Фрагмент для ознакомления
2
Многообразие взглядов на понятия здоровье и здоровый образ жизни достаточно велико. Понимание здоровья и само это понятие очень сложное. Очевидно, что никто не сможет определить это понятие кратко и однозначно. Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни
рассматривается всегда на государственном уровне. К большому сожалению, имеет место быть негативная тенденция для ухудшения состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России [8].
Особенно это характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Т.А. Некрасова считает, что понятие здоровье трактуется как состояние равновесия между требованиями среды и силами организма.
Основатель валеологии автор И.И. Брехман отмечает, что здоровье – это способ сохранения устойчивости в условиях резкого изменения количественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации. А.Г. Щедрина определяет здоровье как целостное динамическое состояние, включая его позитивные и негативные показатели. Согласно Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, само здоровье рассматривается как состояние полного физического, духовного и социального благополучия. С ним созвучно определение ВОЗ: здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. В определении выделены все основные компоненты понятия здоровья, что и будет взято за основу в настоящей работе. Сегодня выделяют следующие компоненты здоровья:
1. Соматическое.
2. Физическое.
3. Психическое.
4. Нравственное.
Под соматическим здоровьем понимают текущее состояние систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. Под физическим здоровьем понимают уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Можно сказать, что основой физического здоровья являются морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов [12].
Психическое здоровье – это состояние психической сферы человека. Его основу составляет состояние общего душевного комфорта субъекта. Под нравственным здоровьем понимают комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности человека, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида. Различают здоровье индивидуальное и здоровье населения как статистическое понятие. Содержание здоровья определяется как состояние равновесия между адаптивными возможностями организма и условиями постоянно меняющейся среды [15].
Ученый В.П.Петленко считает, что потенциал здоровья – это совокупность способностей индивида и особенностей его поведения, по которым можно определить предрасположенность к тому или иному заболеванию. Исследователь П.И. Калью выделяет шесть признаков здоровья:
1. Отсутствие болезни. То есть, состояние целостности и свободы от
физических и психических заболеваний.
2. Нормальная функция организма на всех уровнях организации.
3. Способность к выполнению основных социальных функций.
4.Полное физическое душевное, умственное и социальное благополучие.
5. Динамическое равновесие организма и его функций.
6. Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям
существования окружающей среды.
Понятие «образ жизни» является сложносоставным и комплексным. Это понятие отражает ценностные ориентации людей и причины их поведения. В основу этого заложены суждения о поведении человека и способах его жизнедеятельности. Здесь же могут рассматриваться способы поддержание здоровья и отсутствие вредных привычек [3].
В современных исследованиях в этой области понятие здоровый образ жизни рассматривается в неотъемлемой связи с личностно-мотивационным компонентом личности. Навыки здорового образа жизни усваиваются человеком под влиянием самых различных социальных факторов. Анализ теоретико-методологических исследований показывает, что понятие образ жизни весьма многопланово и охватывает различные сферы жизнедеятельности людей. В.И. Белов рассматривает здоровый образ жизни как модель жизнедеятельности, связанную с представлениями о личной и социальной ценности здоровья. Под культурой здорового образа жизни личности он понимает индивидуально выраженный стиль жизни человека в отношении своего здоровья. Состояние здоровья можно определить следующими компонентами:
-образовательно-когнитивный;
-мотивационно - ценностный;
-физическая культура;
-социально-культурный. Или поведенческий;
-деятельностный;
-конструктивный;
-эмоционально-волевой. В целом можно сказать, что культура здорового образа жизни представляет собой достаточно сложное системное образование. Все составные элементы имеют между собой тесную взаимосвязь. Знания и интеллектуальные способности субъекта
определяют его кругозор [14].
Исследователи Ю.П. Лисицин, Г.И. Царегородцев определяют здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья как условия и предпосылок развития разных сторон жизнедеятельности человека. Здоровый образ жизни представляет собой поведение и мышление человека, которое обеспечивает ему охрану и укрепление здоровья. По современным представлениям исследователей, в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
-рациональный режим дня;
- личная гигиена;
- здоровое и правильное питание;
- психо - эмоциональный комфорт;
- закаливание организма;
- рациональная двигательная активность;
- профилактика заболеваний.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что понятие здоровый образ жизни можно определить как способ жизнедеятельности, который направлен на сохранение и укрепление здоровья, которое можно обеспечить субъекту за счёт перечисленных выше факторов. Вообще, проблемой формирования здоровья и здорового образа жизни носит выраженный междисциплинарный научный характер [21].
Изучением данного понятия занимаются самые различные научные области:
-естественно – научные, такие как медицина, биология, антропология, физиология и др.;
-общественные и гуманитарные, такие как философия, психология, педагогика, физической культура и др.
Тем не менее, понятие здорового образа жизни не относится к числу достаточно разработанных в современной науке [2].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Афонькина, Ю.А. Комплекная оценка результатов освоения
программы «От рождения до школы» [Текст] /Ю.А. Афонькина.- под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой: диагностический журнал. Вторая младшая группа. Волгоград: Учитель.- 2012. - 84 с.
2. Бурда, С. А. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста / С. А. Бурда, Н. Н. Кривунец // Молодой ученый. - 2018. - № 46.2 (232.2). - С. 17-22. - URL: https://moluch.ru/archive/232/54074/ (дата обращения: 08.04.2022).
3. Гаврикова, Д.С. Анализ взаимосвязи здорового образа
жизни населения и экономики России [Электронный ресурс] //
Студенческий научный форум: V Междунар. студенческая электрон.науч.
конф., 15 февр.- 31 марта 2013. - С. 38-43. - URL: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/3429.pdf (дата обращения: 08.04.2022).-
4. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – М.: Просвещение, 2014. – с.232.
5. Давыдова, М.В. Преемственность формирования здорового образа
жизни в дошкольном и младшем школьном возрасте [Текст] / М.В. Давыдова. - Международная педагогическая школа: сб. научн. трудов / под ред. Б.Ф. Кваши. СПб.: МИНПИ. - 2013. Вып. 9. - с. 188-195.
6. Карепова, Т.Г. Программа формирования культуры
здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция –
быть здоровыми!». [Текст] /Т.Г. Карепова. - Психолог в детском саду/ 2006. No3. - с. 52-80.
7. Кожин, А.А. Здоровый человек и его окружение / А.А Кожин, В.Р. Кучма. – М.: Просвещение.- 2010. – 235с.
8. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студентов [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия.- 2009. – 416с.
9. Крючкова, В.А. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни [Текст] / В.А. Крючкова, М.В. Сандлер. – М.: Просвещение, 2009. – 148с.
10. Микляева, Н.В., Дошкольная педагогика. М.: Издательство Юрайт, 2013. - 510 с.
11. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе
жизни у дошкольников [Текст] /И.М. Новикова. - Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика – синтез.- 2010. - 96 с.
12. Овчинникова, Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ [Текст] / Т. С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2006. – 176с.
13. Панько, Е.А. Психологическое здоровье дошкольника: как обрести его в семье [Текст] / Е.А. Панько, Е.П. Чеснокова. – Минск.: БГАТУ, 2011.– 44 с.
14. Пищаева, М.В. Основы нравственного здоровья: Учебное пособие [Текст] / М.В. Пищаева, С.В. Денисова.– АГПИ им. А.П. Гайдара – Арзамас, 2007. – 92с.
15. Платонова, О.И., Токарев А.А. Воспитание основ здорового образа
жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ [Электронный ресурс]
// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф.//Молодой ученый. Уфа. 2012.- С.54-60. - URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/60/2510/ (дата обращения: 08.04.2022).
16. Расновский, Е.Г. Основные составляющие здорового образа жизни [Текст] / Е.Г. Расновский, Г.И. Мельник.– М.: Просвещение, 2009. – с.214.
Терпугова, Е. А. Валеологическое воcпитание детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Терпугова. – Ростов н/Д.: Феникс.- 2007. − с.254.
17. Рыкова, М. А. Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей / М. А. Рыкова// Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Т. 0. - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 88-90. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5168/ (дата обращения: 08.04.2022).
18. Сорокина, И. В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни / И. В. Сорокина // Молодой ученый. - 2016. - № 6 (110). - С. 823-825. - URL: https://moluch.ru/archive/110/26835/ (дата обращения: 08.04.2022).
19. Смирнова, Т. В. Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста / Т. В. Смирнова. - Текст// Молодой ученый. - 2017. - № 11.1 (145.1). - С. 50-55. - URL: https://moluch.ru/archive/145/40663/ (дата обращения: 08.04.2022).
20. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология:
Избранные психологические труды [Текст] М.:МПСИ.-2012. - 427с.
21. Фролова, Е. В. Условия формирования здорового образа жизни у дошкольников [Текст] / Е. В. Фролова, К. И. Шишкина // Начальная школа плюс до и после. − 2010.− № 10. − с.17-21.
22. Шишкина, В. А. В детский сад – за здоровьем [Текст] / В. А. Шишкина. – Минск: Зорны верасень, 2006. – 165с.
23. Шаповалова, О.М. Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия
дошкольного образовательного учреждения с семьей [Электронный ресурс]
// Вопросы дошкольной педагогики. 2015. - С.77-80. - URL: http://www.moluch.ru/th/1/archive/6/155/ (дата обращения: 08.04.2022).