Фрагмент для ознакомления
2
Состояние мировой экономики на современном этапе переживает серьезные по глубине и масштабам преобразования. Для достижения активного и сбалансированного развития стран значительное место отводится инвестиционному потенциалу, так как инвестиции являются одним из главных источников экономического роста. От оптимального его использования зависят производственный потенциал страны, отраслевая и воспроизводственная структура общественного производства. Поэтому формирование инвестиционного потенциала стран БРИКС до сих пор остается актуальным, а его роль на мировой экономической арене растет быстрыми темпами. Создание БРИКС было одним из самых значительных геополитических событий начала XXI века. Союз Бразилии, России, Индии, Китая, Южно-Африканской республики показывает быстрый темп роста экономики среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой. В настоящее время страны БРИКС составляют около 60% прироста мирового ВВП. Страны альянса привлекают инвесторов различными факторами и условиями. К общим условиям, которые повысили привлекательность стран БРИКС, международные инвесторы относят активное экономическое развитие, которое гарантирует возврат вложенных средств, своевременное и полное обслуживание внешнего долга. Следовательно, страны БРИКС продолжают быть привлекательным местом приложения прямых иностранных инвестиций в мире.
Целью данной работы является рассмотрение БРИКС в мировой экономике. Задачи:
- изучить цели и задачи государств в рамках БРИКС;
- описать экономические взаимоотношения стран БРИКС;
- рассмотреть взаимодействие стран внутри БРИКС;
- изучить роль БРИКС в мировой экономике
Объект исследования – функционирование БРИКС. Предмет исследования – роль БРИКС в мировой экономике
Глава 1 Сотрудничество государств в рамках БРИКС: цели, задачи
1.1 Цели и задачи государств в рамках БРИКС
Одним из важнейших направлений развития современного мира и одной из самых влиятельных сил, влияющих на все сферы общественной жизни, является глобализация мироустройства. Под глобализацией понимается увеличение объема мировой торговли и других процессов международного обмена в открытой экономике. В ходе глобализации все большее значение приобретают страны и ассоциации с уникальными ресурсами или методами управления. Одним из таких национальных объединений является группа БРИКС.
Страны БРИКС - это аббревиатура, объединяющая экономики пяти государств (Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки), которые, по прогнозам, к середине XXI века мировые лидеры, наряду с США и Японией, войдут в число влиятельных международных организаций. У этих стран есть большой потенциал для развития: значительные запасы природных ресурсов, площадь, составляющая более четверти площади суши планеты Земля, финансовые ресурсы, которые позволяют им достичь уровней ВВП, превышающих аналогичный показатель Соединенных Штатов. Страны БРИКС являются важными игроками не только в экономической, но и в политической сфере. БРИКС отражает новые методы многосторонней дипломатии, соответствующие состоянию международных отношений, которое постоянно меняется в нынешнюю трансформационную фазу развития мирового порядка.
Группа БРИКС на современном этапе является достаточно устоявшимся многосторонним объединением, со своей структурой сотрудничества (многочисленными форматами обменов и переговоров на разных уровнях) и собственным международным банком. Однако в подходах и целях стран-участниц – России, Бразилии, Индии, КНР и ЮАР – присутствуют расхождения, а в мировом научном сообществе продолжаются споры относительно статуса и направленности объединения. Российские исследователи чаще всего высоко оценивают сотрудничество в рамках БРИКС и потенциал группы , рассматривают ее как альтернативный полюс мировой политической архитектуры, прототип трансрегиональной структуры с высоким потенциалом участия в процессах глобального управления , институт для консолидированного выражения интересов его стран-участниц на мировой арене , объединяющий страны со схожими представлениями о мировом порядке и о месте «Глобального Юга» в нем и позволяющий «наиболее динамичным экономикам мира рассматривать гораздо более широкий круг вопросов, чем, например, в Совете Безопасности ООН» .
При этом признается факт стремления Китая к гегемонии в БРИКС и использования им этого объединения для распространения своего влияния в мире, а также то, что Россия, поддерживающая продолжительные и тесные отношения со всеми без исключения участниками объединения», является «источником основных политических инициатив, получающих поддержку среди стран, объединяемых акронимом БРИКС», но не владеет в настоящее время лидерством в группе, поскольку наиболее быстрые темпы экономического роста демонстрируют Китай и Индия . Также признается, что группа не торгово-экономическое объединение по примеру МЕРКОСУР, не военный блок по типу НАТО и не межгосударственное образование наподобие ЕС, а страны, входящие в нее, « принадлежат к разным цивилизациям, и для оценки их сосуществования в рамках альянса необходимо учитывать их динамику в современную эпоху» .
Современную трактовку идеи мирного сосуществования, характерную для стран БРИКС, можно свести к следующим положениям:
1) страны с различными экономическими и социально-политическими системами могут мирно сосуществовать;
2) доминирование одной или нескольких стран в мировой политике неприемлемо;
3) предпочтение должно отдаваться инструментам «мягкой силы», а военная сила должна быть лишь крайним средством;
4) готовность к сотрудничеству с международными политическими и экономическими структурами, созданными Западом, даже несмотря на сохраняющиеся противоречия с ними.
Концепция мирного сосуществования пока не вошла в постоянный политический лексикон стран БРИКС (за исключением КНР). Отчасти это объясняется своего рода «аллергией» на марксистско-ленинскую терминологию. Но в той или иной форме эта концепция присутствует в их внешнеполитическом арсенале .
Однако, как отмечает ряд исследователей, и концепция «мирного сосуществования» не может охватить всю сложность и разнообразие такого феномена, как БРИКС и его международная деятельность. Она лишь отчасти проливает свет на мотивацию и отдельные особенности поведения «пятерки» на международной арене. Но она не может дать полноценное объяснение относительно того, почему эти страны объединились в группу, и какие долгосрочные стратегические цели они преследуют. Не может она объяснить и то, где находятся границы политики «мирного сосуществования», за пределами которых страны БРИКС начинают прибегать к силе, и какие факторы побуждают их идти на такие подчас рискованные шаги.
Уникальность БРИКС состоит в том, что это – не обычный международный регион, представляющий совокупность государств, находящихся поблизости друг от друга и формирующих некую историческую, экономическую, политическую и социокультурную общность (или, по крайней мере, стремящихся к созданию такой общности). В соответствии с теорией «нового регионализма», БРИКС относится к числу так называемых «глобальных регионов», которые формируются не столько на основе территориально-географической близости, сколько на функциональных, сетевых, идентичностных, многоакторных и многофакторных принципах. Подобные регионы имеют «сквозную природу»: они легко «пронизывают» различные уровни – локальный, собственно региональный и глобальный – и создают «ткань» мировой политики совершенно иного типа. К числу таких «глобальных регионов», кроме БРИКС, относят, например, Евросоюз, АСЕАН, МЕРКОСУР, Евразийский экономический союз, Арктика и пр.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Колдунова Е.В. Роль стран БРИКС в глобальном управлении // Сравнительная политика. 2014. Т. 5, No 1 (14). С. 60–64
2) Кондратов Д., Страны БРИКС в условиях глобальной нестабильности: новые вызовы и перспективы развития // Экономист. — 2021. — № 3. — С. 60-93.
3) Красавина Л.Н., Страны БРИКС: сотрудничество и партнерство в условиях многополярного мира [Электронный ресурс] : Монография. — Таллин : EurAsian Scientific Editions Ltd, 2019.
4) Лексютина Я.В. Лидерство в БРИКС: прогнозы и реалии // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61, No 5. С. 25–33.
5) Лузянин С.Г. и др. Российско-китайский диалог: модель 2016. М.: НП РСМД. 2016.
6) Лексютина Я.В. Лидерство в БРИКС: прогнозы и реалии // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61, No 5. С. 25–33.
7) Макаревич Д.А. Страны БРИКС в мировой экономике. Перспективы развития/ Управление экономическими системами, 2020.
8) Малых Е. Б., Стратегические приоритеты России в мировой валютной системе с позиции обеспечения внешнеэкономической безопасности // Экономика и управление : рос. науч. журн.. — 2020. — Т. 26, № 3. — С. 297-305
9) Международные финансы: Учебник / С.В. Котелкин. Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2020.
10) Международные экономические отношения. Интеграция: учеб. пособие / Ю. А. Щербанин, К. Л. Рожков, В. Е. Рыбалкин; ред. Н. Д. Эриашвили. - М.: Банки и биржи, 2020.
11) На пороге второго десятилетия БРИКС / отв. ред. В.Г. Хорос. М.: ИМЭМО РАН, 2017.
12) Садовничий В. А., Акаев А. А., Коротаев А. В., Малков С. Ю. Комплексное моделирование и прогнозирование развития стран БРИКС в контексте мировой динамики. М. : Наука, 2020.
13) Страны БРИКС подтвердили приверженность социальному обеспечению // Пенсия. — 2020. — № 1. — С. 43-50
14) Толорая Г.Д., Чуков Р.С. Рассчитывать ли на БРИКС? // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11, No 2. С. 97–112
15) Торопчин Г.В. От Гоа до Сямэня. О некоторых аспектах политического сотрудничества в рамках БРИКС //Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. Т. 12. No 1. С. 174–188
16) Троянский М., Многополярность формируется в реальном мире // Международная жизнь. — 2020. — № 8. — С. 4-6