Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения [1, с.14]
К сожалению, социально-экономические, политические, идеологические условия жизни населения таковы, что приоритеты семьи, детских родительских отношений, ответственность родителей за воспитание детей еще не являются доминирующими для части молодых современных родителей. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, приносит свои результаты, однако, не всегда такие позитивные, каких ожидали родители.
Глава 1 Теоретические основы роли отца в воспитании ребенка
1.1 Проблемы современного отцовства
Современные социологи, этнографы и психологи солидарны в том, что наши знания об отцовстве поразительно скудны. На фоне относительно изученного материнства, отцовство остаётся «белым пятном».
Знаменитый психолог И.С. Кон трактует социальные практики отцовства как повседневную реальную деятельность по воспитанию и выращиванию детей. То есть, это действия, которые могут быть скоординированы, скорректированы, распределены, совмещены, встроены в распорядок дня, недели, иными словами, они многообразны
и характеризуются изменчивостью.
Социальные практики отцовства, по определению А.Е. Звонаревой, являются проекцией родительских функций отца, реализуемых в сфере семейных отношений и поддерживающих вертикаль социального неравенства, то есть социальную «ткань» общества. «Следует учитывать, что содержание социальной роли отца задается институтом семьи как «механизмом воспроизводства жизни» и семьей как малой группой, в которой протекает частная жизнь людей. Это означает, что функции отца будут сопряжены с функциями семьи.
Современные социологи, этнографы и психологи солидарны в том, что наши знания об отцовстве поразительно скудны. На фоне относительно изученного материнства, отцовство остаётся «белым пятном».
Заглянув назад в историю, можно обнаружить патриархальный мир и уклад семьи, где мужчина выполнял возложенные на него функции и обязанности как данность. А именно, обеспечивал целостность и достаток семьи, принимая непосредственное участие в воспитании детей. Заключалось последнее в передаче семейных ценностей. Нет, не драгоценностей, а устоев и традиций многих поколений данной семьи.
Современная реальность сильно отличается. Все чаще функцию «мужского локомотива» берет на себя женщина, не понимая и не осознавая до конца истинную роль отца в жизни ребенка. В этом кроется огромная проблема, связанная с инфантильностью мужчин сегодня. То есть они боятся или просто не хотят брать на себя ответственность за семью, финансовую стабильность, продолжение своего рода. Отсутствие заложенного поколениями стержня ведёт к разрушению роли мужчины как отца, неспособности исполнить ее качественно и с расчетом на будущее.
Стоит также обратить внимание на отсутствие скрытых мотиваций. К примеру, связанные с родительством вещи именуются материнством. А почему не отцовством? То есть роль отца принижается даже на уровне государства. Мужчину называют осеменителем, добытчиком, помощником матери в воспитании и все, на этом его функции заканчиваются. Но на самом деле, это второстепенные функции в его жизни. Главная - это заложить фундамент правильных и верных ценностей семьи, то есть создать ее основную прочную опору для долгого существования. Именно на ней затем строятся все семейно-родовые отношения и роли. Отказ от подобной структуры привел к современному кризису семьи, который заключается в:
- уменьшении количества браков в странах, где исчезает патриархальность;
- отказе мужчин и женщин детородного возраста вступать в брак;
- нежелании иметь и воспитывать детей;
- увеличении числа разводов [6].
Сегодня мы наблюдаем не просто кризис семьи, а ее исчезновение. И это напрямую зависит от роли мужчины в целом, которая занижается и не воспринимается всерьез. А именно роль отца нигде не прописана, не выражена. Он не считает себя просто носителем семени или помощником для матери, это не его призвание, ему эти функции чужды и скучны. Если в семье мужчина не нашел свою роль, скорее всего он в ней не останется. Ведь когда он интуитивно понимает свое предназначение, имеет возможности и желание для его выполнения, он готов на многое ради семьи.
Отцовство как социальная роль - значительно более позднее образование, считает М.Мид, нежели материнство. По мнению М.Мид, подлинным воспитанием, основанным на любви к своим детям, в просвещённой Европе матери стали заниматься лишь в начале XIX века. Идеальным считался отец, способный создать материальное благополучие для своих детей [17, с.133].
Зачастую в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. В частности, А.С.Спиваковская говорит о том, что воспитательная позиция отца в своём формировании несколько отстаёт от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребёнку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли. К.Витакер отводит отцу роль стороннего наблюдателя во время беременности жены и ухода за младенцем. Эта невключённость вызывает ощущение одиночества у мужчины и причиняет ему боль [2, с.67].
1.2 Социально-психологические модели отцовства в современном обществе
В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи. Почему же в наше время отец в воспитании детей оказался за бортом.
Общеизвестно, что папа в семье символизирует силу и защиту, и, когда отца нет, сын или дочь этой защиты лишается[24, с. 231].
Некоторые отцы считают, что воспитанием и развитием детей должны заниматься исключительно мамы. Это неверно: отцу необходимо осознавать, что он играет очень важную роль в жизни ребенка. Неправильный подход папы к воспитанию своего чада может негативно отразиться на будущем ребенка.
Какой он — неправильный подход? Мы приведем примеры самых опасных типов отцов. Познакомьтесь с ними, и если найдете их признаки у себя, постарайтесь изменить ситуацию.
Папа-деспот
Авторитарный отец - один из самых опасных типов. Дети, как правило, считают таких отцов злыми. Родитель может быть как физическим, так и психологическим «тираном». Но в обоих случаях он оказывает негативное моральное воздействие на ребенка.
Признаки «деспотичного» отца:
- ограничивает общение с ребенком жесткими правилами и регламентом;
- становится излишне требовательным, старается подчинить его;
- устанавливает правила, где слово родителя в семье — закон, а если ослушаться, то можно получить «оплеуху» или моральное унижение;
- постоянно проводит нравоучения;
-враждебно смотрит на окружающий мир;
- любимые фразы: «Не ной», «Знай свое место», «Тебя никто не спрашивал».
1.3 Особенности отцовской роли в воспитании детей
У современных семей сложился ошибочный стереотип: отец должен только добывать финансовые средства, содержать семью, оплачивать все желания, потребности и брать на себя все семейные расходы. И ребенок чуть ли не с рождения слышит от матери фразу: «Папа устал на работе, не мешай ему». Но малышу необходимо внимание и участие отца, он хочет поделиться с ним своими детскими проблемами. Ребенок хочет выразить свою нежность и любовь, а его тут же останавливают. Почему так важна роль отца в воспитании ребенка? Что будет с малышом, если отец будет самоустраняться от воспитательного процесса, не будет принимать участия в его жизни, взрослении, становлении?
В погоне за финансовой стабильностью в семье мужчины часто забывают главную жизненную ценность – вырастить и воспитать ребенка. Как правило, в современных семьях эта почетная обязанность отводится только лишь матери. Но такое воспитание получается однобоким, т.к. заменить собой мужчину во всех жизненных ситуациях женщина не может. Отец использует отличные от матери воспитательные функции. Он дает малышу то, что не может женщина. В воспитании детей отцы придерживаются логики, последовательности и принципиальности. Тогда как мама чаще дает слабину и отменяет через некоторое время свои же запреты.
Для ребенка важно ежедневно наблюдать модель поведения всей семьи. Отец дает малышу возможность увидеть, как обращаться с прекрасным полом, уважать старших, любить и заботиться о близких людях. Когда отец, приходя с работы, вместо лежания на диване интересуется делами всех членов семьи, общается с каждым из них, ребенок ощущает свою значимость и уверенность в себе.
Иногда мать так сильно привязывается к своему карапузу, что попросту ограждает его от отца, особенно если тот проявляет твердость характера в воспитании ребенка. Это неправильно, ведь мужчина стремится вырастить из сына – настоящего защитника своей будущей семьи, крепкого, сильного, смелого.
Иногда мать так сильно привязывается к своему карапузу, что попросту ограждает его от отца, особенно если тот проявляет твердость характера в воспитании ребенка. Это неправильно, ведь мужчина стремится вырастить из сына – настоящего защитника своей будущей семьи, крепкого, сильного, смелого. Понятно, что формирование таких качеств закаляется в несколько суровых условиях, которые по мнению женщины могут казаться слишком уж жестокими. Такое поведение женщин встречается, если ребенок много болел или родился у женщин в довольно зрелом возрасте. У женщин, чьи первенцы появились на свет в 20–25 лет, как правило, таких чувств не возникает.
ГЛАВА2. Влияние отца на формирование личности ребенка младшего возраста
2.1. Значение отца в воспитании и развитии ребенка младшего возраста
Самое главное условие для обеспечения привязанности, а следовательно и возможности будущего влияния, является раннее начало общения отца и ребенка. Не лишним будет дополнительное получение знаний по поводу ухода за малышом, чтобы отец мог чувствовать себя уверенно и спокойно [7, с. 12].
Игры с маленькими детьми разных полов, в которых задействован папа, различны. Таким образом они помогают сформировать будущую половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль для развития в мальчиках мужественности и установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки.
Половую идентичность формирует наглядный пример родителей, в случае полных семей. То есть ребенок-девочка, осознав свою половую принадлежность, подражает матери и ее поведению, а мальчик стремится во всем походить на отца. Тут главное быть хорошим и достойным примером для подражания.
Чтобы ребенок развивался полноценно и всесторонне, важным условием считается наличие двух типов мышления: мужского и женского. Но именно воспитание и присутствие в семье отца влияет на интеллектуальные способности детей обоих полов [16, с.34].
В дошкольном возрасте ребенок становится менее зависим от матери и активно сближается с отцом. В этот период отец помогает ребенку-дошкольнику овладевать новыми умениями ходить, говорить, самостоятельно есть. Малыш уже может удержать в сознании образ любимой мамы и поэтому позволяет отцу ухаживать за собой, играть и ходить на прогулки. Ему уже приятно сделать что-то «специально для папы» -принести газету, подать ложку или полотенце [14, с.67].
Общение с отцом расширяет внутренний мир дошкольника. В дошкольный период развития ребенка между ним и отцом устанавливается качественно новая, более тесная связь. Обычно она не основывается на удовлетворении телесных потребностей малыша, как это происходит в случае связи с матерью.
2.2. Роль отца в воспитании мальчика
Роль отца в воспитании ребенка дошкольного возраста имеет и другой, не менее важный аспект - поддержка и помощь матери. С этим также может прекрасно справиться приемный отец, но для него эта задача более трудная. Если по каким-то причинам она окажется невыполнимой, психологический удар, нанесенный матери, безусловно, отразится на ребенке.
Мальчику необходимы дружба и одобрение отца. И мальчики, и девочки нуждаются в обществе отца, в его любви. Хорошо, если дети имеют возможность проводить много времени с отцом, ощущать его ласку и по возможности помогать ему. К несчастью, отец, придя домой с работы, больше всего на свете хочет лечь и читать газету. Но, если бы он понимал, как ценно его общество для ребенка, то почувствовал бы большее желание преодолеть свою усталость. Однако, ни отец, ни мать не должны заставлять себя сверх всякой меры. Лучше поиграть с ребенком минут 15, а потом сказать: «А теперь я почитаю газету», чем провести в зоопарке целый день, проклиная все на свете.
2.3. Роль отца в воспитании девочки
Девочке тоже нужны дружеские отношения с отцом. Мальчику нужен отец как образец для подражания, однако многие люди не понимают, что в развитии девочки отец играет другую, не менее важную роль. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Отец может похвалить красивое платье дочки или ее прическу, или что-то, что она сделает своими руками. Когда девочка станет старше, отец должен показать ей, что он ценит ее мнение, и иногда советоваться с ней относительно своих дел. А когда девочка совсем вырастет, и у нее появятся друзья-мальчики, очень важно, чтобы отец хорошо к ним отнесся, даже если он считает, что они не подходят для его дочери [19, с.151]
Учась ценить в отце те качества, которые делают его настоящим мужчиной, девочка готовится выйти в большой мир, наполовину состоящим из мужчин. Тип юношей и мужчин, с которыми она будет дружить, став девушкой, и особенно тот, кого она полюбит, ее замужняя жизнь будут во многом определяться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив теоретические аспекты и решая поставленные задачи по теме исследования можно констатировать следующие выводы: педагогическая наука отводит отцам второстепенную роль в вопросах воспитания и развития подрастающего поколения. Принятие на себя роли отца, осознание значимости этого процесса приводит к тому, что мужчина принимает на себя определенное поведение, сложившееся в обществе, как стереотип. Традиционно ребенок в семье воспитывается двумя родителями: отцом и матерью. Большая часть времени в воспитании и развитии отводится матери.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика : / Ю. П. Азаров ; предисл. Н. Д. Никандрова. - Москва [и др.] : Питер, 2011. - 394, с .
2. Бабунова, Е. С. Психология семьи и семейного воспитания : учеб.-метод, комплекс / Е. С. Бабунова. - Магнитогорск : МаГУ, 2013. - 68 с
3. Борисенко, Ю. В. Психология отцовства / Ю.В. Борисенко. Москва-Обнинск: «ИГ-СОЦИН», 2007.- 220 с.
4. Борисенко, Ю. В. Проблема отцовства в современном обществе / Ю.В. Борисенко //Вопросы психологии. 2006 № 3 С. 122-130.
5. Бочанцева, Л.И. Психология семьи и семейного воспитания: учебно-методическое пособие: / Л.И. Бочанцева. –М. Библио-Глобус, 2017 – 274 с.
6. Векилова, С. А. Психология семьи : учеб. И практикум для вузов / С.А. Векилова. - М. : Юрайт, 2020 - 308 с.
7. Гурко, Т. А. Брак и родительство в России / Т. А. Гурко. - М. : Институт социологии РАН, 2008.-230 с.
8. Доронова, Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей дошкольного возраста / Доронова, Т.Н. и. - М.: Просвещение, 2016. - 175 c.
9. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста : учеб. для вузов / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2020 - 177 с.
10. Карцева, Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей : учеб, пособие / Л. В. Карцева. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2012. - 224 с
11. Коряковцева, О. А. Социально-педагогическое сопровождение семей с детьми : учеб. Пособие для вузов / О.А. Коряковцева. - 2-е изд., испр. И доп. - М. : Юрайт, 2020 - 225 с.
12. Логинова, Л. А. Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе / Л. А. Логинова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 8 (246). - С. 171-172.
13. Лукьянова, М.В. Психология семьи : учеб. пособие: / М.В. Лукьянова, С.В. Офицерова. – Ставрополь : СКФУ, 2017 – 138 с.
14. Маленкова, Л.И. Основы родительской педагогики : учеб.-метод. пособие / Л.И. Маленкова. – М., Берлин : Директ-Медиа, 2020 – 142 с.
15. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. - М. : АСТ ; Хранитель, 2006.
16. Морозова, И. С. Психология семейных отношений : учеб, пособие для студентов вузов / И. С. Морозова, К. Н. Белогай, Ю. В. Борисенко. -Кемеровский государственный университет, 2012. - 424 с.
17. Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения /М. Мид. - М. : Наука, 1988.
18. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; под ред. Е.Г.Силяевой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 192с.
19. Овчарова, Р. В. Психология родительства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.В. Овчарова. Москва: Издательский центр «Академия, 2005.- 368 с.
20. Соловьева, Е. А. Психология семьи и семейное воспитание : учеб. пособие для вузов / Е. А. Соловьева. - М. : Юрайт, 2020. - 255 с.
21. Торохтий, В. С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение : учеб. пособие для вузов / В. С. Торохтий. - М. : Юрайт, 2020 – 488 с.
22. Харисова, Л. А., Ватсон М. Н. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. - С. 405–408.
23. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии : учеб, пособие / Л. Б. Шнейдер. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2003.- 443 с.
24. Шнейдер, Л. Б. Семейное консультирование. Молодая семья и ребенок-дошкольник : учеб. пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер, М.С. Рогач. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2020. - 576 с.
25. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.