Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность, в современном мире наблюдается тенденция повышения интереса к спорту, к здоровому образу жизни, к правильному питанию. Спортивная индустрия в ответ не стоит на месте в развитии, она создает вокруг себя определенную социальную, экономическую, государственную среду. Быстрыми темпами строятся спортивные сооружения, развивается индустрия производства спортивных товаров и услуг, все чаще проходят спортивные шоу и праздники, повсеместно можно увидеть рекламу на биллбордах, связанную со спортом.
В России сейчас работа по физической культуре и спорту ведется примерно 100 тысячами различных организаций по физической культуре и спортивному ориентированию. Менеджеры и сотрудники этих организаций должны ежедневно решать множество различных проблем и задач - от очистки и полива ледяных плит до грандиозных спортивных и развлекательных мероприятий, таких как чемпионаты мира и Олимпийские игры. В профессиональном плане менеджеры и сотрудники всех спортивных организаций должны иметь дело с руководством.
Глава 1 Менеджмент спортивной организации
1.1 Теория спортивного менеджмента
Спортивный менеджмент является популярной отраслью в управлении на сегодняшний день в связи со своей высоко доходностью.
Его основная задача – руководство всевозможными спортивными организациями, такими как клубы, секции, федерации и проч., поэтому именно они и являются объектом пристального внимания спортивного менеджмента. Неверно думать, что достижение высоких спортивных результатов, а также улучшение самочувствия людей, практикующих подобную физическую активность, есть его конечная цель .
Эффективное управление организациями, осуществляющими физкультурно-спортивную деятельность, их распространение, широкое внедрение в жизнь общества – вот к чему стремится спортивный менеджмент.
Спортивный менеджмент – такой вид отраслевого специального менеджмента, деятельность которого направлена на руководство физкультурно-спортивными объектами. Ни одно серьезное предприятия не может обойтись без хорошего управленца, обладающего необходимыми знаниями и умениями в этой области, спортивные общества не исключение. Спортивный менеджер – это отличный эксперт, занимающий руководящие позиции в ФСО, не только имеющий опыт научного управления, но и способный применять его в своей специфической деятельности.
Таким образом, спортивный менеджмент – это специальная теория и практика руководства физкультурными и спортивными организациями в рыночных условиях, это одна из отраслевых сфер управленческой деятельности в условиях рынка. Определение показывает, что спортивный менеджмент полностью совпадает с принципами и задачами обычного менеджмента, однако имеет свою узкую направленность. Он координирует те вопросы и решает те проблемы, которыми не должен заниматься спортсмен, то есть все, что связанно не с тренерской деятельностью, но имеющее непосредственное отношение к спорту.
1.2 Основы управления деятельностью спортивной организации
Спорт является неотъемлемым компонентом жизни современного общества, сферой активной любительской и профессиональной деятельности многих людей. По мере развития общества социальная роль спорта и степень социального воздействия возрастают, расширяются функции, усложняется вся система спорта и деятельность спортивных организаций. В последние годы одной из главных является проблема управления как развитием спорта в целом, так и деятельностью отдельных организаций. Сложность ее решения заключается в том, что на ряду с возрастанием значимости эффективного управления развитием спорта эта проблема является одной из наименее изученных, поскольку до настоящего времени основное внимание ученые уделяли «технологии» тренировочного процесса. Вместе с тем, накопленный опыт в экономике говорит о том, что существенный прогресс в любой сфере человеческой деятельности может быть достигнут только при условии, когда вместе с совершенствованием «технологии» происходит и совершенствование системы управления и управленческого труда .
Сфера спорта в этом отношении не представляет исключения. Поэтому повышения повышение эффективности управления и управленческой труда на всех уровнях системы является одной из важнейших задач. Совершенствование управления деятельностью спортивных организаций не может быть достаточно эффективной без обобщения и использования достижений науки и практики в сфере управления вообще, в отрыве от общих концепций и опыта управленческой деятельности. Еще К. Маркс указывал на то, управление является имманентно присущей характеристикой каждой организации, где осуществляется деятельность и взаимодействие людей. Всякий непосредственно общественный труд или совместный труд нуждается в управлении .
Как известно, любая деятельность, в том числе и в сфере физической культуры и спорта, зависит не только от того, кто действует и на что она направлена, но и от того, какие закономерности, принципы, методы, способы, приемы, средства при этом применяются. Центральным понятием нашего исследования является управленческая деятельность, которую классики рассматривали как систему, включающую в себя субъект и объект, цель, систему действий, средства и конечный результат.
Так как субъектом и объектом управленческой деятельности являются люди, то мы можем отнести к виду социального управления, а, следовательно, позаимствовать его методологию. Более всего нас в данном аспекте интересуют принципы, они делятся на две группы. Первую из них составляют те, которые определяют содержание управления. К ним относятся принципы политического подхода, объективности и системности, гласности. Следующую группу составляют принципы организации процесса управления. Среди них: принципы основного звена, проблемной ориентации, конечно-целевой направленности, конкретности. Особого внимания заслуживает принцип обратной связи, без которого само существование организации немыслимо, ибо, как можно управлять объектом, не зная, как он реагирует на управляющие сигналы? Обратная связь позволяет субъекту и объекту управления меняться местами. Это хорошо видно на примере общественного мнения, которое может тормозить или ускорять проведение возможных реформ из центра, превращая объект в субъект управления.
К специфике следует отнести также то, что физкультурно-спортивная деятельность более других направлена на человека, по сути, являясь оздоровительной, ориентируя его на управление самим собой и на само созидание. В настоящее время целесообразно разделить основные элементы спортивной организации как объекта стратегического управления на соответствующие портфели по следующим показателям: тип активов; объем собственных средств; бюджетный эффект; условия использования; возможности использования в сфере спортивных услуг; количество сотрудников; доля в общем бюджетном портфеле .
Создание надежного и эффективного механизма, обеспечивающего сбалансированное решение экономических проблем и проблем управления в спортивной организации, является основной задачей управления индустрии физической культуры и спорта как в России, так и за рубежом. Во многих странах мира ведется работа по созданию эффективных инструментов управления для этой сферы деятельности. Для решения проблем были разработаны методы управления, экономики и управления рынком. Они формируются под влиянием экономических, политических, социальных, исторических и этнокультурных факторов разных стран и включают в себя различные инструменты управления. Из этого следует, что на управленческие решения в деятельности спортивных организаций влияют различные факторы.
Следовательно, систематический подход к качественному анализу методов управления позволяет исследовать предмет с точки зрения закономерности всей системы и взаимодействия ее составляющих параметров. Такой анализ выявляет возможные условия для налаживания внедрения методов управления, что особенно важно при систематическом подходе. При систематическом подходе возникают возможности для комплексного учета социальных, экологических и экономических факторов.
Итак, управленческая деятельность – специально организованная интеллектуальная деятельность, которая направленная на достижение желаемого результата. Процесс управленческой деятельности обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Поэтому повышения эффективности управления и управленческой труда на всех уровнях системы является одной из важнейших задач.
1.3 Отличительные особенности планирования в спорте
Социально-экономические основы физической культуры и спорта на современном этапе развития России прошли серьезную трансформацию.
Произошло кардинальное изменение отработанной десятилетиями системы управления и финансирования бюджетного процесса физической культуры и спорта. В России система стратегического планирования имеет свое начало с поручения Президента РФ, данного в 2006 году, на основании которого в 2008 году была разработана «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее – Концепция) и в ст.3 . Развитие физической культуры и спорта дано определение роли физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России. Там же определена стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта, это создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе, на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта и два направления реализации этой цели.
Важным шагом в совершенствовании стратегического планирования в области физической культуры и спорта в России стало утверждение в 2009 г.
Вступление в силу Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» фактически стало основанием для перехода государственного управления в русло классического представления о стратегическом менеджменте, что предполагает системное вовлечение всех уровней управления в процесс достижения чёткой согласованной цели. В рамках перехода к системному стратегическому управлению на уровне государства необходимым инструментом является формирование системы документов, способствующей высокому пониманию всеми участниками процесса стратегического управления логики реализуемых мер, их ресурсного сопровождения и собственного значения в общей деятельности. В этом ключе возникла необходимость разработки гармоничной системы документов стратегического планирования .
Особенность 1. При рассмотрении соблюдения установленной законодательством последовательности разработки документов стратегического планирования видно, что Стратегия разработана значительно раньше Прогноза долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2030 года (далее – Прогноз ДСЭР) – базового документа в стратегическом планировании. В Прогнозе ДСЭР отмечается, что в период 2001 – 2008 гг. Россия сделала впечатляющий рывок практически по всем направлениям социально-экономического развития.
При этом удалось выстроить в целом работоспособную систему институтов рыночной экономики, включающую налоговое и бюджетное законодательство, регулирование вопросов собственности (в том числе интеллектуальной), корпоративных, земельных и трудовых отношений. Но на этом этапе развития стратегического планирования, в котором Прогноз ДСЭР являлся основным документом планирования (ст.16, п.1, Федерального закона РФ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»), отдельного раздела по физической культуре и спорту в прогнозе нет. Он появился в Прогнозах ДСЭР до 2024 и 2036 годов. Существующие и перспективные вызовы, риски, не находят своего решения в формулировке задачи по созданию перспективной модели управления системой физической культурой и спортом .
Глава 2 Пути повышения эффективности управления спортивной организацией
2.1 Основные проблемы спортивного менеджмента в России
Исследования структуры профессиональной компетентности специалистов в сфере физической культуры опираются на «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», разработанные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, поэтому компоненты структуры профессиональной компетентности данной группы применимы к широкому кругу профессиональной деятельности, в том числе и к спортивному менеджменту. Проблеме исследования профессионально-психологической компетентности специалиста по физической культуре и спорту посвящены работы И.А. Бавтрюкова, Ю.В. Варданян, Е.Н. Гогунова, И.А. Григорьянца, В.Ю. Питюкова и др.
Спортивный менеджмент - это теория и практика эффективного управления организациями физкультурно-спортивной направленности в условиях рыночных отношений.
Однако, серьезными проблемами на пути развития российского спортивного менеджмента являются следующие:
рыночный механизм спроса и предложения специалистов спортивного менеджмента в Российской Федерации еще не сформирован,
ориентация на конечный результат у нынешних управленцев практически отсутствует,
основные функции менеджмента в сфере спорта не работают на должном уровне.
Ситуация усугубляется низким уровнем заинтересованности со стороны государства в развитии профессионального спортивного менеджмента, кадровыми и инфраструктурными проблемами в этой сфере.
Анализ опыта подготовки спортивных менеджеров в высших учебных заведениях и растущий спрос на специалистов такого профиля показывает, что огромному количеству российских спортивных организаций нужны менеджеры с определенным набором компетенций, основными из которых являются: владение современными технологиями управления спортивной отраслью, компьютерными технологиями и программами; владение иностранным языком; умение формировать экономическую и информационную политику организации; знание основных маркетинговых стратегий и т.д.
Исторически в нашей стране так сложилось, что управлением в спорте занимались тренеры, инструкторы, методисты. Они зачастую совмещали учебно-воспитательную и тренировочную работу тренера с процессами управления клубом, спортивным обществом, спортивной федерацией, хотя их должностные инструкции не предусматривали выполнение ими таких обязанностей. С этими обязанностями им было трудно справляться, потому что в основном они не имели необходимых знаний для управления. Поэтому спортивным организациям необходимы спортивные менеджеры .
2.2 Совершенствование парадигмы управления физкультурой и спортом
Особый вклад в становление и совершенствования системы выживания человека в экстремальных условиях (ОБЖ, ГО, ЧС), так, чтобы выходить из них победителем над превосходящим по силе и количеству противником, внёс А.А. Кадочников, как отмечает действительный государственный советник юстиции РФ I класса В.В. Плетнёв. Система личной техники безопасности А.А. Кадочникова нацелена на развитие и усовершенствование физических и психических возможностей человека. Она учит экономно и рационально использовать ограниченные природой физические и психические ресурсы с учетом места, времени и обстоятельств; управлять внешними силами, а не сопротивляться им в экстремальных ситуациях. Следуя этой системе, человек способен добиваться максимального результата в каждой двигательной задаче при минимальных затратах энергии. Система Кадочникова сочетает в себе преемственность русского офицерского воинского искусства и современные научные инновации, отмечает доктор юридических наук, генерал-лейтенант А.Г. Сапрунов. По своей эффективности и качественным показателям она многократно превосходит все существующие зарубежные аналоги. В ней комплексно интегрированы: механика и психология, физика и биоэнергетика .
Воспитательный эффект, развитие специальных физических и психических качеств, знаний, способностей (в том числе навыков и умений) по этой системе помогают выживать в экологических и техногенных катастрофах, при травмах, болезнях, при физической или психологической агрессии. Такие навыки важны в изучении основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), в функциях гражданской обороны (ГО), чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (ЧС). Еще более они важны в подготовке контингента, обеспечивающего защиту государства и правопорядок, что предусмотрено Федеральным законом о физкультуре и спорте в военно-прикладной и служебно-прикладной физической подготовке, обучении военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти действиям для выполнения своих служебных обязанностей, подготовкой граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе, которые развиваются в рамках деятельности одного или нескольких федеральных органов исполнительной власти (п. 3) ст. 2) .
Весьма целесообразно включение такой подготовки в программную и нормативную основу системы физического воспитания населения, устанавливающую государственные требования к уровню его физической подготовленности во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее также - комплекс ГТО), (п. 2.1) ст. 2).
2.3 Экономическая и социальная эффективность механизма управления в спортивной организации
Спорт является неотъемлемым компонентом жизни современного общества, сферой активной любительской и профессиональной деятельности многих людей. По мере развития общества социальная роль спорта и степень социального воздействия возрастают, расширяются функции, усложняется вся система спорта и деятельность спортивных организаций. В последние годы одной из главных является проблема управления как развитием спорта в целом, так и деятельностью отдельных организаций. Сложность ее решения заключается в том, что на ряду с возрастанием значимости эффективного управления развитием спорта эта проблема является одной из наименее изученных, поскольку до настоящего времени основное внимание ученые уделяли «технологии» тренировочного процесса .
Вместе с тем, накопленный опыт в экономике говорит о том, что существенный прогресс в любой сфере человеческой деятельности может быть достигнут только при условии, когда вместе с совершенствованием «технологии» происходит и совершенствование системы управления и управленческого труда. Сфера спорта в этом отношении не представляет исключения. Поэтому повышения повышение эффективности управления и управленческой труда на всех уровнях системы является одной из важнейших задач.
Заключение
В заключение проделанной работы подведём итоги. Спортивная организация как самостоятельная отрасль современной социально-экономической инфраструктуры, является социальной группой нашего общества, направленная на достижение определенных целей, построенная как специально структурированная и координированная система, предназначенная для деятельности человека в области спорта и связанная с окружающей средой. Социально-экономическое управление спортивной организацией проявляется через изучение закономерностей, определяющих социальные предпосылки развития и формирования, содержание и результаты управления жизненным циклом спортивной организации.
Мы проанализировали данные специальных литературных источников и выявили современные подходы к повышению эффективности управленческой деятельности руководителя физкультурно-спортивной организации. Реализуются единые подходы к обеспечению управленческой деятельности, основанные на его приоритетности и признании высокой социальной значимости.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Багаев, М.В. Становление статуса «физкультурник» (спортсмен) в Советском государстве (1917 – 1941 гг.) : дис. ... канд. пед. наук / Багаев Михаил Владимирович. – Санкт-Петербург, 2018. – 163 с.
2. Бардина, М. Ю. Спортивный менеджмент, спортивный менеджер / М. Ю. Бардина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2018. – Т. 3, № 4. – С. 36-39.
3. Бобровский, Е.А. Инвестиции в спорт: экономический и социальный аспект // Иннов: электронный научный журнал. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www. innov.ru/science/science /economy/investitsii-v-sportekonomicheskiy-/
4. Диулина, И.Е. Сущность спортивного менеджмента и направления развития в современных условиях / И.Е. Диулина, М.П. Васильев. // NovaInfo, 2017. – № 72. – С. 123-126.
5. Зубарев, Ю. А. Совершенствование подготовки менеджеров в вузах физической культуры и спорта : монография / Ю. А. Зубарев, А. И. Шамардин. – Волгоград, 201б. – 178 с.
6. Изаак, С.И. Стратегия развития спортивной отрасли: монография. / С.И. Изаак. – М.: Спорт, 2018. – 168 c.
7. Изаак, С.И. Некоторые вопросы кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта / Изаак, С.И., И. С. Щадилова, Е.А. Миронова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 10 (152). – С. 94–99.
8. Красовский, С.Я. К вопросу о правовом регулировании физической культуры и спорта. / С.Я. Красовский // Вестник Южно-уральского государственного университета. – 2018. – № 6. – С. 23–27.
9. Колесникова, И. А. Качество спортивного менеджмента и конкурентоспособность спорта / И.А. Колесникова. - М.: Синергия, 2019. - 399c.
10. Конова, Т.А. Менеджмент спортивных и физкультурно-оздоровительных организаций. Повышение эффективности организаций физкультуры и спорта / Т.А. Конова. - М.: Омега-Л, 2017. - 586 c.
11. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. – М.: Арсенал образования, 2018. – 393 c.
12. Ларина, О.И. Государственная поддержка частных инвестиций в сфере физической культуры и спорта / О.И. Ларина // Вестник волгоградского государственного университета. Серия 3: экономика. Экология. – 2019. – С. 101–102.
13. Летягина, Е.Н., Кутасин А.Н., Лебедев Ю.А. Анализ развития физической культуры и спорта в Нижегородской области / Е.Н. Летягина, А.Н. Кутасин, Ю.А. Лебедев // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 10 (99). – С. 300– 303.
14. Летягина, Е.Н. Спортивный менеджмент: актуальные проблемы, практический опыт и перспективы: сб. науч. ст. / ред. колл.: Е.Н. Летягина, Ю.В. Трифонов, В.Г. Кузьмин, О.Ю. Ангелова, Н.Г. Титова, И.А. Сорокин. – Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2020. – 173 с.
15. Мелехин, А. В. Менеджмент физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. / А.В. Мелехин. – М.: Юрайт. 2019. – 480 с.
16. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/71937200
17. Паршикова, Н.В. Спорт в международной системе координат: новые вызовы и возможности / Н.В. Паршикова, С.И. Изаак, Г.В. Коваленко // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 7. – С. 94–96.
18. Паршикова, Н.В. Развитие физической культуры и спорта: стратегия будущего / Н.В. Паршикова, С.И. Изаак, В.Н. Малиц // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 12. – С. 3–5.
19. Першина, Д.М. Материалы Международной научно-практической конференции научная мысль XXI века. / Д.М. Першина // Статья спонсорство и благотворительность для спорта в законодательстве российской федерации в сборнике трудов конференции. – 2016. – С. 102–103.
20. Перькова, Е.Ю. Журнал-Азимут научных исследований: экономика и управление. / Е.Ю. Перькова // Структура финансирования спортивной инфраструктуры созданной в субъектах Российской Федерации. – 2018. – С. 216–217.
21. Понкин, И.В. Зарубежное законодательство о взаимодействии спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг с организаторами азартных игр в сфере спорта. / И.В. Понкин, Д.И. Рогачев, А.И. Редькина // Российское право онлайн. 2018. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=35353627
22. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года / Минэкономразвития РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа:: https://base.garant.ru/70309010/
23. Спортивные объекты есть, но люди плохо информированы о них и своих возможностях занятия спортом [Электронный ресурс] // Общественная палата Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.oprf.ru/ru/about/ interaction/region_ chambers/431/2527/newsitem/47667
24. Титова, Н.Г. Финансовое обеспечение безопасности проведения спортивных соревнований / Н.Г. Титова // Финансовая экономика. – 2018. – № 5 (ч. 6). – С. 745–748.