Фрагмент для ознакомления
2
правосознание любого сообщества. В СМИ все чаще появляются материалы, пропагандирующие насилие, вседозволенность, безнравственность, пренебрежение к гражданским обязанностям, моральным принципам, неуважительное отношение к представителям государственной власти, особенно силовым структурам. В качестве яркого примера стоит привести нашумевший случай с гонками по Москве представителей «золотой молодежи».
Все это наносит большой вред нравственным и духовным ценностям народа, травмируют психику у человека, порождают преступность и оказывают негативное влияние на правосознание общественности в целом .
В этом случае, более «чувствительной» категорией граждан становиться молодежь, которая категорически воспринимает все изменения в обществе, легко «впитывает» в себя полученную информацию. Поэтому, по нашему мнению, для эффективного установления высокого уровня правосознания граждан, важную роль необходимо отвести правовому воспитанию, которое выступает гарантом надлежащего правового сознания.
Для деформации является характерным негативное отношение граждан к действующему праву, правосудию или же к законности. При этом деформацию правосознания можно определить лишь в том обществе или государстве, где уже существуют установленные рамки «нормального» правосознания. Для того чтобы установить эти границы необходим пример, идеал, как для подрастающего поколения, так и для более зрелых граждан.
По нашему мнению, таким идеалом должны быть органы государственной власти, а конкретно их должностные лица, которые действительно избирались бы из числа квалифицированных и наиболее мотивированных государственных служащих.
Известный юрист Жан Карбонье писал, что в случае, если человек владеет развитым правосознанием, то ему не так уж и нужна информация о законе, он сумеет понять, что является законным .
По нашему мнению, такое изречение не является верным. Законными или незаконными определённые действия становятся по причине регламентации их в нормативно-правовых актах. Опираясь лишь на правосознание можно не нарушать нормы права, регламентирующие воздержание от совершения определённых проступков, но сложно соблюдать нормы, требующие активных действий со стороны гражданина.
Обыденное правосознание формируется путем узаконивания и снятия запретов на определённые действия элитой общества, которые становятся достоянием как отдельного человека, так и целых социальных общностей. Оно содержит в себе представления об приемлемых и неприемлемых формах человеческого поведения, которые направлены на стандартизацию проявлений социальной активности.
Характерные признаки обыденного правосознания россиян проявляются в специфическом отношении к свободе, равенству, справедливости, долгу, что нашло свое проявление в обычаях и традициях. Но даже они, на данный момент, подвергаются изменениям.
Постепенно укореняется мысль, что в правовой основе государства должны лежать не пережитые устои, а новые, социально-правовые, законодательно-закреплённые правила жизнедеятельности, соответствующие требованиям времени, в том числе ценностям потребительского общества.
Проблема налаживания механизма правового воздействия на общественные отношения с целью создания правового государства является комплексной, поэтому и требует комплексных подходов к обеспечению отдельных элементов этого правового явления. Правовая элита нашего общества должна приложить максимум усилий для реализации положений Конституции России относительно создания правового государства, а без полного теоретического понимания необходимости этого, данные преобразования невозможны.
На формирование правового сознания и правовой культуры влияет весь процесс правотворчества, процесс реализации и применения правовых норм государственными органами России, состояние законности и правопорядка, развитие правоотношений .
А поскольку существует так много различных факторов – то и есть необходимость в создании единой системы правового воспитания, основной функцией которой было б формирование не только правового сознания у молодёжи в образовательных заведениях, а и поощрение к этому более старшего поколения.
Деформация правосознания может проявляться различными способами. Самыми распространенными можно считать правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовую демагогию и правовой идеализм.
Правовой инфантилизм – это несформированность, недостаточный уровень правовых знаний при личной уверенности в собственной высокой профессиональной юридической подготовке. Его рассматривают как относительно мягкую по результатам форму деформации правового сознания.
На данный момент, формируется у граждан путём получения информации через СМИ, где по правовым вопросам она освещается достаточно подробно, но не в полном объёме. По нашему мнению, с правовым инфантилизмом, при правильном подходе, не так сложно бороться. Достаточно проводить разъяснительную работу с гражданами по общетеоретическим, юридическим вопросам, чтобы искоренить из их сознания чрезмерную уверенность в собственных знаниях на данные темы.
Правовую демагогию также можно рассматривать как один из видов деформации правосознания. Это особый вид социальной демагогии, который предусматривает общественно опасное, умышленное влияние отдельного человека (общественных объединений) на чувства, знания, действия людей посредством формирования у них ложного, искаженного представления о правовой действительности для достижения собственных корыстных целей, которые обычно прикрываются мотивам обеспечения интересов населения и государства.
С этим явлением бороться гораздо сложнее. Самым оптимальным вариантом, по нашему мнению, будет правовая работа среди граждан теми лицами, которые пользуются беспрекословным авторитетом. Используя таких людей, лица, заинтересованные в искоренении правовой демагогии, предоставляют общественности некий идеал для подражания, с чёткими, сформированными позициями по конкретным правовым вопросам .
Правовой идеализм отражает неадекватное отношение к праву, что предполагает превышение его роли в решении общественных проблем. Он проявляется в чрезмерных надеждах на то, что лишь путем принятия определенного закона можно решить все проблемы; при этом не учитываются реальные предпосылки реализации законов.
С этим явлением бороться не так сложно – достаточно показать лицам идеализирующим закон примеры недейственности конкретных нормативно-правовых актов в реальных условиях. К сожалению, на данный момент в России их большое количество. Более распространенным и исследуемым явлением деформации правосознания можно считать правовой нигилизм.
Правовой нигилизм представляет собой деструктивный социальный феномен, сущность которого – отрицательное отношение к праву, неверие в его возможности решать насущные проблемы так, как того требует социальная справедливость. Говоря более конкретно, правовой нигилизм характеризуется:
во-первых, юридической некомпетентностью (отсутствие правовых знаний);
во-вторых, негативным оцениванием права (отрицание его социальной ценности как наиболее эффективного способа регулирования общественных отношений);
в-третьих, распространением навыков и стереотипов неправомерного поведения.
Это самый сложный в искоренении вид деформации правосознания. Он требует комплексных действий органов государственной власти и образовательных учреждений. Но основная роль отводится первым. Именно неизбежность наказания за совершённые правонарушения будет ярким примером действенности нормативно-правовых актов на практике.
Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан можно считать процесс его перерождения. В этом случае, происходит полное искажение правовых реалий, непонимание правовой действительности, потеря нравственных, культурных, правовых ориентиров, замена их криминальными установками.
Перерождение правосознания присуще для лиц, которые связали себя с преступностью, стали на противоправный путь. По нашему мнению, данное явление, в большинстве случаев, является необратимым. Человеку, переступившему грань законности, сложно выбрать правильный путь, правильную модель поведения. Процесс перерождения правосознания проще предотвратить, чем искоренить его из общества.
Ведущими способами закрепления и становления демократического правосознания в России считаются правовое образование как единая, целостная государственная система воздействия на правовые установки людей и общее развитие демократии во всех ее проявлениях на всех уровнях социальной жизни. Одной из форм правового сознания всех членов общества и молодежи является правовое воспитание. С целью искоренения всевозможных деформаций правосознания, а также для повышения значения правового 6 сознания нашего народа, нужно целенаправленно воплощать общегосударственные программы обязательного правового обучения и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Алексеев В.П., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2007. С. 234–260.
2.Бармина О.Н. Злоупотребление правом / отв. ред. В.А. Кодолов. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2015. 133 с.
3.Вавин А.В. Повышение квалификации юристов как направление формирования профессионального правосознания // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 5. С. 178 - 182.
4.Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Новый юрист, 1998
5.Гегель Г.В. Философия права. М.: Мысль, 1990.
6.Горбатова М.К., Домнина А.В. Основные теоретические подходы к определению понятия и содержания профессионального правосознания // Российская юстиция. 2014. № 1. С. 63 - 67.
7.Денисов С.А. Конституционное и доконституционное правосознание в переходный период // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 6. С. 10 - 16.
8.Ковалев С.А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности // История государства и права. 2009. № 13. С. 35 - 37.
9.Матузов Н.И., Ушакова Н.В. Возможность и действительность в российской правовой системе. М.: Юрлитинформ, 2013. 272 с.
10.Осипов М.Ю. Роль некоммерческих организаций в формировании правосознания и правовой культуры граждан // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 1. С. 21 - 24.
11.Петров А.В. О категории сущности права // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 1. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2010.
12.Петров А.В., Домнина А.В. Профессиональное правосознание: объективные основания и особенности Петров А.В., Домнина А.В. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 5–6, с. 299–306.
13.Строева О.А. Типологические свойства правосознания // Юридический мир. 2014. № 4. С. 62 - 67.
14.Сочивко, Д. В., Полянин Н.А. Молодежь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения. М.: Моск. психол.- социальн. ин-т, 2009
15.Сергевнин С.Л. Российское национальное правосознание: некоторые конституционно-правовые проблемы //Журнал конституционного правосудия. 2014. № 5.
16.Теория государства и права. Часть I. Теория государства: учебник / под ред. М. Н. Марченко. — М.: Зерцало-М, 2011.
17.Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. 330 с.
18.Чуйков Д. Понятие деформации профессионального правосознания // Российский судья. 2008. № 8. С.10-15