Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной юридической литературе понятие "правоохранительные органы" до сих пор остается дискуссионным. Это связано с тем, что, с одной стороны, это понятие объективно существует и активно используется как в юридической практике, так и за ее пределами, а с другой стороны, все еще существует неопределенность в отношении состава правоохранительных органов (какие государственные или негосударственные учреждения должны быть включены в них, а какие нет).
В действующем законодательстве эта проблема не решена. Поскольку закон не раскрывает понятие правоохранительных органов, необходимо сначала сформулировать понятие правоохранительных органов, которое уже давно определено в теории права, а затем идти далее.
1. Понятие, основные характеристики правоохранительных и судебных органов в Российской Федерации
1.1. Понятие правоохранительных органов и их система
Вопрос концепции и системы "правоохранительных органов" был и остается противоречивым в юридической литературе. Как отмечается в научной литературе, понятия "правоохранительные органы", "правоохранительные органы", "правоохранительная служба" раскрываются только на доктринальном уровне .
Причинами отсутствия единства мнений по этим вопросам являются: отсутствие правового закрепления содержания этого понятия, неоднозначное раскрытие круга правоохранительных органов в различных нормативных актах (о чем будет сказано ниже), динамичное изменение круга государственных органов, созданных с целью правоохранительных органов и т.д .
Представляется, что для того, чтобы определить круг правоохранительных органов, необходимо, прежде всего, раскрыть содержание этого понятия, суть которого в юридической литературе определяется по-разному.
Некоторые авторы в качестве основного элемента понятия "правоохранительные органы" выделяют признак "профессиональная деятельность. В связи с этим правоохранительные органы рассматриваются как самостоятельная группа государственных органов, определенным образом обособленная по признаку происхождения профессиональной деятельности .
Другие пишут, что правоохранительные органы – это обособленная по признаку профессиональной деятельности самостоятельная группа государственных и негосударственных органов, выполняющих следующие задачи: восстановление нарушенного права, наказание нарушителя, восстановление нарушенного права и наказание нарушителя одновременно .
Правоохранительная система - это система государственных органов, обеспечивающих защиту граждан и организаций от противоправных действий .
Особую группу органов в этой системе составляют судебные органы (судебная власть). К ним относятся Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды .
Систему правоохранительных органов можно разделить на судебные органы (суды) и другие правоохранительные органы.
1.2. Основные характеристики правоохранительных и судебных органов в Российской Федерации
Судебная система, в свою очередь, включает Конституционный Суд Российской Федерации (РФ), федеральные суды общей юрисдикции и систему арбитражных судов во главе с Верховным Судом Российской Федерации и судами (мировыми судьями) субъектов Российской Федерации .
Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля. Он призван осуществлять судебную власть посредством конституционного судебного разбирательства. Основной целью деятельности Конституционного Суда Российской Федерации является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на всей территории Российской Федерации .
Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, входящих в ее процессуальную компетенцию. На самом деле все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, решаются в основном в судах общей юрисдикции.
В системе федеральных судов общей юрисдикции, в свою очередь, можно выделить следующие: систему судов общей юрисдикции и систему военных судов. Последние оказались изолированными в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общую высшую инстанцию – Верховный суд Российской Федерации (он одновременно является и общим, и военным судом) .
В систему судов общей юрисдикции входят суды субъектов Российской Федерации, районные суды. Кроме того, мировые судьи также относятся к судам общей юрисдикции, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются законодательными (исполнительными) органами власти субъектов Российской Федерации .
Система арбитражных судов была создана в первую очередь для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды обладают и другими полномочиями. В настоящее время в систему арбитражных судов входят федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов Российской Федерации. А также в результате судебной реформы Высший арбитражный суд объединился с Верховным Судом Российской Федерации .
В состав судов субъектов Российской Федерации входят мировые судьи Российской Федерации. Основной задачей мировых судей является рассмотрение и разрешение правовых споров, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.
Помимо судов, другие правоохранительные органы также формируют систему :
• прокуратуры;
• органы внутренних дел;
• федеральная служба безопасности;
• органы государственной безопасности;
• таможенные органы;
• органы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
• органы предварительного следствия;
• органы правосудия.
В целом система правоохранительных органов предназначена для реализации таких важных функций, как :
• конституционный контроль;
• отправление правосудия;
• прокурорский надзор;
• расследование преступлений;
• функция оперативного поиска;
• исполнение судебных решений;
• оказание правовой помощи и защиты по уголовным делам;
• предупреждение преступлений и других правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Взаимодействие правоохранительных органов с другими ведомствами. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно только при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами .
Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Их взаимодействие с законодательными органами власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство.
2. Признаки правоохранительных органов
2.1. Специализированные правоохранительные органы в РФ
Основные черты правоохранительных органов :
они специально предназначены осуществлять правоохранительную деятельность в пределах своей компетенции;
свою деятельность они осуществляют в особом порядке, предусмотренном законом (процессуальными кодексами: уголовный, гражданский, арбитражный);
наделены определенными правами и несут обязанности для выполнения возложенных на них функций;
государственные правоохранительные органы обладают правом государственного принуждения в пределах своей компетенции;
сотрудниками правоохранительных органов являются лица, обладающие специальными познаниями в области юриспруденции и иных отраслей знаний;
законные требования сотрудников правоохранительных органов обязательны для исполнения под угрозой ответственности (уголовной или административной);
каждый правоохранительный орган осуществляет деятельность в пределах компетенции, установленной законом.
2.2. Органы для выполнения одной или нескольких правоохранительных функций
Основные функции правоохранительных органов :
- конституционный контроль (Конституционный Суд РФ);
- осуществление правосудия (суды);
- прокурорский надзор (прокуратура);
- расследование преступлений (органы предварительного расследования);
- обеспечение безопасности (ФСБ, Совет Безопасности РФ);
- исполнение судебных решений (судебные приставы);
- оперативно-розыскная деятельность (МВД, ФСБ, ФСО, ФСИН
и др.);
- охрана общественного порядка (МВД, ФСВНГ);
- оказание юридической помощи (адвокатура, нотариат и др.);
- профилактическая деятельность (практически все вышеперечисленные органы).
Правоохранительные органы могут осуществлять одну или сразу несколько функций. Так, функцией осуществления правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля – Конституционный Суд Российской Федерации, функцией прокурорского надзора – органы прокуратуры. В то же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется органами внутренних дел, органами обеспечения безопасности и некоторыми другими организациями. Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, осуществления оперативно-розыскной деятельности, предупреждения правонарушений и другими .
Все функции правоохранительных органов непосредственно связаны между собой. Они могут следовать одна за другой или реализовываться одновременно. Так, последовательное осуществление функций характерно для расследования и правосудия, а одновременное – для обвинения, защиты и правосудия. В уголовном судопроизводстве некоторые функции могут осуществляться не правоохранительными органами, а иными участниками судопроизводства. Например, функцию защиты может исполнять сам подсудимый, а функцию обвинения - потерпевший .
2.3. Органы, действующие в целях охраны, защиты и восстановления нарушенных прав, укрепления законности и правопорядка
Согласно Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства, а их гарантом является Президент Российской Федерации как глава государства .
Основными институциональными механизмами в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина являются все ветви государственной власти. Это законодательные и исполнительные органы власти, органы местного самоуправления, судебные, а также административные органы, которые посредством присущих их специфике методов, процедур и средств — плодотворно содействуют государству в исполнении возложенной на него конституционной обязанности в сфере прав человека.
Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием .
К компонентам системы защиты прав человека в Российской Федерации относятся другие учреждаемые государством органы: Уполномоченный по правам человека Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации и др., институты гражданского общества, в частности общественные объединения. Данные органы оказывает значительное влияние на укрепление в России демократического правового государства, в котором права человека должны обеспечиваться и защищаться согласно общепризнанным стандартам .
Объединение усилий как государственных, так и независимых от власти институтов нацелено на максимально полную реализацию закрепленных в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение их защиты на всей территории Российской Федерации .
Законодательные органы выполняют свою роль в конституционной системе защиты прав посредством правотворческой деятельности, выражающейся в принятии законов и других нормативных правовых актов, направленных на обеспечение конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, правового обеспечения создания и функционирования наиболее эффективных механизмов, структур и способов, необходимых для их защиты. Законодательные органы также определяют пределы (меры) свободы, возможности реализации прав и свобод человека и гражданина .
Чрезвычайно важным принципом, определяющим функционирование законодательных органов в развернутой системе защиты прав человека и гражданина, является введение прямого запрета закона, нарушающего права человека: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (часть 2 статьи 55) .
Законодательные органы путем определенных в Конституции Российской Федерации процедур осуществляют юридическое оформление участия Российской Федерации в международных соглашениях по правам человека и в рамках своей компетенции контролируют исполнение вытекающих из них международных обязательств. Исполнительные органы власти, органы местного управления, а также административные органы должны заботиться о создании для каждого, кто находится под юрисдикцией Российской Федерации, правовых, организационных и материальных условий для осуществления конституционных прав и свобод. Правительство Российской Федерации, в частности, в соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан .
2.4. Органы, осуществляющие свою деятельность на основании закона
Правоохранительная деятельность – это государственная деятельность, осуществляемая специально уполномоченными на то органами с целью охраны права или его восстановления в случае нарушения путем применения соответствующих юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при соблюдении установленного законом порядка .
Начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод: сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить их. Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях – и в определённой процессуальной форме .
2.5. Органы, уполномоченные применять меры государственно-правового принуждения
В юридической науке принято выделять три особые функции государства по отношению к праву: правотворческую, правоисполнительную и правообеспечительную. Могущество государственной власти концентрируется в аппарате, обладающем инструментами навязывания воли властных, прежде всего, инструментами принуждения, а также институтами, способными придать воле властвующих полномочий общеобязательных характер (законы, судебные органы, иные институты позитивного права). Государственная власть по своей природе предназначена для того, чтобы через систему правоохранительных учреждений, институтов юрисдикции обеспечивать строгую и своевременную реализацию юридических норм и принципов. Эта правообеспечительная деятельность государства реализуется через систему государственных органов, наделенных специальными полномочиями на применение государственного принуждения .
Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. Принуждение характеризуется рядом признаков. Оно является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка реализации конкретных мер принудительного воздействия.
По характеру воздействия, принуждение выступает как :
- физическое, обеспечивающее надлежащее поведение субъекта права посредством непосредственного воздействия на него;
- имущественное, обеспечивающее надлежащее поведение субъекта права посредством воздействия на его имущество;
- психологическое, обеспечивающее надлежащее поведение субъекта права под угрозой наступления для него неблагоприятных последствий.
По целям применения принуждения, выделяют :
- превентивное (предупредительное) принуждение, направленное на недопущение неправомерного поведения субъектов либо каких-либо неблагоприятных последствий. В этом качестве выступает принудительный досмотр пассажиров в аэропортах, досмотр их багажа; запрет на посещение карантинных зон и т.д.
В этом случае применение принуждения не связано с совершением правонарушения и применяется в рамках регулирования общественных отношений :
- пресекательное принуждение направлено на прекращение уже начавшегося неправомерного поведения. Основная цель применения принуждения – заставить субъекта отказаться от дальнейшего нарушения закона. Например, задержание лица, совершающего правонарушение; приостановление деятельности предприятия, нарушающего санитарное, противопожарное законодательство; запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов и т.д. Меры пресекательного принуждения могут применяться как отдельно, самостоятельно, так и предшествовать применению мер юридической ответственности.
- юридическая ответственность применяется в целях наказания лица, за совершенное им правонарушение. В зависимости от вида правонарушения, применяется соответствующий вид юридической ответственности. Например, совершение преступления вызывает применение уголовной ответственности; административного правонарушения – административную ответственность; дисциплинарного проступка – дисциплинарную ответственность; деликта – гражданско-правовую ответственность; причинение материального ущерба – материальную ответственность .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящая работа посвящена правоохранительным органам в РФ. Указанной проблематике на сегодняшний день придается особое значение. В процессе работы и по ее результатам убедился в актуальности изучения и четкого определения понятия, сущности и признаков правоохранительных органов. Это обусловлено в первую очередь теоретической и практической важностью различных аспектов правоохранительной деятельности, а также связано с конституционной гарантированностью прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
По результатам работы одним из выводов является вывод о необходимости законодательного закрепления с учетом правовой доктрины таких понятий как «правоохранительная деятельность» и «правоохранительный орган», что обусловлено неоднозначностью их толкования в практике правоприменения. Так же одним из важнейших направлений совершенствования правоохранительной деятельности должно выступить совершенствование и развитие взаимодействия правоохранительных органов и субъектов гражданского общества в лице предприятий, учреждений, региональных общественных организаций и местного населения в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации" (принята на референдуме 12.12.1993 г. с поправками, одобренными в ходе всероссийского голосования 01.07.2020 г.). Электронный ресурс Константа Плюс. Режим доступа по URL-адресу: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 09.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 23.09.2021) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/
5. Комментарий федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»(постатейный) / под ред. А. Н. Козырина // Консультант-Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система. Комментарий к ст. 7.
6. Амирбеков К.И. Правоохранительная деятельность и правоохранительный орган: понятие и критерий разграничения. //Российская юстиция. 2020.
7. Гавриленко А.А, Понятие и система правоохранительных органов№4. Вестник Сибирской Академии. № 1 (44).2009 г.
8. Гриненко А. В. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / А. В. Гриненко. — 5-е изд., переработанное и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 281 с.
9. Жариков Ю.С., Попов К.И. Правоохранительные органы: учебник для бакалавров. – СПб.: ООО «Издательский Дом «АлефПресс». 2012. – 384 с.
10. Лукичев Ю.А. Проблемы дисциплины «Правоохранительные органы». Журнал «Право и образование». 2017. №4.
11. Марфицин П. Г., Обидина Л. Б., Тарасов И.С. Правоохранительные органы: Учебно-наглядное пособие, 2-е издание, переработанное и дополненное. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2019. – 80 с.
12. Ожегова Г. А. Отправление правосудия в России. // Администратор суда. 2018. №4.
13. Поляков М.П. Правоохранительные органы России: краткий курс лекций / М.П. Поляков, А.В. Федулов, Е.С. Кузьменко. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 196 с.
14. Правоохранительные органы России: учебник для вузов / под общ. ред. В.П. Божьева, Б.Я. Гаврилова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 296 с.
15. Правоохранительные органы: учебник для академического бакалавриата / под ред. Н.Г. Стойко, Н.П. Кирилловой, И.И. Лодыженской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 463 с.
16. Сафоненков П. Н. Административное принуждение как вид государственного принуждения // Административное и муниципальное право. 2020. № 6. С. 493—499.
17. Суд и правоохранительные органы Российской Федерации в 2 ч. Часть 1,2: учебник для академического бакалавриата / В.В. Ершов [и др.]; отв. ред. В. В. Ершов, Г. И. Загорский, В. И. Качалов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 338 с.
18. Суд и правоохранительные органы Российской Федерации. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата /В.В. Ершов, В.А. Давыдов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. – 164 с.
19. Хорошильцев А. И. О понятии и сущности судебной власти. // Мировой судья. 2018. №5.
20. Четвериков В.С. Правоохранительные органы: Учебник. – 3-е изд. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. – 378 с.
21. ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов" (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст) (ред. от 14.05.2018). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216461