Фрагмент для ознакомления
2
Защитные механизмы существенно влияют на поведение человека.
К примеру, у многих входит в привычку и в повседневной жизни, и в профессиональной или учебной деятельности, в частности, защищаться от негативных мыслей, удручающих переживаний путём своеобразного переключения своего внимания на другие вещи – они просто преднамеренно избегают неприятных, тяжёлых мыслей. Такой защитный механизм носит название подавление. Если что-то неблагополучно (в работе, учебе, во взаимоотношениях), то люди остро переживают и зачастую берут на себя больше обязанностей: делают уборку; больше занимаются спортом; предпочитают заниматься активной деятельностью; занять свои мысли чем-то; в возникшее свободное время отвлекаются художественной литературой, вредными привычками и др. Делают всё то, что помогает не концентрироваться на тревожащих, разрушающих их стабильность, мыслях. Так проявляется подавление. Но этот способ поможет «забыть» лишь на время о мелких проблемах, они постоянно будут тревожить их обладателя, становясь со временем более навязчивыми и ещё более угрожающими нормальному самочувствию [34].
Существует такая категория переживаний, которая является настолько угрожающей для самооценки, что просто не допускается психикой в сознание. Происходит это, в отличие от подавления, на бессознательном уровне и носит характер неосознаваемого мотивируемого забывания. Этот способ защиты психики – вытеснение, при этом негативные мысли, неприятные воспоминания просто выталкиваются из сознания, человек их способен вспомнить только под воздействием гипноза [34].
Встречаются случаи, когда прежде здоровый человек, внезапно заболевает на фоне относительного физиологического благополучия, много времени проводит в больнице и дома, только выздоравливает, возвращается к работе и, вновь возвращается в больницу. На основании этих данных можно констатировать психосоматику – больной просто не желает сталкиваться с чем-то, с чем у него проблемы личного характера, что воспринимается им как угрожающее и пугающее обстоятельство, что непреодолимо, с его точки зрения. Его психика принимает решение – необходимо просто избежать данного пугающего обстоятельства и всех негативных, разрушающих эмоций, связанных с этим. Он прибегает к такой защите как уход.
Вероятно, на самом деле его пугает взаимодействие с людьми или большие нагрузки, или страх не преуспеть. А психика, в силу, скорее всего, неудачного опыта в прошлом, опасаясь повторения негативных переживаний, просто бессознательно направляет сигналы – нанести себе травму, малозначительную, но на некоторое время дезорганизующую его работу, чтобы отсрочить пугающие обстоятельства жизни. Но избегание неприятных ситуаций также временный и неэффективный способ борьбы с трудностями и зачастую даже вредный метод.
Встречаются индивиды, которые, столкнувшись с трудными обстоятельствами, просто уходят в мир фантазий, защищаясь от пугающей их действительности. К примеру, человек может рассказывать о своих успехах, достижениях, тем самым избавляясь от чувства вины, тревоги и поднимая собственную самооценку в своих глазах.
Фантазирование заключается в уходе от проблем повседневности в воображаемый мир. Можно сказать, что очень многие люди фантазируют наяву, для подавления чувства тревоги, например, читают романы, смотрят приключенческие фильмы, представляя себя на месте героев. Если соблюдать умеренность, это может быть даже полезным. Это некое «выключение» от действительности, способ дать отдых мозгу, своеобразный отдых и от рутины, скуки, путь для развития творческого мышления в жизни, нестандартного подхода к ситуация наяву [27]. Тем не менее, увлечение в избытке этим видом защиты ведёт к подмене реальности воображением, фантазия становится просто суррогатом реальной деятельности.
Другим частым защитным механизмом психики является регрессия. Например старшеклассник начал бы описывать родителям как его обижают в школе, он мог бы плакать, надуть губы, потребовать его забрать домой и т.д. То есть, вёл бы себя по-детски. Регрессия – уход в прошлое, на ступени ниже. Такое поведение имеет место тогда, когда человек чем-либо настолько расстроен, что буквально теряет способность контролировать своё поведение и вести себя соответственно возрасту и он возвращается к более ранним формам поведения и мышления [3]. Эффективным способом защиты такой механизм психики назвать нельзя, конечно, но и он бывает эффективным, если человек получает какую-то реальную помощь.
Случается так, что человек находит логические доводы в пользу объяснения своего неприемлемого им самим поведения. Он рационализирует, искажая правду с целью сохранения самоуважения. К примеру, человек, плохо справившись с контрольной, начинает объяснять это самому себе тем, что преподаватель – очень строгий, несправедливо придирается к нему; или, например, что столько работы просто невозможно сделать за такое время; или, что с его здоровьем такое не под силу и т.д. Человеку становится легче и он прощает сам себя.
При рационализации люди считают, что у их неудач есть какие- либо внешние причины, но успех является их личной заслугой [30]. Несмотря на очевидное искажение действительности, рационализация может помочь снизить тревогу и даже взглянуть более оптимистично на случившееся происшествие.
Встречаются случаи, когда чувство вины становится причиной переноса собственных отрицательных качеств и слабостей на других людей. Это проекция. Например, человек, испытывающий трудности во взаимоотношениях с людьми, обвиняет их в чрезмерной предвзятости по отношению к нему. На самом деле, сам человек предвзято относится к другим, агрессивно воспринимая любые требования к себе. Таким образом, проекция – это механизм психологической защиты, проявляющейся в виде обвинения другого в своих собственных слабостях вследствие испытываемого самим человеком чувства вины.
При переносе человек вымещает накопившиеся чувства на ни в чем неповинной жертве. Обычно выбирает себе такую жертву, которая не представляет для него опасности и не может повлиять на его самооценку. Зачастую при замещении мишенью являются кто-то младше, слабее, ниже рангом и т.п. То есть, перенос – это механизм психологической защиты в виде перенесения чувств, истинный источник которых неустраним или неприемлем, на замещающий предмет или человека [20].
Компенсация позволяет возместить упущения и недостатки в одной области успехами в другой. Неуспешный ученик, например, доказывает, что он хороший спортсмен или студент, неуспевающий в математических науках, углубленно занимается гуманитарными дисциплинами, пишет рассказы, стихи, или человек, имеющий трудности во взаимоотношениях с людьми, добивается многого в индивидуальной работе и т.д. Механизм компенсации позволяет человеку замаскировать свои недостатки и подчеркнуть достоинства. Компенсация является разумным защитным механизмом и обычно приводит к хорошей адаптации. Это выражается в стремлении человека, не имеющего достаточных способностей в одной области, обращаться к таким областям деятельности, где он может преуспеть [5].
Сублимация – это наиболее широко известный механизм психологической защиты, направляющий неприемлемые или невозможные к удовлетворению побуждения в позитивную, созидательную область. Энергия побуждений направляется в русло положительной, созидательной или творческой деятельности. Примерами сублимации могут стать выдающиеся спортивные или творческие достижения людей, которые плохо успевали в школе – все переживания и нерастраченная энергия перенаправляются и нацеливаются на достижение значимых результатов [39].
Таким образом, психологическая защита является непрерывно используемым психологическим механизмом. Она предотвращает дезорганизацию психической деятельности и поведения не только в ситуациях конфликта сознания и бессознательного, но и при становлении вполне осознаваемых аффективно окрашенных психологических установок. Способность к «защитной» психической деятельности проявляется у людей в разной степени. Единой классификации механизмов психологической защиты не существует, хотя имеется множество попыток их группировки по различным основаниям. В каждом способе защиты можно усмотреть как отрицательные последствия, так и положительные. Но есть более эффективные, более «здоровые» способы защиты, которые действительно ведут к оптимизации поведения и деятельности, при условии разумного и умеренного их применения. И также те способы защиты, которые скорее ведут к дезадаптации. Но механизмы психологической защиты, в подавляющем большинстве, бессознательны и потому неконтролируемы обладателем, об их эффективности можно судить только по результатам применения – адаптировался человек к ситуации или нет.
1.2. Психологические подходы к изучению мотивации достижения успехов и избегания неудач
Впервые термин "мотивация" употребил в своей статье А. Шопенгауер. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. В основе любой активности человека лежат его желания, ценности и потребности. Все определения мотивации можно отнести к двум направлениям:
1) Мотивация – совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение, совокупность мотивов (схема В.Д. Шадрикова) [37].
2) Мотивация – динамичное понятие, процесс. При этом мотивация – вторичное по отношению к мотиву образование, средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов. В.А. Иванников считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива [12].
Мотивационная сфера личности - это совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Сам термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности [7].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акмеология [Текст]: Учеб. пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2004. – 256 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]: избранные психологические труды / Л.И. Божович / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Ин-т практической психологии, 1995. – 352с.
3. Буравлева, Н.А. Взаимосвязь защитных механизмов и акцентуаций характера личности [Текст] / Н.А. Буравлева, Н.Н. Телеличко // Научно-педагогическое обозрение. – 2019. – №5(27). – С. 157 – 166. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-zaschitnyh-mehanizmov-i-aktsentuatsiy-haraktera-lichnosti (Дата обращения: 10.05.2022).
4. Вассерман, Л.И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля [Текст] / Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев, Е.Б. Клубова. – СПб.: Издательство: СПбНИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2005. – 50 с.
5. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ,1990. – 288с.
6. Высоков, И.Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум [Текст] / И.Е. Высоков. – М.: Юрайт, 2016. – 388 с.
7. Герчикова, И.Н. Менеджмент [Текст]: Учебное пособие, 4-е изд., перераб. и доп. / И.Н. Герчикова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 799с.
8. Долгова, В.И. Психологическая защита [Текст]: монография / В.И. Долгова, О.А. Кондратьева. – М.: Издательство Перо, 2014. – 160 с.
9. Дровняшина, О.С. Ценностные ориентации студентов [Текст] / О.С. Дровняшина // Аллея Науки. – 2017. – №12. – С. 399-402. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30272866 (Дата обращения: 07.05.2022).
10. Заикина, А.И. Психология защитных механизмов личности [Текст] / А.И. Заикина, А.Ю. Красникова, Ж.Н. Мустафинова // Молодой ученый – 2019. – № 11 (249). – С. 219-220. – URL: https://moluch.ru/archive/249/57307/ (Дата обращения: 05.05.2022).
11. Занюк, С.С. Психология мотивации [Текст] / С.С. Занюк. – К.: Эльга-Н, 2001. – 280с.
12. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст]: Учебное пособие: 3-е издание / В.А. Иванников. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
13. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / И.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 712с.
14. Каменская, В.Г. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических и психологических специальностей / В.Г. Каменская. – СПб.: Детство – пресс, 2009. – 143с.
15. Кикнадзе, Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание [Текст] / Д.А. Кикнадзе. – М.: Мысль, 1968. – 212с.
16. Киршбаум, Э. Психологическая защита [Текст]. 3-е изд. / Э. Киршбаум, А. Еремеева. – СПб.: Питер, 2005. – 176 с.
17. Кисилева, Т.В. Психолого-педагогические условия развития профессионально значимых качеств военных педагогов-психологов [Текст]: дисс... кан. пс. н. / Т.В. Кисилева. – Курск, 2009. – 185 с.
18. Корнилова, Т.В. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (по опроснику А. Эдвардса) [Текст] / Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко // Вопросы психологии. – 1995. – №5. – С. 108-115.
19. Кочарян, А.С. Психология переживаний [Текст]: учебное пособие / А.С Кочарян, А.М. Лисеная. – Харьков: ХНУ имени В. Н. Каразина, 2011. – 224 с.
20. Крот, А.Ф. Механизмы психологической защиты [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.Ф. Крот. – Минск : БГМУ, 2015. – 22 с.
21. Мищенко, Т.В. Определение содержания понятия профессиональной идентичности [Текст] / Т.В. Мищенко // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества в России. – Ярославль, 2008. – С. 168-176.
22. Набиуллина, Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом [Текст] / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова. Учебное пособие. – Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2013. – 84 с.
23. Налчаджян, АА. Психологические защитные механизмы [Текст] / А.А. Налчаджян // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. – Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2003. – С. 395-480.
24. Озерина, А.А. Профессиональная идентичность студентов бакалавриата [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.А. Озерина. – Волгоград, 2012. – 21с.
25. Плотникова, Е.С. Мотивация достижения успеха в юношеском и зрелом возрасте [Текст] / Е.С. Плотникова, Ю.Н. Оплетаева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. – 2021. – №3(23). – С. 52 – 58. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-dostizheniya-uspeha-v-yunosheskom-i-zrelom-vozraste/viewer (Дата обращения: 06.05.2022).
26. Позднякова, Т.Б. Механизмы психологической защиты и отношение к здоровью в юношеском возрасте [Текст] / Т.Б. Позднякова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – №11(189). – С. 641 – 645. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-psihologicheskoy-zaschity-i-otnoshenie-k-zdorovyu-v-yunosheskom-vozraste/viewer (Дата обращения: 12.05.2022).
27. Полина, А.В. Особенности проявления механизмов психологической защиты у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию [Текст] / А.В. Полина, Е.В. Овчарова // Национальная ассоциация ученых. – 2020. – №61. – С. 40 – 44. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-mehanizmov-psihologicheskoy-zaschity-u-podrostkov-popavshih-v-trudnuyu-zhiznennuyu-situatsiyu (Дата обращения: 10.05.2022).
28. Практикум по возрастной психологии [Текст] / под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 704с.
29. Реан, А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум [Текст] / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 255с.
30. Романова, Е.С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика [Текст] / Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. – Мытищи: Талант, 1990. – 144 с.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2017. – 712с.
32. Степанов, Ф.Г. Индивидуально-типологические особенности личности и социометрический статус студента в группе [Текст] / Ф.Г. Степанов // Евразийское научное объединение. – 2015. – №7. – С. 164-167.
33. Степанский, В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности [Текст] / В.И. Степанский // Вопросы психологии. – 1991. – №6. – С. 34 – 39.
34. Ташлыков, В.А. Психологическая защита у больных с неврозами и психосоматическими расстройствами [Текст] / В.А. Ташлыков. Пособие для врачей. – СПб.: Речь, 2002. – 560с.
35. Фрейд, З. Введение в психоанализ [Текст] / З. Фрейд. – Белгород : Клуб семейного досуга, 2012. – 480 с.
36. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст]. 2-е изд / Х Хекхаузен. – СПб.: Питер, 2003. – 860 с.
37. Шадриков, В.Д. Общая психология [Текст]: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. – М. : Юрайт, 2017. – 411 с.
38. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349с.
39. Шлимакова, И.И. Взаимосвязь чувствительности к влияниям и механизмов психологической защиты у молодежи [Текст] / И.И. Шлимакова // Вестник полоцкого государственного университета. – 2018. – №15. – С. 76 – 83. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36747217 (Дата обращения: 10.05.2022).
40. Эльконин, Д.Б. Психология развития [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 194с.