Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире к квалификации специалиста предъявляются повышенные требования. Проблема готовности к профессиональной деятельности современных студентов становится всё актуальнее. На практике часто случается, что даже по окончании высшего учебного заведения многие из тех, кто учёбу закончил и диплом защитил. Не всегда готовы сразу приступить непосредственно к своему профессиональному функционалу. Образование в вузе должно не просто обеспечивать условия для процесса самореализации личности студента в образовательной среде. Прежде всего, вузовское образование должно гарантировать субъекту его способность справляться со своими должностными обязанностями. Обучение в вузе является сложным процессом, когда происходит саморазвитие и самоактуализация личности. Но прежде всего студент должен быть готов к профессиональной деятельности после окончания вуза.
Глава 1: Теоретические основы динамики представлений студентов – психологов о будущей профессии обучения в вузе
1.1. Теоретические подходы к изучению феномена готовности к профессиональной деятельности студентов – психологов
В современном мире постоянно повышаются требования к профессиональной компетентности субъектов. В связи с требованиями к повышению качества труда, любая образовательная система так же должна непрерывно развиваться. На современном рынке труда, все большую
актуальность приобретает проблема готовности студентов к профессиональной деятельности после окончания вуза. В современной образовательной среде наиболее актуален системно - деятельностный подход, который предъявляет обучающимся большие требования к формированию их собственного саморазвития и самосознания. В научных исследованиях проблеме самосознания посвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В научной литературе по данному направлению используются такие психологические термины, как: «самосознание», «Я концепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», «образ Я» и др. наиболее часто можно слышать, что самосознание - это осознание и оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения. Это целостная объективная оценка самого себя как деятеля и как чувствующего и мыслящего существа [6].
По мнению исследователя В.В. Столина, самосознание это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, сознание своей тождественности и сознание своего собственного я как активного, деятельного начала. Самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Под сознанием понимается форма отражения объективной действительности в психике человека. Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя и своего Я от окружающего мира. Важным компонентом самосознания, является осознание человеком себя как субъекта своей собственной деятельности. С точки зрения целеполагания, субъект деятельности определяется как человек, способный самостоятельно целеполагать. То есть критерий самостоятельного генерирования целей является главным критерием в определении человека как субъекта деятельности [15].
А. В. Брушлинский субъектом называл человека, рассматриваемого на высшем для него уровне активности, целостности и автономности. Человек не рождается субъектом, а становится им в процессе деятельности, общения и других видов активности. В этой связи научно значимым оказывается вопрос о критериях, в соответствии с которыми можно утверждать, что речь идет именно о субъекте, а не индивиде. Важным критерием субъектности следует считать сформированность у человека способности осознавать совершаемые им поступки как свободные нравственные деяния, за которые он несет ответственность перед собой и обществом. Говорить о человеке как субъекте можно только при таком понимании им собственного бытия, при котором он, осознавая объективность и сложность своих проблем, в то же время обладает ответственностью и силой для их решения [7]. Исследователь В. С. Мерлин говорит о следующих признаках сознания:
-сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами;
-сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности. Оно появляется к двум - трём годам, когда субъект овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам»;
-сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения;
-социально-нравственная личностная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрастах на основе накопленного опыта общения и деятельности.
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются не одновременно [13].
Структура самосознания человека зависит от той социальной среды, к которой он принадлежит. Исследователь И.И. Чеснокова понимает самосознание как единство трех сторон: познавательной, эмоционально-ценностной и действенно-волевой. Самосознание представляет собой процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное образование – представление о себе. Самопознание, как и всякая другая форма познания, не приводит к конечному, абсолютно завершенному знанию. Любой объект познания, а человек в этом качестве особенно, является неисчерпаемым. Поэтому всякое знание о себе является единством противоположностей относительного и абсолютного. Исследователь В.А. Аверин считает, что относительность знаний о себе обусловлена постоянными изменениями во времени реальных условий жизнедеятельности и самого человека. Нередко наблюдаются расхождение между реальными изменениями человека и тем, что отражено им в образе самого себя, то есть новое в психологическом развитии человека еще не стало содержанием его знания [22].
1.2. Самореализация и проблемы самореализации студентов – психологов как условие обеспечения формирования их готовности к профессиональной деятельности
Процесс образования субъекта не возможен без саморазвития и самореализации личности. Стремление к саморазвитию субъекта – процесс врождённый и в течение жизни человека присутствует необходимость этого явления. С точки зрения многих исследователей – это представляет для человека немалую ценность. Поскольку является показателем зрелости и самостоятельности. Можно вероятно говорить и о том, что процессы самореализации могут демонстрировать готовность к профессиональной деятельности. Чаще всего под самореализацией понимают осуществление
возможностей развития «я» человека [5].
Исследователи рассматривают самореализацию как высший и конечный результат развития человека. Интерес к данной категории со стороны исследователей постоянно растёт и очевидно, что это связано с пониманием основополагающей роли самореализации в формировании и развитии личности. Об этом пишут авторы Л.А. Анцыферова, Э.В. Галажинский, Л.А. Коростылева и др. Истоки рассмотрения самореализации личности принадлежат концепции А. Адлера. Его суждения заключаются в том, что индивид, идентифицируя себя с совершенным недостижимым идеалом, осмысливает свое несовершенство. Он утверждал, что стремление к превосходству для каждого субъекта является главным стремлением в жизни. Носитель самосознания – это индивид, планирующий свои действия, управляющий ими и осознающий значимость этих действий с целью самореализации [21].
Учёные К. Роджерс, А. Маслоу говорили о самореализации человека через близкий по смыслу термин самоактуализация. А. Маслоу в своей теории утверждал о всеобщей необходимости в самосовершенствовании. Автор Э. Фромм видел возможности достижений человека в жизни путем проявления спонтанной активности, которая возможна лишь в случае объединения с другими людьми без потери собственной индивидуальности. Он считал, что человек, преодолевающий свои опасения, чувство лени, недостаток умений и навыков способен достичь высоких результатов и подчеркнуть свою значимость. Чтобы реализовывать все свои способности в полной мере, человеку необходимо прилагать усилия. Именно в этом случае у него появляется необходимое ощущение собственной полноценности и восторга от собственных достижений [2].
Жизнь должна представлять собой процесс постоянного поиска, в котором человек совершает бесчисленное число проб и ошибок. Важным при этом будет являться не число ошибок и заблуждений, или снятие напряжения, а наоборот, его усиление. Стимулом для запуска процесса самосовершенствования является расхождение между Я– реальным и Я – идеальным. Именно это и создаёт для человека необходимость поиска новых возможностей и личностного роста. Человек, который стремится к самореализации, должен преодолеть свой страх, тревоги и не бояться угроз, возникающих из-за временных неудач. Нужно отметить, что всё это под силу человеку сильному и целеустремлённому. Но человеку необходимо уметь формировать соответствие своих возможностей и желаемых результатов [6].
Все подобные концепции предлагают представители гуманистической психологии. Именно гуманистическая психология провозглашает целью жизни каждого индивида его непосредственную и максимально полную самореализацию. Полнота самореализации измеряется максимальной эффективностью в развитии своих врождённых умений и задатков. Для этого также необходимо использовать условия, имеющиеся в социуме для раскрытия собственной одаренности. Самореализация сильно зависит от индивидуальных умений, знаний, способностей, навыков и всех тех нравственных качеств, которые определяют вклад человека в ценности мира. Здесь можно говорить о том, что самореализации и есть основная жизненная ценность для человека. Гуманистические теории самореализации индивида всегда стремились раскрыть те психолого-педагогические принципы, которые бы ей способствовали. Анализ подобных принципов позволил выделить три способа достижения цели свободного саморазвития индивида.
1. Развитие творческого потенциала личности и его природных задатков.
2. Развитие возможности аутентичного способа существования посредством предельных переживаний как осознания индивидом подлинности своего бытия и проживания «здесь и сейчас».
3. Непосредственное формирование умений, ведущих к личностному росту.
Глава 2.Эмпирическое исследование динамики представлений студентов – психологов о будущей профессии обучения в вузе
2.1. Организация исследования и анализ полученных результатов
На момент обучения в вузе учебно-профессиональная деятельность
является основным видом деятельности студента. Неудачи в учебе,
разочарования подразумевают под собой наличие у личности ощущения
нереализованности возможностей, если таковые присутствуют. Подобные ощущения могут являться основой чувства неудовлетворенности, которое, в свою очередь, замедляет или делает невозможным развитие и реализацию личности в дальнейшей профессиональной деятельности. Усвоенные в процесс обучения знания, умения и навыки, в рамках профессиональной деятельности представляют собой не предмет учебной деятельности, а средство профессиональной деятельности. Обучение в вузе и самореализация личности в процессе обучения формируют у молодых специалистов основы
трудовой и профессиональной деятельности, которые представляют собой
готовность к профессиональной деятельности.
Активная деятельность студента основана на системе внутренних осознанных побуждений личности. Процесс самореализации в вузе – это уникальный опыт стать личностью. Анализ самореализации студентов чаще всего через оценку трех аспектов:
- личностной включенности в процесс обучения;
- реализации способностей в процессе обучения;
- социальной интегрированности в процессе вузовской подготовки.
Рассмотрим результаты диагностики ряда студентов на различных курсах обучения. Выборочная совокупность студентов составляли группы студентов-психологов. По 20 человек с первого, второго, третьего и четвёртого курсов. Возраст исследуемых составил от 18 лет до 22-х лет. При работе со студентами были использованы методики:
- исследование самоотношения (Р. С. Пантилеев);
-опросник на выявление уровня развития профессионального самосознания (А. В. Губанова);
-анкета на выявление отношения к своей профессии (модификация методики «Ассоциативный ореол профессии» Е. А. Климовой).
Методика исследования самоотношения Р.С. Пантилеева используется для изучения эмоционально-ценностного компонента самосознания. Он содержит 110 утверждений, распределенных по 9 шкалам: шкала 1 - открытость, шкала 2 - самоуверенность, шкала 3 - само-руководство, шкала 4 зеркальное «Я», шкала 5 - само-ценность, шкала 6 - само-принятие, шкала 7 - само-привязанность, шкала 8 - конфликтность, шкала 9 - самообвинение. С помощью этой методики были протестированы все студенты - психологи на всех курсах, в результате чего был определён эмоционально ценностный компонент самосознания.
Опросник на выявление уровня развития профессионального самосознания А. В. Губановой был использован для выявления уровня развития профессионального самосознания личности. Опросник содержит 13 вопросов, распределенных по 3 шкалам: образ профессии, образ Я, приобщение к профессиональной культуре.С помощью этой методики тоже были протестированы студенты со всех курсов, в ходе чего был определён уровень развития профессионального самосознания личности.
2.2.Динамика показателей представлений студентов – психологов о будущей профессии обучения в вузе
При анализе динамики образа профессии у студентов можно сделать вывод о том, что от 1 к 3 курсу прослеживается некоторое небольшое количественное повышение профиля, но наблюдается его значимое повышение на 4 курсе. Можно говорить о том, что когнитивный компонент профессионального самосознания у студентов 4 курса более развит и сформирован, чем у студентов 1, 2 и 3 курсов. Различия между показателями когнитивного компонента профессионального самосознания 1, 2, 3 и 4 курсов значимы на уровне 0,01 (расчёт методом математической статистики критерия Н Крускала – Уоллиса). При анализе динамики образа Я тоже прослеживается незначительное количественное повышение (изредка незначительное снижение) профиля от 1 к 3 курсу и его повышение на 4-м курсе. Таким образом, можно говорить о том, что наблюдается динамика компонентов профессионального самосознания студентов-психологов от 1 к 4 курсу. Самый высокий балл по методике Р.С. Пантилеева принадлежит студентам 4 курсу по шкале - самоценность, и 3 курсу по шкале - саморуководство. Самый низкий балл у студентов 2 курса по шкале - самопривязанность. Это означает, что шкалы, на которых идет повышение значения, характеризуются у этого курса более выражено и ярко, чем у других курсов, и наоборот. Следовательно, можно говорить об изменении у студентов при переходе с курса на курс, роста эмоционально ценностного компонента самосознания.
Заключение
Профессиональное самосознание субъекта – это осознание норм, правил и моделей поведения в своей профессии. Это некие эталоны для осознания своих личностных и профессионально значимых качеств. Структурное строение профессионального самосознания можно представить следующим компонентным составом: когнитивный, экзистенциальный и поведенческий компоненты. Эти структурные компоненты обеспечивают целостность и единство профессионального самосознания. Профессиональное самосознание студентов - психологов в работе рассмотрено как представление себя в профессии и осознание себя как профессионала, как субъекта деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Амосова, Т.В. Основные подходы к определению понятия
готовности к профессиональной деятельности [Текст] // Т.В. Амосова // Вестник Коми Государственного педагогического института. – 2011. - No9. – С.65-69.
2. Адлер, А. Индивидуальная психология [Текст] // А. Адлер. – СПб.: Питер. - 2017. – 256 с.
3. Абдусаматова, О. Проблемы профессиональной деятельности практического психолога / О. Абдусаматова // Молодой ученый. - 2015. - № 3 (83). - С. 889-891. - URL: https://moluch.ru/archive/83/15531/ (дата обращения: 09.04.2022).
4. Бакиева, Э.В. Формирование потребности в профессиональной
самореализации студентов [Текст] /Э.В. бакиева. - Анализ понятий, обеспечивающих диссертационное исследование // Теория и практика общественного развития. - 2011. - No:6. - С. 137-140.
5. Белоновская, И.Д. Профессиональноесаморазвитие личности как проблема современного образования [Текст] / И.Д. белоновская. - В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбургский государственный университет. - 2017. - С. 2759-2765.
6. Бехтер, А.Ю. Профессиональное саморазвитие студентов как условие формирования компетентного специалиста [Текст] / А.Ю. Бехтер. - Научный альманах. - 2016. - No 3-2 (17). - С. 59-62.
7. Бондарькова, А.М. Инновационное управление профессиональным саморазвитием студентов Совершенствование методологии познания в целях развития науки [Текст] /А.М. Бондарькова.- сборник статей Международной научно - практической конференции (25 марта 2017 г., г. Пермь). В 3 ч. Ч.2/ - Уфа: АЭТЕРНА. - 2017. – 244 с., с. 92-96.
8. Буянова, С.М. Саморазвитие личности: акмеологический подход
Развитие профессионализма [Текст] /С.М. Буянова. - 2016. - No 1. - С. 40-41.
9. Верещагина, О.В. Исследование потребности в саморазвитии у студентов [Текст] / О.В. Верещагина. - Международный студенческий научный вестник. – 2016. – No 5. – С. 121-122.
10. Волкова, Э.Х. Исследование у студентов уровня стремления к саморазвитию Международный студенческий научный вестник [Текст] /Э.Х. Волкова. - 2016. No 6. - С. 150.
11. Галкина, О.В. Средо-ориентированный подход как концептуальная идея компетентностного образования детей с ОВЗ [Текст] / О.В.Галкина, И.Г.Кузнецова // Самарский научный вестник. – 2014. - No1 (6). –С.43-47.
12. Гайнанова, А.Р. Саморазвитие студентов в условиях обучения в вузе [Текст] /А.Р. Гайнанова. - НАУКА. УНИВЕРСИТЕТ. – 2016. - Материалы семнадцатой международной ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и аспирантов. - 2016. - С. 26-28.
13. Гайнутдинов, Р.М. Саморазвитие личности педагога – ресурс
образовательной организации Педагогический опыт: теория, методика,
практика [Текст] / Р.М. гайнутдинов. - 2016. - No 1 (6). - С. 333-334.
14. Дрынкина, Т.И. Психологические проблемы самореализации и
готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов [Текст]
/ Т.И. Дрынкина, Е.А. Карпова // Человеческий фактор: проблемы психологии. – 2016. - No4. – С.71-74.
15. Ертаева, М.К. Саморазвитие личности как психолого-
педагогическая проблема. В сборнике: Русский язык как фактор культурно-
образовательной интеграции общества [Текст] / М.К. Ертаева. - Серия «Концептуальный и лингвальный миры» отв. соред. О.Н. Морозова, М.В. Пименова. Санкт-Петербург, 2016. - С. 423-425.
16. Килинская, Н. В. Представления студентов о профессионально важных качествах психолога в процессе обучения в вузе / Н. В. Килинская // Психологические науки: теория и практика: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - Москва: Буки-Веди, 2012. - С. 36-39. - URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1922/ (дата обращения: 09.04.2022).
17. Ковалева, А.В. Саморазвитие как фактор успешности современного человека [Текст] / А.В. Ковалёва. - Ученые заметки ТОГУ. - 2016. - Т. 7. - No 4. - С. 295-300.
18. Лаврентьева, О.А. Подготовка студентов к формированию
социальной ответственности у школьников [Текст] // О.А. Лаврентьева // Сибирский педагогический журнал. – 2014. - No6. – С.131-135.
19. Мухарова, З.Ш. Проблема самореализации личности в трудах
отечественных и зарубежных ученых [Текст] / З.Ш. Мухтарова // Вестник
Астраханского государственного технического университета. – 2017. -
No5(40). – С.158-163.
20. Попов, Л.М. Психологическая готовность к профессиональной
деятельности и методы ее формирования [Текст] / Л.М. Попов, И.М. Пучкова, П.Н. Устин // Ученые записки Казанского университета. – 2015. – No4. – С.215-224.
21. Пономарева, Е.Ю. Особенности профессиональной подготовки
практических психологов в контексте современных требований [Текст] /
Е.Ю.Пономарева // Гуманитарные науки. – 2016. - No1 (33). – С.35-42.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер.- 2015. – 705 с.
23. Стенякова, Н.Е. Готовность будущих педагогов к
профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Н.Е. Стенякова //Вестник ПензГУ. – 2013. - No4. – С.15-17.
24. Таболова, Э.С. Общие проблемы формирования мотивации
профессионально-учебной деятельности студентов [Текст] / Э.С. Таболова, Ю.А. Говенко // Университетская наука. – 2016. - No2. – С.178-188.
25. Федина, Л.В. Изучение готовности студентов к профессионально-
педагогическому саморазвитию [Текст] / Л.В. Федина. - В сборнике: Практико-ориентированная подготовка педагогов-исследователей в системе профессионального образования. - 2016. - С. 313-320.
26. Шутенко, Е.Н. Концепция самореализации студентов в условиях
информатизации вузовского обучения [Текст] / Е.Н. Шутенко. - СИСП. 2015. No11 (55). - С. 9-15.
27. Шутенко, Е.Н. Особенности самореализации студенческой
молодежи в образовательном пространстве вуза Alma mater (Вестник высшей
школы) [Текст] / Е.Н.Шутенко. - 2013. - No 3. - С. 40-44.
28. Шутенко, Е.Н. Самореализации студенческой молодежи в
процессе вузовского обучения [Текст] / Е.Н.Шутенко // Психология обучения. - 2012. - No 12. - С. 79-87.
29. Эндеберя, И. В. Анализ проблемы успешного профессионального становления будущих практических психологов / И. В. Эндеберя // Молодой ученый. - 2015. - № 21 (101). - С. 743-749. - URL: https://moluch.ru/archive/101/22771/ (дата обращения: 09.04.2022).