Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы создания и организации предметно- развивающей среды в дошкольной образовательной организации являются актуальными, так как среда является важным фактором развития детей дошкольного возраста. Дошкольные образовательные организации, имеющие определенную образовательную среду, могут сформировать личность, отличающуюся творческим подходом к решению жизненных и профессиональных проблем, обладающую такими качествами, как активность, самостоятельность, инициативность, умение общаться и взаимодействовать с другими людьми. Такая личность легче адаптируется, самоопределяется и самореализуется в быстроменяющихся условиях современного общества. Чтобы достичь этого образовательная среда дошкольной образовательной организации должна соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования дана подробная характеристика предметно- развивающей среды дошкольной организации (дано ее определение, перечислены положения, которые она обеспечивает), определены принципы (требования) к ее организации, которые должны учитываться в деятельности дошкольной образовательной организации (пункт 3.3) [27].
Вопросы организации предметно- развивающей среды дошкольной образовательной организации рассмотрены в работах современных исследователей. Таких как, З.И. Береснева, Н.А. Виноградова, Т.В. Волосовец, А.Г. Гогоберидзе, С.Г. Добротворская, Т.Н. Доронова, И.С. Клецина, Е.Л. Кононко, Н.А. Короткова, З.П. Красношлык, Ю.С. Мануйлов, Н.В. Микляева, Л.С. Новоселова, В.А. Петровский, М.Н. Полякова, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, Е.О. Смирнова, В.А. Ясвин и др.
Однако, несмотря на то, что вопросы организации предметно- развивающей среды в дошкольной образовательной организации поднимаются в литературе очень часто, на практике остается нераскрытой проблема развития детей дошкольного возраста в условиях предметно- развивающей среды дошкольной образовательной организации. Связано это в первую очередь с тем, что практикующие воспитатели и педагоги подходят к созданию предметно-развивающей среды формально, либо просто не до конца понимают ее роль и значимость для полноценного и всестороннего развития ребенка. Кроме того, далеко не всегда материально-техническая база дошкольной организации соответствует всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по созданию предметно- развивающей среды.
Важность речевого развития ребёнка подчёркивается и в нормативно-правовых документах законе РФ «Об образовании», «Концепции обучения и воспитания на 2016-2020 годы», ФГОС ДО. Согласно закону РФ «Об образовании» содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей [26].
В современных психолого-педагогических исследованиях недостаточно изученным остается вопрос о необходимости разработки методических рекомендаций по организации предметно- развивающей среды по речевому развитию детей в дошкольной образовательной организации в соответствии с принципами, обозначенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Объект исследования: предметно- развивающая среда по речевому развитию детей в ДОУ.
Предмет исследования: содержание, организация предметно- развивающей среды по речевому развитию детей в ДОУ.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 1995. № 4. С. 16–20.
2. Авдулова Т. П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность // Справочник старшего воспитателя. 2014. №8. С. 46–50.
3. Береснева З. И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ // Управление ДОУ. 2006. № 2. С.60–62.
4. Букина В. О., Головина М. Ф. Пространство детского сада. Познание. Экология. М. : Сфера, 2016. 128 с.
5. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно–развивающая среда детского сада : учеб. пособие. М.: Перспектива, 2011. 208 с.
6. Волосовец Т. В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. – URL : http://rubook.org/ (дата обращения: 0.10.4.2022).
9. Гогоберидзе А. Г., Вербенец А. М. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада // Справочник руководителя ДОУ. 2011. № 12. С. 33–38.
10. Детство: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Авт.–сост.: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – М.: Детство–Пресс, 2016. 321 с.
11. Добротворская С. Г. Организация развивающей среды в образовательном учреждении: Учеб. пособие. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. 176 с.
12. Дьякова С. П. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта в системе образования на основе организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / Сайт «Студенческий научный форум. 2016. URL: https://www.scienceforum.ru/2016/1801/22173 (дата обращения: 01.04.2022)
13. Журавлева С. В. исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке / С. В. Журавлева // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 48–56.
14. Комарова О. А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями // Справочник старшего воспитателя ДОУ. 2014. № 8. С. 26–38.
15. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: Метод. рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. М.: Федеральный институт развития образования, 2014. 96 с.
16. Мануйлов Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник УРАО. 2013. № 1. С. 42–49.
17. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой. М.: ЗАО «Элти–Кудиц», 2003. 160 с.
18. Микляева Н. В. Предметно–развивающая среда детского сада в контексте ФГОС ДО. М. : Сфера, 2018. 128 с.
19. Новоселова С. Н. Развивающая предметная среда: Метод. рекомендации по проектированию вариативных дизайн–проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно–воспитательных комплексах. М. : Центр инноваций в педагогике, 1995. 64 с.
20. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. М. : Новая школа, 1993. 230 с.
21. Полякова М. Н. Конструирование моделей предметно–развивающей среды: Метод. рекомендации для дошкольных работников. СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 258 с.
22. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации; авт.–сост. Н. В. Нищева. СПб. : Детство–пресс, 2006. 128 с.
23. Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М. : МГППУ, 2002. 272 с.
24. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М. : ЛИНКА–ПРЕСС, 2003. 192 с.
25. Смирнова Е. О. Детский сад. Оценка предметно–развивающей среды // Дошкольное воспитание. 2010. №4. С. 21–25.
26. Смирнова Е. О., Рябкова И. А., Абдулаева Е. А. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: метод. пособие. М. : Мозаичный парк, 2016. 112 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. приказом Мин–ва образования и науки Рос. Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155. – М. : Аспект–плюс, 2017. – 38 с.
28. Шендрик И. Г. Образовательное пространство субъекта и его формирование: монография. М. : АПКиПРО, 2003. 284 с.
29. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4–е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.
30. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.