Фрагмент для ознакомления
2
К волонтерству как социальному явлению сегодняшнего дня привлечено пристальное внимание ученых и специалистов различных сфер деятельности. Обратившись к труду В. Соловьева «Оправдание добра», мы находим объяснение сути нравственности, которая, по мнению автора, заключается в мотивации человека, определяемой не столько какими-либо объективными обстоятельствами, сколько всеобщей разумной идеей добра, оказывающей свое действие на сознательную волю как безусловного долга или категорического императива. Из этого утверждения следует способность человека совершать благие дела ради идеи добра, а не корыстной выгоды .
Определение волонтерства читаем у американских психологов XX века М. Олчмана, П. Джордана в труде «Добровольцы-ценный источник», где оно определяется в качестве неоплачиваемой, сознательной добровольной деятельности на благо других .
Общепринято, что волонтерство является отражением активности гражданского общества и уровня демократии в стране. Слово «волонтер» имеет латинские корни. В России использование этого слова относится в эпохе царствования Петра I. Произносили его «волонтур», называя человека, который добровольно поступил на службу в действующую армию. Заимствованное из французского языка, «volontaire» буквально переводится как «добровольный, следующий собственному желанию». Французское слово происходит от латинских «voluntarius» – свободный, добровольный и «voluntas» – «воля».
Дата появления этого вида деятельности не известна, ведь волонтерство представляет собой безвозмездную помощь, существование которой неотделимо от существования человека разумного.
Однако можно утверждать, что отправным моментом к определению волонтерства стало появление в России института сестер милосердия, открытие училищ для детей-сирот, которые существовали за счет пожертвований, бесплатную работу врачей в госпиталях и на фронте в период военных действий, которые вела Российская империя. Нельзя не вспомнить и знаменитое тимуровское движение, деятельность народных дружин.
Волонтерская деятельность включает в себя большое разнообразие видов, которые волонтер может позволить себе выбирать, мы выводим 10 основных направлений, в которых доброволец может проявить себя:
Социальное волонтерство: это помощь одиноким ветеранам, помощь детям, работа с той категорией людей, которую принято называть социально незащищенными. Сейчас очень много благотворительных фондов и волонтерских организаций занимаются именно социальным волонтерством .
Спортивное волонтерство: спортивное волонтерство имеет свои отличия, поскольку здесь важны особые компетенции волонтера – например, знание иностранного языка, поскольку зачастую крупные спортивные события предполагают участие разных стран в соревнованиях. Это знание определенного вида спорта, особенно если это волонтерство на чемпионате, посвященном определенному виду спорта. Это некая толерантность, открытость к миру, желание общаться с разными людьми.
Культурное волонтерство: его отделение в качестве особого направления связано с тем, что во-первых появилось много событий, связанных с искусством, культурой и кинематографом, патриотическими мероприятиями. И во-вторых, сами площадки – музеи, библиотеки, парки – они тоже видят, что волонтеры способны оказать им очень большую помощь, поэтому они открывают свои двери и приглашают волонтеров.
Экологическое волонтерство: здесь можно говорить и о просветительской работе, и об акциях, и о проектах; есть фонды и организации, занимающиеся экологическим волонтерством системно. Почему лучше вкрутить экономящую энергию лампочку, чем обычную? Почему не стоит выбрасывать батарейки и куда их сдавать? И еще много подобных моментов, которые помогают человеку адаптироваться с точки зрения экологического следа, который он оставляет.
Донорство: очень многие хотят стать донорами и становятся ими. Но если рассматривать донорство как волонтерство, не только как сдачу крови напрямую, но и как большой просветительский блок – то конечно волонтеры здесь очень нужны. Когда люди начинают узнавать и понимать предмет, они начинают по-другому к нему относиться. У нас очень часто не хватает доноров именно потому, что люди либо боятся, либо не знают о донорстве;
Событийное волонтерство или event-волонтерство: это волонтеры, которые участвуют в крупных событиях – фестивалях, форумах, каких-то больших городских проектах, к примеру, День Города, День Победы, так же различные мероприятия направленные на развитие патриотического мышления. Это направление, наверное, интересно в первую очередь тем людям, которые хотели бы и дальше развиваться в индустрии организации крупных событий или в каких-то более узких специальностях. И приятным бонусом служит возможность посмотреть изнутри на то событие, которое организовывается .
Корпоративное волонтерство: это направление в первую очередь связано с компаниями, которые готовы включаться в добровольческую деятельность, привлекая своих сотрудников в нерабочее время. Это очень важный блок с точки зрения популяризации добровольческого, волонтерского движения в целом, поддержки благотворительных фондов.
Волонтеры общественной безопасности: здесь важно, чтобы волонтеры, добровольцы понимали, на что они идут, на что они подписываются, и были подготовлены, обучены. Существуют специальные программы, которые готовят волонтеров общественной безопасности. Они практически играют роль «аккредитации», когда волонтер может сказать: «Да, я знаю, как оказывать первую медицинскую помощь. Я знаю, что делать, если наводнение. Я знаю, что делать, если пожар». Но при этом всегда есть возможность поучаствовать не непосредственно на месте трагедии, а какими-то дополнительными действиями: например, сбором гуманитарной помощи, когда волонтеры работают на складе – фасуют, сортируют.
Медиа-волонтерство: есть компетенции, знания и навыки, и человек готов их применить для того, чтобы рассказать о волонтерстве другим людям. Это фотографы, журналисты, люди, популярные в социальных сетях, дизайнеры. Они колоссально помогают – не доброполучателям, не подопечным напрямую, а именно организаторам волонтерской деятельности – волонтерским центрам, благотворительным фондам, добровольческим волонтерским движениями .
Международное волонтерство: данный вид волонтерства подразумевает под себя выезд заграницу со знаниями международного языка, где оплачивают жилье и питание. Либо приемом в своей стране волонтеров-иностранцев, с последующим культурным обменом и выдачей патриотических суждений. Живет волонтер с такими же иностранцами и они вместе выполняют какую-либо деятельность от организатора.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Басов Е.Н., Левченко А.А. Диагностика социально-ориентированной деятельности волонтеров В сборнике: Филологические и социокультурные вопросы науки и образования Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 369-373.
2. Курдинская Л.А. Традиционные подходы к исследованию добровольного труда // Омский научный вестник. -2010.-№6-92.-С.30-31.
3. Логинова Н.В. Добровольчество как социальное явление:опыт презентации концептуального словаря// Политическая лингвистика.- 2012.-№3.- С.152.
4. Олчман М., Джордан П. Ун-т Джона Хопкинса. Добровольцы-ценный источник, 1997. С. 56 –68.
5. Потенциал и пути развития филантропии в России/ под ред. И.В. Мерсияновой, Л.И. Якобсона.- М.: Издат. дом Гос. ун-та. Высш. школы экономики, 2010.- С.15.
6. Силенко Ю. Школа социального волонтерства // Медийное волонтерство. – 2017. – № 9. – С. 32–34
7. Силенко Ю. Школа социального волонтерства // Основные виды волонтерства. – 2016. – № 5. – С. 1–2.
8. Силенко Ю. Школа социального волонтерства в России // Правила событийного волонтерства. – 2016. – № 2. – С. 4–5.
9. Ситников, А. В. Православие, институты власти и гражданского общества в России [Текст] / А. В. Ситников. – СПб. : Алетейя, 2012. – 248 с.
10. Скобелина, Н.А. Социально-философские основания институционализации общественных движений [Текст] / Н.А. Скобелина // Ценности и смыслы. - 2016. -№1 (41). - С. 72-77.
11. Созинова, М.В. Добровольческая активность как показатель социального самочувствия современной молодежи [Текст] / М.В. Созинова // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2014. - Т.3,№7.-С. 100-103.
12. Соколов, А.В. Добровольческий ресурс развития общества [Текст] / А.В. Соколов, А.А. Власова//Власть. -2014. -№11. -С. 110-115.
13. Соловьев В. Оправдание добра. М.: Ин-т рус.цивилизации: Алгоритм, 2012. 656 с.
14. Тарасова, Н.В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен [Текст] / Н.В. Тарасова // Педагогическое образование в России. - 2012. -№4. - С. 46-52.
15. Трохина, А.В. Проблемы регулирования волонтерской занятости в России [Текст] / А.В. Трохина // Налоги и налогообложение. - 2012. - № 10. - С. 860-867.
16. Уткина, Т.А. Формы поддержки волонтеров на муниципальном уровне [Текст] / Т.А. Уткина // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. -2015. -№9. -С. 130-133.
17. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001. – 256 с.
18. Холина, О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества [Текст] / О.И. Холина // Теория и практика общественного развития. -2011. -№8. -С. 71-73.
19. Чашкова О.Ю., Синельникова Н.А., Романова М.Л., Ковтун Р.И., Шлюбуль Е.Ю. Моделирование и диагностика просоциального поведения волонтеров. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2016. № 5. С. 143-158.
20. Шекова, Е.Л. Труд добровольцев в сфере культуры США и России / Е.Л. Шекова // Социологические исследования. - 2002. - №3. - С. 97-99.
21. Яницкий, О.Н. Волонтеры: гражданские и государственные / О.Н. Яницкий // Социологическая наука и социальная практика. 2014. - № 1(5). - С. 71-89.
22. Dzhingra, N. Gratuitous Donation in the world. The Experience of Foreign Countries. http://spbgspk.ru/index.php?id=61&Itemid=45&option=com_content&view=article
23. Goldinberg B., Klimovich O. A donor and a recipient considering the freedom of conscience. Minsk: Pravo i Economica, 2010
24. Zhiburt E.B., Klyueva E., Gubanova M., Karaeva A., Shestakova E. The development of the blood service of the United States. Transfuziologiya. – 2010. – № 1. – P. 14–16