Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что рубеж XX-XXI века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе. Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала так сильно воздействовать на юного читателя, как раньше. Во многом это обусловлено тем, что современное образование динамично развивается в области информационно-компьютерных технологий.
С внедрением телевидения, компьютерных технологий поток информации поступает с большой скоростью. По оценке психологов, современный ребенок, получая большие информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и как результат отказывается от чтения. Ребенок дошкольного возраста овладевает умениями управления компьютером и телевизором раньше, чем чтением книг, приобретает навык ориентироваться в клавиатуре быстрее, чем в оглавлении книге, а литературный опыт читателя у ребенка 6-7 лет ограничивается просмотренными мультфильмами. В связи с этим у многих воспитателей в дошкольной образовательной организации возникают трудности в формировании у детей дошкольного возраста читательского интереса, интереса к чтению книге.
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Методы и формы приобщения старших дошкольников к художественной литературе, способствующие развитию интереса к чтению
Современное образование переживает новый этап своего развития. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Организация образовательной деятельности на каждой ее ступени предполагает обеспечение преемственности целей и задач, содержание образования программ различных уровней: дошкольного, начального общего, основного общего образования.
В соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования перед педагогами стоит задача построить образовательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы детей с первых дней обучения в школе не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения [5, c 57].
Ценность книги и чтения до недавнего времени была неоспорима, однако сегодня, ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились.
В век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Аудио - и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры.
С.Н. Прудовская подчеркивает, что с каждым годом снижается интерес у взрослых к совместному чтению с детьми, теряется традиция семейного чтения. Связано это с такими причинами, как высокая занятость родителей на работе и дома, влияние телевидения и интернета, предлагающие свои услуги по воспитанию и развитию детей, особенно дошкольного возраста. Это ведет к увеличению количества детей с трудностями в овладении чтением [49, c 7].
Проблема формирования у дошкольников интереса к чтению, формирование у них образа книги, что является источником информации, ярких эмоций, глубоких переживаний, сегодня очень актуальна. Многие современные дети не любят читать и не тянутся к книге, а также и многие взрослые не воспринимают общение с художественной литературой как необходимость. Важной в дошкольных образовательных учреждениях является задача формирования, развития и поддержание у воспитанников интереса к книге и чтению.
Во время общения ребенка с книгой у него формируется привычка к постоянному интеллектуальному труду, развивается речь, логическое мышление, творчество к воспроизведению текста через игру. Чтение детской художественной литературы во многом способствует развитию человека как личности [6, c 14]. В художественных произведениях отражены жизненно важные знания, система ценностей народа, традиций.
По мнению И. М. Осмоловской, дети узнают из книг много новых слов, образных выражений, речь ребенка эмоционально обогащается грамотной лексикой. Благодаря чему ребенку легче излагать собственное отношение к прослушанному, использовать сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, что хорошо помогает развитию художественного восприятия произведений [46, c 11].
В современном обществе внимание к проблеме развития интереса к детской художественной литературе объясняется тем, что в контексте дошкольного образования больше внимания уделяется приобщению детей к чтению. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г., осуществляется модернизация дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях. Определяются новые цели, задачи и направления в работе дошкольных образовательных организаций, и одним из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе является интерес к чтению.
1.2. Анализ образовательных программ по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
В современной системе дошкольного образования используется большое количество альтернативных и вариативных программ для воспитания и обучения детей. Существуют разнообразные подходы к образовательному и воспитательному процессу, но основной целью таких программ является правильное воспитание ребенка.
В работе проанализировано несколько программ, которые направлены на литературное развитие дошкольников:
1. Программа «Развитие» (авторы А. А. Венгер и О.М. Дьяченко)
К основным целям программы относятся:
- развитие художественных и умственных способностей ребенка;
- развитие специфических дошкольных видов деятельности на основе обучения наглядному моделированию [60; с. 64].
Данная программа составлена индивидуально для каждого возраста. Структура программы включает объяснительную записку и детальную характеристику работы. В программе «Развитие» выделяются три направления по работе с детской литературой:
1. Знакомство с художественной литературой. Данное направление предусматриваются развитие эмоциональной сферы ребенка, усвоение морально-этических норм. К основным формам работы относится: чтение сказок, рассказов, стихов, обсуждение прочитанного, проведение игровой драматизации.
2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности. Авторы программы предлагают знакомить детей с выразительными средствами, которые используются в литературе (эпитет, метафора, сравнение и т.д.), а также со звуковой стороной речи. Рекомендуемые формы работы: беседа, дидактические словесные игры, описание картинок, персонажей произведений, пересказы, выразительное чтение, сочинение новых сказок.
3. Построение наглядных моделей при пересказе, сочинении новых произведений и драматизации.
Авторы предлагают выбирать материал из детских книг и хрестоматий в соответствии с принципом усложнения.
В старшей группе детям предлагается не только слушать рассказы, но и сочинять сказки и истории, опираясь как на отдельные признаки, так и на пространственные модели. Такие модели являются наглядными схематическими планами, наполненными любым содержанием.
2. Программа развития дошкольника «Истоки» (авторы Т.И. Алиева, Л.А. Парамонова, и др.). В данной программе дается характеристика возрастных возможностей детей в каждом периоде дошкольного развития ребенка, на которые можно опираться в процессе формирования интереса к художественной литературе [2; с. 161].
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика развития интереса к чтению у старших дошкольников
Исходя из целей и задач исследования, мы определили следующую цель эксперимента: выявить состояние педагогической практики в реализации выделенных нами психолого-педагогических условий по развитию интереса к чтению у детей 6-7 лет.
За основу нашей исследовательской работы была взята программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Диагностическая работа осуществлялась по двум направлениям:
1) диагностика детей;
2) изучение особенностей построения образовательного процесса по развитию у детей 6-7 лет интереса к чтению.
Рассмотрим каждое направление работы.
Первое направление – диагностика детей – имела целью выявление уровня развития интереса к чтению у детей 6-7 лет. Работа проводилась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 45 г. Екатеринбург. В исследовании принимали участие дети подготовительной группы (6-7 лет) этого детского сада в количестве 10 человек.
Охарактеризуем диагностические задания и представим результаты диагностики детей.
Диагностическое задание «Моя любимая книга» (Приложение 1).
Цель: выявить у детей проявление положительного отношения к книге, к деятельности читателя; наличие личных предпочтений к книгам и литературным произведениям.
По результатам проведенной диагностики 15% детей самостоятельно и четко проявляли личные предпочтения к книгам, могли назвать своего любимого литературного героя, любимую книгу, жанр, объяснить, почему она ему нравиться.
40% детей при стимулировании взрослым могли назвать любимое литературное произведение или сказочного героя, но объяснить свой выбор затруднялись.
45% детей при стимулировании взрослого не смогли назвать любимую книгу, любимого литературного героя. Они не могли объяснить, что нравиться им в их любимом сказочном герое. Просьба экспериментатора назвать свою любимую книгу у детей вызывала затруднения.
«Аленький цветочек», как любимую книгу выбрала самостоятельно Настя В., рассказала, что в любимой книге ей нравиться интересные сказочные герои, красивые картинки.
Книгу «Волшебник Изумрудного города» при стимулировании взрослого назвали Назар М., Данил М., Егор М.. Самостоятельно назвали любимого сказочного героя в книге, но объяснить, почему он им нравиться не смогли. У Ани А., Насти К., Саши П., просьба экспериментатора назвать любимую книгу вызвала затруднения. Не смогли назвать любимого сказочного героя.
Диагностическое задание «Выбери книгу» (Приложение 2).
Цель: выявить у детей проявление желания читать (слушать) книгу (произведение).
Анализ результатов диагностик показал, что 25% детей самостоятельно осуществляли выбор книг. Проявляли желание прочитать их, рассмотреть иллюстрации. 30% детей осуществляли выбор книг из предложенных групп, затруднялись с обоснованием выбора. Возникало желание прочитать их, рассмотреть иллюстрации. 45% детей выбор книг из предложенных групп осуществляли стихийно с помощью воспитателя. Не возникало желания рассмотреть иллюстрации в книге и прочитать ее.
Клим С., Вова Ц.. выбор книги осуществляли самостоятельно. Возникало желание рассмотреть картинки к литературному произведению, желание прочитать его. Никита Щ., Костя С. самостоятельно выбрали книги из предложенных им групп. Но с объяснением своего выбора возникли затруднения. Несмотря на трудности в аргументации своего выбора, у них возникало желание рассмотреть иллюстрации, прочитать книгу.
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие интереса к чтению у старших дошкольников
Нами был составлен перспективный план деятельности на учебный год. Планирование работы включало различные способы организации и проведения образовательной деятельности в условиях дошкольной организации и семьи. При применении перечисленных методов работы применялись формы её организации: фронтальная, индивидуальная, по подгруппам.
Как видно из фрагмента плана, работа строилась согласно выбранной тематике. Тематика определялась для каждой недели. Например, в октябре месяце она включала следующие темы: в ходе первой недели освещалась роль книги в жизни человека: работа на следующей неделе строилась исходя из цели - сообщить детям сведения о создании книги, в ходе третьей - организована экскурсия в школу и знакомство со школьной библиотекой и т.д.
Чтобы вызвать интерес к книге, мы поставили следующие задачи
1. Каждому педагогу овладеть искусством чтения и рассказывания;
2. Научить детей воспринимать художественное произведение;
3. Воспитывать бережное отношение к книге.
Работу начали с оформления в группе книжного уголка. Необходимо создать такую обстановку, чтобы у детей появилось желание посмотреть книгу, узнать о её содержании. В уголке разместили не только новые книги, но и книги, любимые детьми, принесённые из дома, книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки - панорамы. Внесли дополнительный к книгам материал:
1) рисунки детей;
2) альбомы-фотографии;
3) наборы открыток;
5) дидактические игры.
Приобрели фигуры различных персонажей произведений для настольного и пальчикового театра. Для драматизации литературных произведений изготовили элементы костюмов к сказке К.П. Чуковского «Мойдодыр». Оформление фронтальной книжной стены меняли ежемесячно.
При отборе художественных произведений руководствовались программными требованиями [2]. В чтении и рассказывании была важна выразительная подача произведения. С этой целью использовали приёмы художественного чтения:
1) в зависимости от содержания выбирали основной тон подачи произведения, его исполнительское звучание;
2) выбирали интонации, оттенки голоса, используя такие элементы, как: ударение, тембр, темп, паузы, повышение и понижение голоса:
3) использовали мимику.
В организации и проведении педагогической работы пытались осуществлять интегративный подход, что предполагало постановку и решения задачи - развития у детей интереса к чтению через три образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие». «Познавательно-речевое развитие», «Социально коммуникативное развитие».
Так, в ходе знакомства со сказкой «Заяц-хвастунишка» провели непосредственно-образовательную деятельность (НОД) - лепка зайца.
При знакомстве с произведением Е.И. Чарушина «Медведица и медвежата» - НОД по рисованию (рисовали медведицу и медвежат), при подготовке «Новогодней сказки» провели НОД по аппликации (изготовление пригласительных билетов на Новогоднюю сказку), а трудовую деятельность по ремонту книг сочетали с занятием по аппликации, на котором сделали закладки для книг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе изложенного в курсовой работе материала можно сделать следующие выводы.
Анализ различных подходов современных педагогов к определению понятия «читательский интерес» позволяет рассматривать читательский интерес как личностное образование, определяющее направленность духовно-эмоциональной и интеллектуальной сферы человека на книгу и ее содержание в процессе чтение (слушание). Компонентами читательского интереса являются: мотивационно-ценностный, регулятивный. Развитие у детей интереса к чтению связывается с формированием представлений о книге, жанрах, писателях и поэтах, с привитием уважительного отношения к книге, стимулированием стремления читать (слушать) литературные произведения, с формированием читательских предпочтений, собственной позиции к прочитанному литературному произведению.
Осуществление диагностики интереса к чтению с учетом выделенных компонентов происходило по уточненным нами показателям. В мотивационно-ценностном компоненте исследовалось проявление положительного отношения к книге, к деятельности читателя и желания читать (слушать) книгу (произведение). В интеллектуальном компоненте изучались: наличие сосредоточенности, увлеченности самим процессом слушания чтения книги взрослым; наличие вопросов о книге, авторах и содержании; наличие личных предпочтений к книгам и произведениям. В регулятивном компоненте было выявлялось: умение выразить свое отношение, собственное мнение о книге; умение выразить в разных формах свое отношение читателя к книге, ее содержанию.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азарова Л.И., Курганская Л.М. Чтение как социокультурное явление // Наука. Искусство. Культура. 2013. №2. С.163-168.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. М.: Издательский центр «Академия», 2020. 400 с.
3. Алиева, И.Г. Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника / И.Г. Алиевой, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова [и др.]. М. : Творческий Центр Сфера, 2017. 161 с.
4. Андреев О. А. Техника быстрого чтения. М.: Книга, 2017. 280 с.
5. Аскарова В. Я. Юный читатель и книга: проблемы культурного посредничества // Библиотековедение.2014. № 6. С. 62-66.
6. Афанасьева, Л.И. Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями / Л.И. Афанасьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2015. № 2. С. 36.
7. Бабанский Ю. К. Познавательная активность. М.: Просвещение, 2019. 180 с.
8. Барташева, Н.В. Воспитание будущего Читателя / Н.В. Барташева // Дошкольное воспитание. 2014. № 8. С. 28-34.
9. Беленькая Л. И. Ребенок и книга: о читателе восьми-девяти лет //М.: Книга, 2019. 167 с.
10. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду /М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. М.: Просвещение, 2016. 224с.
11. Болотская, С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе / С. Болотская, Т.Сквирер // Детский сад от А до Я. 2018. № 4. С. 150-153.
12. Бондаренко, Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. Воронеж, 2020. 176 с.
13. Галкина, И. А. Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста / И. А. Галкина, Е. М. Тепер. Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. 2020. № 2 (29). С. 1-4.
14. Гончарова, Е.Н. Ранние этапы приобщения детей к чтению / Е.Н. Гончарова // Воспитание школьников. 2015. № 12. С. 45-56.
15. Гризик, Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. / О. Гризик // Дошкольное воспитание. 2020. № 5. С. 5–10.
16. Гриценко, З.А. Истоки и причины не чтения // Дошкольное воспитание. 2018. № 4. С. 33-41; №7.С.33-41.
17. Гриценко, З.А. Своеобразие читательского становления // Дошкольное воспитание. 2018. № 2. С. 15-20.
18. Гурович Л.М. Ребенок и книга: Пособие для воспитателей детского сада/ Изд. 3-е, испр. и доп./ Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая. СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2020.128 с.
19. Гурович, Л. Ребенок и книга / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. СПб.: Питер, 2016. 324с.
20. Денисова, С.А. Родители о детском чтении и роли библиотек /С.А. Денисова // Родительское собрание по детскому чтению. 2018. С. 30 - 32.
21. Доманский, В.А. Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе/ В.А. Доманский. Учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 2014. 368 с.
22. Дунаева, Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка // Дошкольное воспитание. 2017. № 6. С. 35-39.
23. Ефимова, Л.А. Развитие интереса и любви к книге // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2016. № 3. С. 82-88.
24. Жирова, М. В. Формирование у дошкольников интереса к чтению через взаимодействие между детским садом и библиотекой / М. В. Жирова. Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2019 г.). Краснодар : Новация, 2019. С. 8-10.
25. Карпинская, Н.С. Методы воспитания детей дошкольного возраста средствами художественной литературы / Н.С. Карпинская М.: Известие АПН. Вып. 69, 2005. 102 с.
26. Кирьянова, Р.А. Учимся, играя: система игр и упражнений по обучению детей чтению / Р.А. Кирьянова // Дошкольная педагогика. 2015. № 3. С 7-12.
27. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. 90 с.
28. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2011. 335с.
29. Колобова, О. А. Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста / О. А. Колобова. Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). Т. 0. Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. С. 37-45.
30. Колодезникова, С. И. Особенности восприятия литературного произведения дошкольниками // Сибирский педагогический журнал. 2016. №6. С. 139-143.
31. Комарова, О. В. Привитие интереса к чтению и формирование читательской самостоятельности путем использования современных технологий // Современная практика модернизации образования: Материалы IV городской конференции 23 марта 2015 года. Дубна: МБУ «Центр развития образования», 2015. С. 27-41.
32. Кондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой дошкольного возраста / С.Ю. Кондратьева //Дошкольная педагогика. 2017. № 8. С. 39-41.
33. Короткова, Н. В. Системный подход к обучению чтению на уроках русского языка // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2019. №1 С.15.
34. Кузьменкова, Е.И. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3-лет / Е.И. Кузьменкова М.: Чистые пруды, 2015. 30 с.
35. Лазарева, В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения / В.А. Лазарева. 3- е изд. М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: ОНИКС 21 век. 2018. 96 с.
36. Леонтьева, Н.Н. Детский сад. Библиотека / Н.Н. Леонтьева // Дошкольное воспитание. 2014. № 4. С. 50-57.
37. Ливанова, О.А. Учимся читать художественную литературу [Текст] / О.А. Ливанова М.: Школьная пресса, 2014. 80 с.
38. Лурия А. И. Психология. М.: Психология, 2019. 280 с.
39. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р Львов М.: Просвещение, 2015.
40. Любимое чтение в детском саду: от 5 до 7 лет. Балашиха: Транзиткнига; Кызыл: ACT, 2019. 351 с.
41. Максимова, С.И. Воспитание читателя / С.И. Максимова // Детский сад от А до Я. 2019. №5. С. 4-10
42. Мали, Л.Д. Творческие работы на уроках литературного чтения в детском саду // До и после. 2019. №8 С.53-5
43. Матяш, Н.В. Проектная деятельность дошкольников. М.: Вентана-Граф, 2014. 112 с.
44. Мелентьева Ю.П. Чтение: явление, процесс, деятельность / Ю.П. Мелентьева: Отделение историко-филол. наук РАН; Науч. совет РАН «История мировой культуры». М.: Наука, 2015. 182 с.
45. Миронова, Н.Н. Как научить ребенка любить литературу? / Н.Н. Миронова // Дошкольное воспитание. 2015. № 5. С. 117-121.
46. Осмоловская, И.М., Петрова, Л.Н. Формирование универсальных учебных действий у детей / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова//Начальная школа. 2016. № 10. С. 6-1
47. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М.: Мозаика-синтез, 2018. 336 с.
48. Пласкина, М. В. Анализ современных теорий обучения чтению на иностранном языке // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). Пермь: Меркурий, 2014. С. 133-136.
49. Прудовская, С.Н. Книжкины затеи: о том, что можно делать с книгой малышам / С.Н. Прудовская М.: Чистые пруды, 2017. 30 с.
50. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. Серия «Мастера психологии». СПб: Издательство «Питер», 2010. 712 с.
51. Светловская, Н.Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать: Практическое пособие / Н.Н. Светловская. М.: Аркти, 2017. 54 с.
52. Сентюрёва, Т. Ю. Основные подходы к проблеме чтения художественной литературы в дошкольной педагогике / Т. Ю. Сентюрёва, Г. М. Пантелеева. Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). Казань : Молодой ученый, 2018. С. 124-128.
53. Сокольская, Л.В. Материнское чтение / Л.В. Прудовская. М.: Либерея-Бибинформ, 2017. 79 с.
54. Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И.Н. Тимофеева. СПб., 2020. 511с.
55. Тихомирова, И.И. Детская книга в домашней библиотеке / И.И. Тихомирова // Родительское собрание по детскому чтению. 2018. С. 32 - 37.
56. Токмаков, В.Л., Токмакова, И.П. Вместе почитаем, вместе поиграем или Приключение в Тутитамии / В.Л. Токмаков, И.П. Токмакова М.: Олма-пресс, 2019. 102с.
57. Тюнников, Ю.В. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя / Ю.В. Тюников // Дошкольное воспитание. 2015. № 9. С. 31 -38.
58. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. /О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. М.: ТЦ Сфера, 2018. 224 с.
59. Федина, Н.В. Стандартизация российского дошкольного образования: проблемы и перспективы: Тезисы Международной научно-практической конференции «Управление качеством дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы» / Н.В. Федина. Мозырь: Белый ветер, 2020. 201с.
60. Фролова, Ю. Р. Воспитание ребенка-читателя: анализ образовательных программ для дошкольного образовательного учреждения / Ю. Р. Фролова. - Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). Т. 0. Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. С. 62-65.
61. Чернышева, Л. Н. Взаимосвязь читательской потребности, мотивации и интереса в процессе формирования юного читателя // Ценности и смыслы. 2018. №3 (19). С.129-137.
62. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. М.: Гардарики, 2015. 349 с.
63. Шатрова, С.А. Приёмы формирования у дошкольника-слушателя навыков будущего самостоятельного читателя // Начальная школа плюс до и после. 2018. №11. С.22-25.