Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой определяется тем, что, одно из необходимых критериев стабильного и постоянного развития России – это закрепление правовой базы функционирования его общественной и государственной жизни. В то время, как осуществляемые в России реформы требуют усовершенствования действующей правовой системы, результативность демократических преобразований, которые осуществляются в российском социуме, напрямую зависят от качества применения нормативных правовых предписаний.
Вопросы о применении правовых норм на сегодня особенно важны. Так как без реализации правовых предписаний нормы права не работают и утрачивают собственное социальное назначение, состоящее в урегулировании поведения людей. Однако, принятые государством правовые нормы не способны исполнять регулирующую роль без сложного механизма их осуществления. Любые правовые явление раскрывают и проявляет себя конкретным образом только при взаимоотношениях и взаимодействиях с правовыми нормами. В первую очередь них, на их базе осуществляется государственное воздействие на правовую систему социума в общем и на ее элементы в отдельности.
Глава 1. Непосредственное правотворчество народа
1.1 Некоторые аспекты развития института непосредственного правотворчества народа
В настоящее время отечественная правовая система перешла на новый этап своего развития и подверглась существенным изменениям. Основа данных изменений – образование и развития правового сознания в российском социуме на базе правового учения. Правосознание является понимание человеком права, собственных свобод, справедливости при взаимодействии с социумом, а также комплекс знаний идей и представлений о правовых характеристиках и стандартах.
Правовая система представляет из себя комплекс правовых норм, которые объединены в институты, материальное, процессуальное, публичное и частное право, а также отрасли права, совокупность их форм и нормативно-правовых актов. В самом общем понимании система права – это комплекс норм права конкретной страны . Система права содержит в себе: подотрасль права, отрасль права, институт права.
Институт права является комплексом взаимосвязанных норм, которые регулируют конкретный вид общественных взаимоотношений, например, институт гражданской собственности. Институты права формируют нормативно-правовые акты и нормы. Система права является комплексом взаимосвязанных юридических норм, которые регулируют конкретную отрасль общественных взаимоотношений, например, семейного права, трудового права, гражданское право. Всю систему права можно разделить на отрасли: материальные (их суть формирует установление обязанностей и прав субъектов) и процессуальные (нормы процессуального права), которые устанавливают порядок осуществления норм в материальном праве. Система права РФ включает в себя: Конституцию РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; постановления палат Федерального собрания РФ, постановления и указы правительства РФ.
Отдельно можно выделить международное право, которое не входит в систему права конкретного государства, а представляет из себя совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Кроме того, существует деление в системе права на публичное и частное.
Частное право является отраслью правоохраняющих и регулирующих отношения частных дел. Предмет правового регулирования – это неимущественные и имущественные отношения.
Таким образом можно сделать вывод о том, что система российского права представляет из себя комплекс норм права российского государства, который включает в себя подотрасли и отрасли права, правовые институты.
В ситуации, когда государство принимает конкретную нормативную основу, её закрепляют в официальном документе, нормативно-правовом акте. Нормы права различают в зависимости от того где их закрепляют. Нормы можно считать правовыми только когда их формально определили, то есть упорядочили или закрепили, сформулировали в разных актах государственные органы, которые являются источниками права. Среди основных источников права выделяют нормативно-правовой акт.
Нормативно-правовой акт является правовым документом, который формируют в отдельной процедурной форме органы государственной власти, регулирующие общественные взаимоотношения. Источники права в России:
- Конституция РФ;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- указы и распоряжения президента РФ;
- постановления правительства РФ;
- ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти;
- уставы субъектов РФ;
- законы субъектов РФ;
- акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
- акты органов местного самоуправления;
- международные соглашения и договора.
1.2 Виды непосредственного правотворчества народа
Референдум, являясь высшей формой непосредственной демократии на общегосударственном, региональном или местном уровне, представляет собой одновременно форму выражения общественного мнения и способ принятия принципиально важных нормативных правовых актов и политических решений. Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, а на муниципальном уровне – по вопросам местного значения.
Непосредственное правотворчество народа характеризуется рядом признаков :
1) оно организуется и проводится по инициативе населения (групп граждан определенной, установленной законом, численности);
2) в нем участвуют граждане, обладающие активным избирательным правом, чья совокупная воля является прямым и единственным правообразующим источником нормативного правового акта;
3) итоги народного голосования (референдума, схода граждан) являются окончательными, не подлежат какому-либо утверждению и обладают наивысшей юридической силой;
4) подготовка и проведение народного голосования (референдума, схода граждан) возлагаются на государственные и муниципальные органы, комиссии референдума.
Для проведения референдума устанавливается специальная процедура. Она предусматривает порядок возбуждения вопроса о проведении референдума, этапы его проведения, порядок подведения итогов народного голосования и их обнародования.
Глава 2. Роль правотворчества народа
2.1 Исторические аспекты становления развития правотворчества народов мира
В соответствии с положениями, закрепленными в Основном Законе, Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, в котором многонациональный народ выступает как носитель суверенитета и единственный источник власти (ст. 1, 3 Конституции РФ) .
Власть народа представляет одно из ключевых понятий в современном конституционном праве. Оно отсутствует в конституциях стран мусульманского фундаментализма (Королевство Саудовская Аравия, Султанат Оман, Эмират Катар и прочих, где обычно упоминают вселенский суверенитет Аллаха и власть монарха в стране). Нет указанной формулировки в конституциях социалистических стран авторитарного толка, в которых провозглашены диктатура пролетариата (КНДР), говорится о власти трудового народа, рабочих и крестьян (Куба), демократической диктатуре народа (KHP) и др.
В Конституции РФ 1993 г. право на народную правотворческую инициативу не предусмотрено. Это довольно новый институт непосредственной демократии, который появился в последнее десятилетие предыдущего века. П. 1 ст. 26 ФЗ № 131-ФЗ в полной мере не дает определения правотворческой инициативы . В частности, в данном пункте только закрепляется право инициативной группы граждан, которые обладают избирательным правом, выступать с такой инициативой. В Российской Федерации граждане обладают правотворческой инициативой в субъектах Федерации и на территориях муниципальных образований.
Правовой основой для участия населения в правотворчестве в регионах выступает ФЗ № 131-ФЗ, где в ст. 6 перечисляются в качестве субъектов права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации общественные объединения, а также граждане, проживающие на территории данного субъекта РФ. Гражданами подготавливается проект акта, они же производят сбор подписей за то, чтобы уполномоченный орган власти рассмотрел предлагаемый проект .
Шаги для создания необходимых благоприятных условий с целью реализации правотворческой инициативы предпринимаются отдельными регионами. Так, в законодательном собрании Тверской области зарегистрирована первая инициативная группа граждан, разработавших законопроект об установлении ограничений розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков («энергетиков»). Однако эта инициативная группа все же не набрала необходимого количества подписей в поддержку проекта (в поддержку инициативы должно выступить не менее 5000 граждан, проживающих на территории Тверской области и обладающих активным избирательным правом).
Анализ причин того, что инициатива не была доведена до логического конца, показал:
- сбор подписей был организован преимущественно на территории города Твери, мнение иных муниципальных образований Тверской области осталось недостаточно учтенным;
- инициативу поддержали более пяти тысяч жителей Тверской области, однако тысяча подписей признаны недействительными из-за отсутствия паспортных данных подписавшихся.
Несмотря на относительную неудачу в реализация правотворческой инициативы, она все же привлекла внимание к проблеме, которая волнует жителей Тверской области. Законодательное собрание Тверской области разработало закон «Об ограничениях в сфере розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков» . В случае принятия данного закона он может считаться поистине народным.
Обращаясь к зарубежному законодательству отметим, что правотворческая инициатива граждан закрепляется в конституциях государств и выступает как форма выражения народовластия. Конституциями стран, в которых предусматривается возможность правотворческой инициативы, устанавливается, что для внесения законопроекта следует собрать определенное число подписей избирателей, удостоверенных нотариально или полномочными должностными лицами местного самоуправления. Законодательными актами ряда стран предусматривается, что избиратели должны представлять в определенных пропорциях различные районы страны.
2.2 Современный опыт непосредственного правотворчества народа в России и Республике Крым
В современной жизни общества непосредственное правотворчество народа имеет ведущую роль и является начальным этапом права, который формирует его и составляет. Результат правотворческой деятельности – это разные нормативно-правовые акты. В этой связи важно правильно подобрать его форму и вид, а также качественно подойти к выявлению места будущего акта в нормативно-правовой структуре для того, чтобы не допустить появления противоречий с работающими нормативно-правовыми документами требуются эффективные системообразующие связи. Различные формы нормативных актов дают возможность говорить о комплексе нормативно-правовых документов как системы. Статья 15 Конституции РФ выделила систему нормативно-правовых актов Российской Федерации, которая обладает ведущим значением над законами и прочими нормативными актами Российской Федерации, которые регулируют значимые общественные взаимоотношения, прочими нормативно-правовыми актами, которые принимаются в Российской Федерации .
Составная часть Российской правовой системы – это общепризнанные нормы и принципы международного права. При этом однозначного ответа на вопрос, что это за общепринятые нормы и принципы права на сегодня нет. Указание на систему присутствует не только в Конституции Российской Федерации, а также в прочих нормативно-правовых актах, например, в Гражданском кодексе Российской Федерации. Статья 7 данного кодекса определила общепринятые нормы и принципы международного права, а также международные соглашения Российской Федерации, которые оформляются соответственно Конституции Российской Федерации и являются частью правовой системы России .
В ситуации, если международные договоры Российской Федерации устанавливают иные правила чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются нормы международного права. Таким образом, можно выделить, что теория правовой системы дает целостное научное представление правовых процессов и их взаимосвязи в комплексе. К сожалению, на сегодня в России нет Федерального закона касаемо нормативно-правовых актов, и отсутствует конкретная правовая политика. С 2000 года начали формироваться основы правовой политики. 10 августа 2000 года был принят Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства Российской Федерации», который принят для обеспечения верховенства Конституции России и федеральных законов, реализации конституционного гражданского права на получение достоверной информации о нормативно-правовых актах в субъектах России.
В статье 76 Конституция России приведено, что вне пределов действия Российской Федерации и её совместного ведения с субъектами России, края, области, города федеральной значимости, автономный области и автономные округа выделяют собственное правовое регулирование, в том числе принятие законов и прочих нормативно-правовых актов. Кроме того, субъекты России осуществляют свои творческие возможности в области общего видения России. Соответственно, субъекты России – это самостоятельные субъекты для правового правотворчества.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции России присутствует обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы, которые относятся к органам государственной власти субъектов Федерации, что является обязательным как на стадии правотворчества, так и на стадии применения. В обязанности субъектов Федерации входит соблюдение Конституции России и Федерального законодательства, которое корреспондирует право Федерации, контроля субъектов Федерации по основанию и осуществлению мер обеспечения законности. Этот механизм выходит из пункта «а» статьи 71 Конституции РФ, соответственно которому применение и принятие Конституции России, федеральных законов, а также контроль за их соблюдением находится в ведении Российской Федерации. В связи с новыми основами правотворчества субъектов России в этой отрасли государственной деятельности в настоящее время возникают существенные проблемы, если ранее в РСФСР закреплялись основные правовые акты центральных государственных органов, а нормативные акты областей, края, автономной области, автономных округов имели только подзаконный характер, то на сегодня правотворчество субъектов Россия является качественно другим .
Заключение
В соответствии с задачами, поставленными во введении был сделан вывод о том, что система российского права представляет из себя комплекс норм права российского государства, который включает в себя подотрасли и отрасли права, правовые институты. Нормативно-правовой акт является правовым документом, который издается в особом процедурном порядке органом власти государства, который регулирует общественные взаимоотношения. Система нормативно-правовых актов в РФ включает федеральные законы, а также законы, принимаемые на региональном уровне. нормативно-правовые акты разрабатывают и утверждают в ходе законотворческого процесса. Правотворчество – это деятельность, связанная с созданием (изменением или отменой) правовых норм. Правотворчество народа осуществляется на референдумах.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (ред. от 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. от 26.10.2021 № 45-П) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) «О референдуме Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. (ред. от 23.11.2021 № 50-П) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Положение о правотворческой инициативе граждан в муниципальном образовании Черноморское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, утвержденное решением 18 очередного заседания Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым 1 созыва от 3 апреля 2015 года № 110 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chero.rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_261390.pdf.
7. Решение 71-го (внеочередного) заседания Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым 1-го созыва от 14 июля 2017 года № 401
8. «О внесении изменений в решение 18-го (очередного) заседания Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым 1-го созыва от 3 апреля 2015 года № 110 «О правотворческой инициативе граждан в муниципальном образовании Черноморское сельское поселение Черноморского района Республики Крым» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chero.rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_351710.pdf.
9. Антонова Н. А. Условия эффективности нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Вестник ТвГУ. Серия «Право». 2016. № 1. С. 65-71.
10. Анциферова О.В. Система нормативных правовых актов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/Павел/Downloads/sistema-normativnyh-pravovyh-aktov-rossiyskoy-federatsii.pdf
11. Бондарчук, И. В. Проблемы муниципального правотворчества в Республике Крым // Административное и муниципальное право. 2017. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-munitsipalnogo-pravotvorchestva-v-respublike-krym
12. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — М.: Юрайт, 2018. – С.91
13. Воротников, А. А. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019 — С.87
14. Кулапов, В. Л. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; Саратовский филиал Института государства и права РАН. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. — С.94-95
15. Лукьянова, Е. Г. Теория права и государства. Введение в естественно-правовой курс: Учебное пособие / Е.Г. Лукьянова; РАН. Институт государства и права. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. — С.74-75
16. Малько, А. В. Теория государства и права: Учебное пособие / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. — 2-e изд. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — С.86
17. Мамина, О.И. Организация местного самоуправления Республики Крым в переходный период // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. СЕРИЯ 2: Юридические науки. – 2015 № 1(6). – С. 8-12.
18. Об изменениях в плане работы Симферопольского городского совета РК на 2015 год // БИБЛИОПОЛИС. № 3 (3) от 20 марта 2015. – С. 43-47.
19. Перевезенцева, Т. В. Исторический аспект развития народного правотворчества в России // Юридическая техника. 2014. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-aspekt-razvitiya-narodnogo-pravotvorchestva-v-rossii
20. Пиголкин, А. С. Теория государства и права : учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С.98
21. Устав муниципального образования Черноморское сельское поселение Черноморского района Республики Крым [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chero.rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_253650.pdf.
22. Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by (Дата обращения: 17.12.2016 г.).