Фрагмент для ознакомления
2
Среди некоторых приёмов организации и управления процессом англоязычного образования широко используются ролевые игры в качестве методики преподавания. Говоря о широких возможностях использования этой методики в учебном процессе, О.А. Колесникова замечает, что «ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения, поэтому эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету» [Колесникова, 2009: 14]. Автор передает в деталях преимущества, которые связаны с применением ролевых игр на уроке: «ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. В отличие от диалога или пьесы, которые обучают тому, как сказать, ролевая игра отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать» [Колесникова, 2009: 14]. В результате, центр внимания обучающихся концентрируется на содержании разговора, наглядно убеждая их в том, что язык следует употреблять как средство общения и, вследствие этого, ролевые игры способствуют вырабатыванию коммуникативной компетенции обучающихся, необходимого навыка коммуникации на иностранном языке: «В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать её, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы» [Колесникова, 2009: 15]. Автор также отмечает, что «игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создаёт условия равенства в речевом партнёрстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником; игра даёт возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности" [Колесникова, 2009: 15], таким образом делая ощутимый вклад в организацию партнёрства и сотрудничества на уроках иностранного языка. В свою очередь, Т.В. Семёнова также говорит о значительных обучающих возможностях ролевой игры: «Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнёров» [Семёнова, 2015: 16]. Автор заостряет внимание на следующих преимуществах применения ролевой игры на уроке:
1) ролевые игры способствуют усилению ассоциативности восприятия при изучении материала, на котором строится иностранный язык, поскольку система обучения строится наподобие театральной пьесы, предполагая воссоздание обстоятельств, описание задействованных персонажей и их взаимоотношений. За каждым высказыванием вырисовывается смоделированный отрезок реального мира.
2) Ролевые игры обладают широким потенциалом в побудительном отношении.
3) Ролевые игры имеют образовательный смысл, поскольку в ходе ролевой игры участники перевоплощаются, способствуя увеличению творческого диапазона, в том числе, в понимании остальных участников.
4) Ролевые игры предполагают углубление межличностной причастности ко всем участникам и ко всему происходящему. Обучающиеся входят в ситуации как посредством собственного «я», так и через соответствующую роль, проявляя большой интерес к персонажу, в роли которого он выступает [Семёнова, 2015: 16-17].
О.А. Колесникова также отмечает позитивное воздействие ролевой игры на развитие познавательности в интересах обучающихся, также как и осознание постижения нового языка: «Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником является часто не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее чётко распознать (интерпретировать) ситуацию, в которой находятся партнёры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта), и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения» [Колесникова, 2009: 15].
Таким образом, мы можем сделать заключение о том, что ролевые игры принадлежат к перспективным формам обучения иностранным языкам на средней ступени, поскольку они способствуют формированию благоприятной атмосферы на уроках иностранного языка, активизируют инициативность учеников, предоставляя им возможность применить наличествующий багаж знаний и умений, навыки коммуникации в различных обстоятельствах, поэтому применение ролевой игры на уроке иностранного языка увеличивает результативность процесса обучения и работает на сохранение интереса учеников как на среднем этапе обучения, так и на других ступенях обучения.
1.2 Проектный метод как способ организации и управления процессом иноязычного образования
Также к результативным приёмам обучения иностранному языку можно отнести проектную технологию. В настоящее время проектный метод широко применяется во всем мире прежде всего потому, что он дает возможность органичному интегрированию знаний школьников из различных сфер при вырабатывании решения одного вопроса, применять получаемые знания в той или иной ситуации, при этом вырабатывая новые концепты. Н.Ф. Коряковцева , например, анализирует проектный метод (проектную технологию) с точки зрения одной из «технологий в обучении, в том числе и иностранному языку, основанную на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса; взаимодействие в ходе обучения и обучение в системе социального взаимодействия, при котором учащиеся принимают и выполняют различные социальные роли и приучаются, готовятся к их выполнению в процессе решения проблемных задач в ситуациях реального взаимодействия» [Коряковцева, 2012: 125]. Технология проектов работает на обеспечение ситуации развития в самостоятельной работе обучающегося и формирует наилучшие условия для плодотворной учебной деятельности благодаря:
- устремлению к созданию личностного продукта образовательной деятельности;
- устремлению к созданию творческо-конструктивной автономной обстановки для учащегося в его учебной деятельности;
- претворению в жизнь творческих возможностей учащихся как субъектов автономной учебной деятельности;
- реализации значимых для учащихся личностных мотивов практики учебной деятельности;
- реализации взаимной деятельности различных субъектов учебной активности;
- задействования межпредметных знаний;
- задействования практики овладения изучаемым языком и культурой в реальной информационно-образовательной, проектно-исследовательской и социально-культурной деятельности;