Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Одним из величайших достижений человечества является язык. Именно он определяет нас как биологический вид, позволяет обществу существовать и функционировать. Язык, на котором мы говорим, может многое сказать о наших предпочтениях, увлечениях, месте жительства и работы. Интернет-среда не является исключением.
Самым популярным способом выразить свои мысли в любом уголке интернет-пространства все чаще становятся мемы - шаблонные общеизвестные фразы, крылатые фразы или даже картинки юмористического характера. На каждом веб-сайте, в каждом сообществе социальных сетей, через интернет-мессенджеры они создаются и быстро распространяются с огромной скоростью. Легко переключаться с одного пользователя на другого.
1. Теоретические аспекты мема, как источника передачи информации
1.1 Понятие, функции и классификация интернет-мема
Мем - это единица культурного кода человека. Как появилось слово "мем"? Термин "мем" был придуман Ричардом Докинзом – "Интересные идеи, неудачные песни, смешные стихи, идиотские лозунги – все это мемы".
В последней главе книги "Эгоистичный ген" (1976) этолог Ричард Докинз "ввел слегка измененный термин "мем" (по-английски он читается "мим", в русский язык термин вошел как "мем" по аналогии с "геном"), описывающий единицу информации передача в культурной эволюции человека, аналогичная гену в генетике". Докинз ввел термин "мем", взяв за основу греческое слово μίμημα - "подобие". В своей книге Докинз утверждает, что мем - это единица информации, рассматривает мемы как шаблоны, которые могут влиять на их окружение и обладают способностью воспроизводиться - тиражироваться. Эта теория стала объектом споров среди социологов, биологов и ученых других дисциплин.
"Меметика - это теория содержания сознания и эволюции культуры, основанная на аналогии с биологической теорией эволюции Дарвина и исходящая из идеи мема, предложенной биологом Ричардом Докинзом в книге "Эгоистичный ген" (1976). Сторонники меметики описывают ее как подход к эволюционным моделям передачи культурной информации, основанный на концепции мемов" [5].
Мемы, подобные генам в генетике, были задуманы как единицы культурной информации (идеи, поведенческие паттерны), содержащиеся в сознании одного или многих индивидов и способные воспроизводить себя, передаваясь от одного разума к другому посредством подражания, обучения и т.д. Так же, как и в генетике, успех мема зависит от его способности влиять на эффективность его носителя.
Не вся информация распространяется спонтанно и бесконтрольно, а только та, которая почему-то оставляет многих пользователей равнодушными к ней.
Нас также интересовала концепция интернет-мема. Существует 2 типа изображений интернет-мемов [24].
Первый тип - это обычная мемная картинка, в которой визуальная часть является основной. Каждый может понять его значение. Примером мема, который понятен всем, может быть известная фраза "Превед, медведь", а ее герой, то есть медведь, является графическим. Именно этот мем можно считать первым из самых известных в Рунете. Оно появилось в результате публикации в коллективном блоге Dirty.ru небольшая картина Джона Лури, написанная на полставки, которая называлась "Медвежий сюрприз". Медведями в Интернете часто называют людей, которые пользуются в основном сайтами, расположенными в доменной зоне .ru – другими словами, рунетом. Искаженное слово "медведь" - это очередная насмешка над стереотипами из разряда "Русский, матрешка, балалайка". Медведь так понравился людям, что превратился в самостоятельный мем, его часто используют как изображение, т.е. рисуют забавного медведя и добавляют к картинке различные надписи. Что касается слова "превед", то это уже традиционное искажение. "Медведь Превед" - распространенный способ поздороваться с русским человеком, тонко отмечая "скрытность" используемого языка и отношение к одной интернет-группе [19].
Второй тип моих изображений - это работа с фотографиями. Это любое изображение, созданное в Photoshop (или другом графическом редакторе) с использованием других изображений и фильтров. Сам термин "фото джаба", по-видимому, возник из сильно искаженного мира "фотошоп". Фотожабы часто становятся интернет-мемами. В фотожаб сюжету уделяется внимания не меньше, чем визуальной составляющей.
1.2 Использование мемов в передачи информации
Неотъемлемой частью современного общества является массовая коммуникация, которая охватывает все сферы человеческой деятельности, а также болезни, межгрупповые и межличностные отношения. Интернет-технологии стали более информативными и доступными, открывая новые возможности и возможности общения. Формируются новые сферы информационного воздействия, новые типы отношений [11].
Темп человеческой жизни, технологическая база общества XXI века значительно выросли по сравнению с XVIII веком, а это значит, что связь стала быстрее, точнее и компактнее. Согласно полученным данным, число пользователей Интернета во всем мире достигло почти половины населения земного шара — 3,9 миллиарда человек, и 90% из них имеют доступ к 3G-связи. Именно поэтому мы можем с уверенностью сказать, что население Земли существует в едином коммуникативном пространстве. В новых общественных коммуникациях и интернет-коммуникациях стали неразделимы: мы не думаем о том, что постоянно находим в Сети, даже когда общаемся в окружающей среде мира. реальное общение переносится в интернет-пространство, но есть явление, которое проникает из интернет-коммуникаций в нашу повседневную жизнь - это интернет-мемы [22].
Интернет-мем-решение, используемое в качестве коммуникативного знака, имеющего устойчивую форму, содержащую изменяющуюся концепцию.
Сами мемы носят социальный характер, они вызывают подозрение в ожидании и получении прибыли во время передачи. Значение, которое предполагает использование мема само по себе, также конструируется социально, в процессе применения мема к описанию реальности или общего прошлого. Смысл реконструируется и углубляется с каждым новым коллажем, сохраняя, тем не менее, преемственность [2].
Необходимо отметить те компьютерные технологии, которые представляют собой среду для формирования новых методов:
1. Наличие веб-сайтов и приложений с шаблонами для создания мемов, которые упрощают и ускоряют процесс разработки;
2. Компьютерные программы, вызывающие раздражение у любого другого внешнего визуального контента, тем самым предполагают новый продукт;
3. Веб-сайты и форумы, которые объясняют значение мемов, рассказывают их историю и создают рейтинг мемов;
4. Интернет, легко копируемый и распространяемый сообществами в социальных сетях или мессенджерах;
5. Наличие большого количества специализированных сообществ в Сети, в которых распространены тематические мемы.
Все вышесказанное доказывает, что только благодаря совершенствованию технологий стала возможной не только популярность интернет-мемов, но и само их присутствие.
Чтобы лучше понять феномен интернет-мема, давайте обратимся к его богатым характеристикам:
1. Вирусность - быстрое распространение и тиражирование высокоскоростных копий среди пользователей Интернета.
2. Эмоциональность - это свойство передавать и вызывать эмоции. Как правило, интернет-мемы вызывают радость, восторг, удивление, но в то же время есть и грустные мемы, которые вызывают разочарование, грусть. Эмоциональность - один из основных признаков интернет-мема, передача интернет-мема от одного пользователя Интернета к наиболее часто встречающимся контактам.
3. Серийность - для формирования рядов редких единиц. Эти серии ассоциаций объединены общей идеей, темой и имеют схожий дизайн. Но стоит отметить, что все мемы являются популярными сериями, эта функция необязательна, но, тем не менее, серийность стандартизирована при знакомстве с интернет-мемом, потому что такие качественные качества интернет-мема, как повторяемость и массовость.
4. Минимализм формы - Интернет-мем - это минималистичный по форме, но в то же время самодостаточный знак, передающий не всегда глубокое, но все же содержание. Минимализм формы интернет-мема важен для знакомства с интернет-мемом, потому что, во-первых, сжатая форма корпуса процесса тиражирования мема в Интернете, а во-вторых, концепция понимания, расшифровки значений мема пользователем Интернета, т.е. приблизительно понятный, доступный интернет-продукт, ориентированный на среднестатистического пользователя Интернета [15].
5. Актуальность - изоляция от потенциального социального и культурного контекста. Актуальность интернет-мемов объясняется тем, что они выступают платформой для свободы, анонимного мнения, поэтому пользователь Интернета может показать свое отношение (как положительное, так и отрицательное) к определенным явлениям через интернет-мем, в том числе в грубой, непристойной форме. Потеря общественного интереса к мировому событию, то есть потеря актуальности, означает, что нет стимула создавать интернет-мемы, посвященные этому событию.
6. Юмористическая направленность юмористической направленности является одним из выявленных аспектов интернет-мема и раскрывается функциональная идентификация раскрытия - юмористическая направленность на раскрытие общего жанра и доступного юмора. Нетрудно обнаружить сходство интернет-мема с анекдотом, приятный фольклорный, народный характер юмора в мемах. Для юмористического эффекта мемы используют доступные средства. Среди стилистических средств используются тропы (метафоры, сравнения, эпитеты и т.д.). Результат юмора основан на эффекте обманутых ожиданий, т.е. сюрприз, сюрприз. Также активно используются графические средства (забавные картинки, кадры из известных фильмов, фотошоп и т.д.). В то же время следует отметить, что существуют интернет-мемы без юмористической составляющей, апеллирующие к таким эмоциям, как грусть, тоска, ностальгия и т.д. [17].
1.3 Перспектива использования мемов
Ученые с большим интересом отнеслись к нашему желанию передавать + дополнять информацию – вирусы вели себя очень похожим образом. Биолог Ричард Докинз считал, что ученые смогут использовать мемы в качестве рычага для управления обществом: создавать информационные вирусы и заражать людей правильными идеями. В определенном смысле они смогут, но все оказалось не так, как надеялись ученые.
Как показали недавние исследования Института Планка, "сообщение" оригинального мема (и здесь не имеет значения, выражено ли оно классической картинкой мема, "вирусным видео" или текстом) во время передачи достигает только третьего участника социальной цепочки без изменений (оно обозначено желтым цветом на рисунке), после чего смысл начинает значительно искажаться (первоначальный цвет исчезает после третьего переноса).
Поэтому идея донесения информации до общества с помощью мемов довольно рискованна – даже если оно подхватит предложенную идею, мем может стать популярным в фазе, когда первоначальный смысл непоправимо изменился. Например, картина/выражение "рыдающий отец и Карл" совершенно не предназначалась для того, чтобы стать выражением банальности и излишней сентиментальности: изначально в фильме "Живые мертвецы" у отца Карла были довольно необычные проблемы, и его чувства в этом эпизоде вполне оправданы. Кроме того, мемы, как правило, распространяются молодыми людьми, и ученым было крайне сложно предсказать, что именно их зацепит [21].
Но исследователи изучали мемы, создали целую науку – меметику и... обнаружили загадочную вещь – "Эффект обратного эффекта фамильярности", который снова поставил под сомнение все исследования. Развитие этого эффекта показывает, что на определенном этапе "вирус памятки" часто мутирует до такого состояния, что его значение меняется на противоположное. Эффект обратного эффекта здесь работает против нас: когда человек получает информацию в формате "опровержение мифов", отметка "опровержение" со временем стирается в его памяти, и он помнит только сам научный миф, забывая при этом, что он не соответствует действительности.
До открытия эффекта обратного эффекта ученые думали, что нашли рецепт правильного продвижения мемов: раньше специально придуманные для общества "принудительные мемы" были слишком серьезными, а чтобы стать популярными, значит, нужно создавать мемы с иронией и сарказмом, тогда молодежь их подхватит. Да, его подхватят, только в памяти может затеряться вложенная в мем ирония и сарказм, и люди будут помнить только сам прецедент. Поэтому мировой заговор достаточно далеко, и вряд ли коварный "кто-то там" сможет поработить нас - инфовирусы не так послушны.
2 Анализ мемов. как источника передачи информации
2.1 Влияние мемов на формирование массовой культуры
Возникновение и развитие массовой культуры связано с быстрым развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. И уже невозможно встретить человека, который никогда не встречал всевозможных мемов.
В наши дни распространение мемов – активно доступных в блогах, чатах, форумах, электронной почте; выплескивающихся в рекламу, радио и телевидение, печатные материалы, прочно вошедших в речевую практику миллионов людей - стало мощным, хотя и скрытым фактором формирования общественного мнения и социально- культурный феномен.
Сегодня мемы действительно стали феноменом массовой культуры.
Огромное количество отредактированных фотографий, фотомонтажей и видеороликов вошло в массовый оборот, которые мгновенно распространяются и тиражируются благодаря информационной революции.
Мемы можно описать как "моментальные снимки" важных элементов культуры, включая описания традиций, новостей и их интерпретацию в сообществах [7].
Культура, которая рождается благодаря Интернету, создается и воспроизводится в отдельных интернет-сообществах, сформированных вокруг интернет-ресурсов (веб-сайтов, форумов, социальных сетей). Мемы - это выражение идей и стереотипов общества.
Мем не может существовать отдельно, сам по себе. Он находится под влиянием визуальной культуры из разных областей искусства.
Кино и изобразительное искусство оказывают особенно яркое влияние.
Из этих областей мем черпает свои образы и темы для насмешек.
В качестве мема часто используются кадры из фильма, которые, как и выражения эмоций самих персонажей, могут обладать универсальностью в выборе ситуаций.
Изобразительное искусство вводится в мем, теряя свой основной смысл и часто радикально меняясь. Но главная задача - это юмор и развлечение пользователя. И эта функция выполняется здесь, как нигде больше.
Аналогичным образом создаются мемы с телевизионными изображениями и анимационными кадрами. Интернет-мемы, получив широкое распространение в сети, перерастают и превращаются в одно из направлений массовой культуры, оказывающее определенное влияние на другие виды визуального искусства.
2.2 Исследование отношения людей к мемам
Способность мема вызывать эмоции, а затем побуждать людей передавать информацию о нем другим позволяет легко провести аналогию с информационным вирусом. Вирусы чаще всего ассоциируются с болезнями и негативом. Сравнение с вирусами пугает многих. В конце концов, мем напоминает психологический вирус, который манипулирует сознанием и меняет восприятие мира.
Мемы в момент своего появления задевают общественное сознание, заставляют что-то менять в жизни, поэтому, на наш взгляд, они встречают такую негативную реакцию. Но мемы - это прототипы новых концепций, результат нового понимания, своего рода точка роста.
И часто именно молодым людям удается постичь и почувствовать что-то новое.
Мемы в какой-то степени способны спонтанно привлекать наше внимание, застревать в памяти, тем самым призывая к смене устаревших стереотипов, которые давно нуждались в переосмыслении. Именно поэтому мемы вызывают отторжение и сопротивление в первую очередь у людей старшего поколения, консервативных в силу возраста и с устоявшимися убеждениями [3].
Заключение
В данной работе рассматривался интернет-мем - явление, которое оказалось в центре внимания исследований только с развитием Интернета и социальных сетей.
Основным исследовательским вопросом, рассмотренным в работе, была роль интернет-мемов для молодежных сообществ, как виртуальных, так и реальных, важность мемов для интеграции формирования коллективной идентичности.
В первой главе рассматривается понятие интернет-мема, анализируются подходы к его изучению, предложенные различными учеными.
Семиотическо-лингвистический подход является наиболее актуальным для дальнейшего изучения феномена в контексте социальной коммуникации.
Дано авторское определение интернет-мему, которое определяет мем как информационный объект, распространяемый в Интернете, который субъекты коммуникации используют для передачи эмоций или создания комического эффекта.
Показать больше