просвещение. 2007. – 328 с.
11. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Просвещение. 1980. – 308 с.
12. Тоцкий, П.С. Орфография без правил. - М.: Просвещение. 2003. – 225 с.
13. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия ее развития у младших школьников.// Начальная школа. № 5, 2001, с. 41.