Фрагмент для ознакомления
2
В современных условиях хозяйствования управление маркетинговой деятельностью является закономерным этапом эволюции комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия. В качестве объекта маркетингового управления выступают различные бизнес — процессы и бизнес — модели компаний, а также количественные и качественные показатели их деятельности.
Маркетинг как дисциплина появился в США. Сегодня существует множество трактовок данного термина [6, с.55]:
• Маркетинг — это некий управленческий и социальный процесс, основная цель которого заключается в удовлетворении потребительских нужд.
• Маркетинг — это рыночная философия, необходимая компании для управления производством и сбытом продукции.
Маркетинговая деятельность – это искусство превращать потребности людей и организаций в товарах и услугах определенного типа в потребительский спрос.
Маркетинговые исследования изучают состояние дел на рынке, наличие спроса и предложения на ту или иную продукцию, ценовую политику и, конечно же, способы повышения спроса на предлагаемые компанией товары и услуги [2, с.67].
Управление маркетинговой деятельностью в целом представляет собой организационную функцию и совокупность действий менеджеров компании по созданию, продвижению и предоставлению продуктов или услуг на рынке и управлению взаимоотношениями с потребителями данной продукции в целях получения максимальной экономической прибыли.
Таким образом, одним из важнейших звеньев системы управления маркетинговыми исследованиями компании является формирование коммуникаций, которые связаны со стимулированием сбыта товара, формирование имиджа компании в глазах основных потребителей с целью расширения объемов продаж и завоевания большей доли рынка.
Процессы маркетинговых исследований предприятия связаны с доведением нужной информации о товаре до потребителей с целью установления контакта и обеспечения заинтересованности с их стороны. Конечной целью маркетинговых коммуникаций выступает продажа продукции фирмы.
Управление маркетинговой деятельностью является закономерным этапом эволюции комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятий в условиях современной рыночной экономики. В качестве объекта маркетингового управления выступают различные бизнес — процессы и бизнес — модели компаний, а также количественные и качественные показатели их деятельности.
При управлении маркетинговыми исследованиями важное место для компании занимает отслеживание его маркетинговой среды. Отслеживание маркетинговой среды – это процесс мониторинга и анализа маркетинговой среды, в результате чего компания получает существенную информацию, используя которою, компания должна адаптировать свою стратегию к окружающей среде с учетом своих конкурентных преимуществ и добиться соответствия между целями компании, ее стратегией и внешней средой.
Анализ этих факторов косвенно дает понять о сильных и слабых сторонах деятельности фирмы, о возможностях и угрозах ее развития [3, с.61].
Рассмотрим основные этапы маркетинговых исследований предприятия.
Рисунок 1 - Факторы внутренней и внешней среды предприятия
Анализ внешней и внутренней среды как элемент системы управления маркетингом позволяет компании сформировать положительный имидж.
Обратная связь
Рисунок 2 - Основы формирования корпоративного имиджа
Таким образом, как показано на Рисунке 2, корпоративное видение и миссия компании на рынке влияю на создание индивидуальности (отличительные особенности) и идентичности (узнаваемости среди потребителей) компании, что в свою очередь формируют ее имидж. При этом компания с уже сформированным имиджем должна постоянно сверяться со своей изначальной миссией и соответствию ей разработанного имиджа в целях обеспечения социальной ответственности перед обществом.
Вторым этапом маркетинговых исследований предприятия (после анализа рынка, спроса на услуги, конкурентов и т.д.) является построение концепции маркетинговой стратегии организации, в связи с которой будет строиться ее дальнейшая деятельность [7, с.76].
В современных условиях, для достижения поставленных целей, компании необходимо стремиться удовлетворить потребности клиентов лучше, чем конкуренты. Чтобы это осуществить на практике, необходима концепция маркетинга (рис.3):
Рисунок 3 - Сущность концепции маркетинга
Маркетинговую деятельность следует рассматривать, как минимум с четырех точек зрения [6, с.143]:
• как идеологию современного бизнеса;
• как систему маркетинговых исследований;
• как управление маркетингом;
• как комплекс мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта (ФОСТИС).
Сегодня маркетинговые исследования осознаются всеми как важный компонент делового успеха, как краеугольный камень современного менеджмента компании. Удовлетворение потребностей и удовлетворенность потребителя - фундаментальная идея маркетинга. Если клиенты не удовлетворены - предприниматель теряет бизнес, отдавая его конкурентам. Если производимый компанией финансовый продукт не способен удовлетворить клиента, то компания не может развивать бизнес.
Таким образом, управление маркетинговой деятельностью основывается на следующих принципах [6, с.70]:
1. систематический учет состояния и динамики спроса на финансовые услуги, изучение рынка в целях принятия решений;
2. создание условий для максимального раскрытия финансовых услуг к требованиям рынка (разработка финансового продукта);
3. учет и контроль реализуемой концепции маркетинга, а также рациональное использование имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов (материальных, финансовых и трудовых и т.д.).
4. активное воздействие на рынок и потребителей с целью формирования желаемого уровня спроса, политики продвижения, распределения, политики ценообразования.
Последним этапом маркетинговых коммуникаций является ее контроль. Здесь отделом маркетинга финансовой компании оцениваются объемы продаж финансовых продуктов, получаемая прибыль. Если эти показатели не удовлетворяют плановым, тогда происходит пересмотр маркетинговой стратегии, новое ее построение согласно всем рассмотренным выше этапам. Выбор конкретной стратегии зависит от результатов анализа конкурентоспособности фирмы и оценки эволюционных рыночных процессов. Стратегии развития в фазе спада по М. Портеру [7, с.88]:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агафонов, В.А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры: Монография / В.А. Агафонов. - М.: Инфра-М, 2019. - 350 c.
2. Бараненко, С.П. Стратегический менеджмент. / С.П. Бараненко. - М.: Центрполиграф, 2019. - 480 c.
3. Гуськов, Ю.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.В. Гуськов. - М.: Альфа-М, 2019. - 448 c.
4. Егоршин, А.П. Стратегический менеджмент: Уч. / А.П. Егоршин, И.В. Гуськова. - М.: Инфра-М, 2018. - 240 c.
5. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2017. - 960 c.
6. Родионова, В.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.Н. Родионова. - М.: Риор, 2018. - 256 c.
7. Савченко, А.Б. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.Б. Савченко. - М.: Риор, 2019. - 440 c.