Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Трансформация социально-экономических отношений влечет изменение уровня жизни, Население, в целях повышения своего материального состояния переезжает из одного региона в другой, из одной страны в другие. Согласно статистическим данным в прошлом году в нашу страну прибыло 4 120 743 человек . Кроме этого, причинами миграции выступает политическая обстановка в государстве. В настоящее время проводится «специальная военная операция» на территории соседних государств, что вызвало потом миграции как на территорию нашего государства из Украины, так и в страны Европы. Неуправляемая миграция может принести вред экономике страны, вызвать взрыв преступности. В связи с этим целесообразно рассмотреть механизмы управления миграцией.
Объектом исследования выступает процессы миграции.
Предметом данной работы является процесс управления миграцией.
Целью работы является теоретическое изучение процесса управления миграционными процессами.
Для достижения указанной цели поставлены задачи:
- рассмотреть понятие управления миграционными процессами;
- исследовать методы регулирования миграционных процессов;
- провести анализ проблем управления миграционными процессами;
- проанализировать проблемы незаконной миграции .
Методами исследования выступает метод научного познания, анализа и синтеза.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1. Общая характеристика управления миграционными процессами
1.1 Понятие управления миграционными процессами
Миграция населения - очень сложное, многогранное явление, формирующее социальную динамику в ее социально-экономическом, социально-политическом, демографическом и этническом аспектах.
Далее рассмотрим статистические данные миграции населения.
Таблица 1. Общие итоги миграции населения по субъектам Российской Федерации за 2020 год
Кроме этого из нашей страны только уезжает население, но и приезжает. Далее рассмотрим миграционный прирост
Таблица 2. Миграционный прирост
Именно в силу своей универсальности и фундаментальности феномен миграции стал предметом исследования различных наук. Демографическая наука изучает миграцию населения с точки зрения воспроизводства населения человека - численного и структурного (по половозрастным группам). Для экономики миграция населения является важным фактором конкуренции на рынке труда. В юридической науке существует особое направление, определяющее правовой статус различных категорий мигрантов. История проводит историко-социологические и историко-демографические исследования в связи с миграционными процессами.
Таблица 3. Возрастно-половой состав мигрантов
Социологический подход акцентирует внимание на проблемах адаптации мигрантов к новым условиям жизни. Однако такое определение социологии миграции представляется неоправданно узким. Социология миграции населения исходит из того, что миграционные процессы влекут за собой системные социальные изменения - институциональные, демографические, этнические, психологические, культурные, экономические и политические. Поэтому социологический подход к феномену миграции можно назвать комплексным.
Миграция, в том числе вынужденная и нелегальная, характеризует естественную динамику социальной системы, а основной проблемой миграционных процессов является проблема управления ими.
Таким образом, регулирование миграционных процессов следует изучать в рамках социологии управления. Социальное управление, вводящее миграционные процессы в социологические координаты, является важнейшим фактором и неотъемлемым критерием оценки явления миграции. Очередная миграционная волна готовится соответствующей революцией в технологиях человеческого общения, что является необходимым условием ее появления.
Миграционная волна поднимается тогда, когда возникают соответствующие социальные предпосылки. Две мировые войны 20 века, распад СССР в 1991 году, появление новых технологий, в том числе социального управления, стали социальными условиями активизации миграционных волн.
Поэтому в социологии миграции ключевой категорией является «управление» именно в смысле создания в стране или регионе мира условий, генерирующих миграционную энергию. Отсюда важность понятия «управление миграцией», смысл которого заключается в управлении миграцией как процессом, который не только не должен создавать проблем для данной страны, но, наоборот, должен решать ее социально-экономические проблемы.
Управление процессом миграции может быть прямым или косвенным. При прямом контроле предполагается ввести в действие миграционное законодательство, описывающее порядок эмиграции и иммиграции; права и обязанности иммигрантов; процедура ассимиляции иммигрантов и др. Гораздо сложнее обеспечить косвенное управление миграцией, хотя без этого прямые управленческие усилия не дадут должного эффекта. Косвенное управление предусматривает создание в стране институциональной среды, которая сама выделяла бы социально положительный элемент в миграционной волне и отсекала или минимизировала отрицательный.
Формирование социально позитивной институциональной среды является важнейшей функцией государственной власти по косвенному управлению обществом, в том числе миграционными процессами. Если институты таковы, что в стране есть простор для коррупции и теневой экономики, и существует отчуждение между обществом и государственными органами, то можно с уверенностью сказать, что для такой страны миграционная волна обернется серьезными проблемами: «утечка мозгов», нелегальная миграция и дальнейший рост социальной напряженности.
Косвенное управление миграционным процессом, направленное на создание привлекательной институциональной среды для мигрантов, не решает в полной мере проблемы управления, но формирует необходимую основу для непосредственного управления процессом. Что касается проблемы непосредственного управления, то она заключается в разработке концепции приема мигрантов. Страна привлекательна своими институтами для мигрантов, но с каких позиций нужно «открывать» страну для иммиграционного потока?
Эксперты предлагают различные решения для управления миграцией в соответствии с потребностями хоста. Например, политическим решением может быть и то, о чем когда-то сказала М. Тэтчер, сказав: поскольку британский народ боится, что его «поглотят люди, принадлежащие к иной культуре», страна, где она возглавляет правительство, должна сохранить в виду «ясной перспективы прекращения приема иммигрантов» .
Однако политическое решение вопроса о приеме иммигрантов может быть вызвано и другими причинами, в частности, тем, что миграция чаще всего способствует экономическому росту и благосостоянию как коренного населения, так и мигрантов, и ограничениями иммиграции, как правило, оборачиваются негативными экономическими последствиями.
Сложность выбора государственной стратегии в отношении иммигрантов между двумя обозначенными полюсами обусловлена самой структурой миграционных потоков, в которую входят не только легальные, но и нелегальные мигранты, поддерживаемые криминальными группировками с различными технологическими и инфраструктурными возможностями.
Следует иметь в виду, что за последние годы масштабы нелегальной иммиграции увеличились на 50%. Правильнее было бы называть нелегалов рабами.
В этом случае непосредственное управление миграционным процессом возможно и с чисто полицейской точки зрения - из соображений необходимости предотвращения криминальной угрозы обществу со стороны нелегальных иммигрантов и, прежде всего, преступных групп, обеспечивающих их приток. Соблазн выбрать полицейский подход к решению миграционной проблемы – политику «закрытых дверей» – достаточно силен в связи с нынешним резким ростом числа самих мигрантов.
Сегодня очень много людей готовы стать нелегальными мигрантами и попасть в сети преступных группировок, наладивших преступный бизнес международных «конвейерных банд». Это настолько «экономически выгодно» для контрабандистов, что, по мнению экспертов Управления ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности, контрабанда людей в настоящее время стала более прибыльным бизнесом, чем незаконный оборот наркотиков.
«Конвейерные банды» добились того, что в странах, осажденных иммигрантами, произошло некоторое искажение взгляда на миграционный процесс. Проблема нелегальных иммигрантов бросает тень на всех мигрантов, и принимающие общества не ждут от них ничего, кроме неприятностей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства, возможности и обращения» Текст Конвенции официально опубликован не был. Доступ из правовой системы Гарант
2. Решение Совета министров иностранных дел государств - членов СНГ от 16 сентября 2004 г. "Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии незаконной миграции". Принято в г. Астане. Документ опубликован не был. Доступ из правовой системы Гарант
3. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". П. 56, 62 // СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. 2). Ст. 212.
4. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 935 "Об уточнении Федеральной миграционной программы"// СЗ РФ . - 1996. - N 35 Ст. 4177
5. Актуальные вопросы противодействия незаконной миграции /Ю.В. Морозов, // Законодательство. – 2017. - N 9. – С. 57-65
6. Багаутдинова Н. Г. миграционные процессы тренды, вызовы, перспективы Казань : Отечество, 2014. - 375 с.
7. Безбородова Т. М. Методы социологии в изучении миграции населения// Сибирский торгово-экономический журнал. – 2015. - № 2 С. 40-44
8. Волох В.А. Проблемы управления миграционными процессами в современной России // Управление. – 2017. -№ 2 С. 44-55
9. Димаев А.Р. Управление миграционным процессом в современном обществе// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2009. - № 2 С. 63-66
10. Кикоть В.Я. Организационно-правовое и информационное обеспечение реализации кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров авто-реф. дис. .д-ра юрид. наук / В.Я. Кикоть. М., -2002. – 29 с.
11. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/
12. Косарева, Г.А. Социально-экономические проблемы муниципальных образований приграничного типа / Г.А. Косарева // Вестник Челябинского университета. Сер. 7. Государственное и муниципальное управление. - 2005. -№ 1. - С. 42 - 46.
13. Мкртчян Н.В Межрегиональная миграция молодежи в России: комплексный анализ демографической статистики//. EDUCATIONAL STUDIES. MOSCOW. – 2016. - № 3 С. 169-20
14. Нелегальная миграция как феномен глобального мира/И.А. Алешковский //Век глобализации. – 2014. - № 2 С. 129-136
15. Ольшанская, А. В. Основные методы регулирования миграции в России // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 480-482.
16. Суворова В.А. Интеграция мигрантов в сообщество как одна из составляющих иммиграционной политики // Вестник университета. Государственное и муниципальное управление. -М.: ГУУ, 2008. - № 2(10).
17. Суворова, Н.Н. Миграция как фактор социально-экономического развития региона / Н.Н. Суворова // Вестник Челябинского университета. Сер. 8. Экономика. Социология. Социальная работа. - 2002.-№ 1. - С. 24 - 29.
18. Суворова, Н.Н. Управление миграционной безопасностью (региональный аспект). / А.Н. Попов, Н.Н. Суворова, А.И. Спицын; - Челябинск: Урал ГАФК, 2003. - 170 с.
19. Тюркин М.Л. Миграционная система России монография / М.Л. Тюркин. - М.: Стратегия, 2005. – 420 с.
20. Туровский А.А. Управление миграционными процессами на уровне региона // Государственная миграционная политика Российской Федерации: вызовы времени. Материалы Международной научно-практической конференции. Государственный университет управления. - М.: Издательский дом ГУУ, 2016. - С. 122-126.
21. Численность и миграция населения Российской Федерации [Электронный ресурс] режим доступа https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13283(дата обращения 01.04.2022)
22. Borjas G. Heaven’s door: Immigration policy and the American economy. — Princeton: Princeton university press, 1999.