Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время расширение и качественное изменение характера международных связей нашего государства, интернационализация всех сфер общественной жизни приводят к тому, что иностранный язык реально становится необходимым в практической и интеллектуальной деятельности человека. Именно поэтому подготовка выпусников, хорошо владеющих иностранным языком, является социальным заказом общества. Это ставит нас перед необходимостью разработки рациональной модели организации процесса обучения учащихся в школе.
Повышенное внимание к овладению иностранными языками вызвала изменения и в характере обучения языкам. Произошел переход от предварительной ориентации на усвоение грамматических структур к коммуникативной, которая направлена на овладение навыками живой речи. Коммуникативно - ситуативный метод, который очень широко используется при обучении, характеризуется дифференцированностью, что проявляется в том, что каждый метод служит средством достижения определенной цели. Такой целью может быть любой вид речевой деятельности, точнее, умение осуществлять этот вид деятельности, например, говорения.
Развитие диалогической речи на изучаемом иностранном языке является одной из наиболее острых проблем современной педагогической науки. Это подтверждается рядом исследований, статей, пособий, которые появились в последнее время. И, тем не менее, эта проблема требует дальнейшего методологического решения, поскольку современные требования к диалогической речи – научить школьников говорить на изучаемом иностранном языке – не всегда и не в полной мере выполняются.
Эта ситуация требует поиска более рациональной методики преподавания диалогической речи, в которой желаемые практические результаты достигались бы по кратчайшему пути, с минимальными затратами времени и усилий, а сам процесс обучения был бы реальным, интересным и увлекательным для учащихся.
Этому может способствовать использование проблемных ситуаций, где ученикам необходимо самостоятельно решать имеющуюся проблему, основываясь на имеющихся знаниях, а также в процессе поиска новой информации.
Цель данной работы – изучение использования проблемных ситуаций в процессе развития умений диалогической речи на среднем этапе обучения.
Объект исследования – проблемная ситуация.
Предмет исследования – использование проблемных ситуаций в процессе развития умений диалогической речи на среднем этапе обучения.
Задачи исследования:
1. Изучить цель, содержание и условия обучения диалогической речи на среднем этап;
2. Определить роль проблемных ситуаций в процессе обучения;
3. Провести анализ УМК на использование проблемных ситуаций при обучении диалогической речи;
4. Дать методические рекомендации по использованию проблемной ситуации в процессе обучения диалогической речи.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, синтез, обобщение, реферирование информации, анализ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Проблемные ситуации в процессе обучения
1.1 Цель, содержание и условия обучения диалогической речи на среднем этапе
Речь человека – это исторически сложившийся процесс общения и взаимодействия между людьми, которая происходит с помощью языка.
Речь — это деятельность и взаимодействие между людьми, в процессе которого люди используют язык для общения. Благодаря речи (внутренней и внешней) происходит процесс мышления человека.
Есть несколько отличительных особенностей речи:
- во-первых, восприятие на слух посылаемых сигналов и видимость речевых сигналов;
- во-вторых, процесс речи, то есть произношение звуков языка, с применением таких органов, как язык, губы и так далее.
Речевая деятельность – это активный, целенаправленный опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией общения процесс передачи или приёма сообщения. Деятельность – это система умений творческого характера, которая направлена на решение различных коммуникативных задач.
Раcсмотрим вид устной речи, а именно диалогическую речь:
- диалогическая речь представляет из себя процесс общения, который имеет «поддержку», то есть собеседника. Этот вид речи менее сложный, она включается в себя интонации, жесты, паузы и тому подобное. Такая речь может быть связанной с какой-либо ситуацией, то есть являться ситуативной, а может являться контекстуальной, когда общение происходит во взаимосвязи последующего от предыдущего. Обе эти формы общения являются непосредственным процессом общения людей, где построение речи зависит от реакции других людей.
кже умение интересно и последовательно доносить информацию.
Первичной и самой естественной формой языкового общения является диалогическая речь [21, с. 146]. Диалогическая речь – это процесс разговорного взаимодействия двух или более участников общения, где каждый по очереди выступает как слушатель и как вещатель, а объем реплик не достигает объема монологического высказывания. Под термином «диалог» понимается как сам процесс диалогизирования, так и его результат – текст [32, с. 6].
Каждый участник диалога поочередно выступает в роли слушателя и в роле говорящего, поэтому диалогическую речь принято считать коммуникативным актом, а основным формально-организующим признаком диалога является чередование реплик, то есть реплицирование. Т.Г. Винокур считает, что важное место в диалоге занимает инициативная, то есть первая реплика. В ней может быть заложена главная тема диалога, а также она выступает в роли изначального речевого стимула [32, с. 7].
Диалогическое общение возникает по инициативе одного из участников. Создаются определенные условия, где говорящему необходимо обратиться к партнеру для решения определенной проблемы. В естественном диалогическом общении стимулирующие и реагирующие реплики произносятся каждым партнером поочередно. Выделяют следующие типы стимулирующих высказываний:
- реплики социального общения (приветствия, выражения благодарности, извинения и другие);
- реплики-вопросы (запрос информации);
- реплики-сообщения (выражение мыслей, чувств, подача какой-то информации);
- реплики-побуждения (стимулирование собеседника: просьба, приказ)
- высказывания, не несущие важную информацию, поддерживающие разговор, заполняющие паузы [32, с. 10].
Перед тем как говорить об эффективном обучении и развитии диалогической речи необходимо рассмотреть психологические и лингвистические особенности диалогической речи.
В социолингвистике выделяют следующие компоненты коммуникативной ситуации:
1) адресант (говорящий);
2) адресат (слушающий);
3) отношения между адресантом и адресатом;
4) форма общения (официальная, нейтральная, дружеская);
5) цель;
6) средство общения (вербальные, невербальные) [31, с. 84-103]. Учитель создает учебные коммуникативные ситуации на уроках при помощи различных средств. Их задача повысить мотивацию к обучению, вызывать интерес к участию в общении и желание качественнее выполнить задание.
4. Спонтанность. Диалогическая речь носит спонтанный характер. Это обуславливается использованием разного рода клише и разговорных формул, отсутствием жестких рамок оформления фраз. Это значит, что во время диалога говорящий может делать паузы, повторяться, перестраивать фразы, перебивать партнера [9, с. 172].
5. Реактивность Данная черта диалогической речи вызывает ряд трудностей для учащихся, так как реакция партнера непредсказуема. Каждый из партнеров зависит друг от друга. В отличие от монолога автор не может сам выбрать логику и последовательность диалога. Диалогическая речь требует владение особых реплик реагирования, готовности к неожиданным ситуациям. [9, с. 172].
Участникам диалога приходится решать целый ряд задач психологического характера, например:
- мгновенно оценить и погрузиться в коммуникативную ситуацию
- помнить то, о чем говорил в ходе диалога, и о чем говорил партнер;
- слушать собственную речь и мгновенно вносить соответствующие поправки и корректировки;
- при необходимости менять направление диалога
- грамотно излагать свои мысли;
- пользоваться второстепенными источниками информации (жесты, мимику, позы партнера) [32, с. 13].
Рассмотрим лингвистические особенности диалогической речи. Продуктом диалога является связный текст, которому свойственны основные характеристики сверхфразового единства. К ним можно отнести:
· содержание диалога;
· лексическое и грамматическое оформление речи;
· функционально-стилевой регистр (разговорный, официально-деловой и тому подобное);
· взаимодействие участников диалога
· степень подготовленности собеседников к речевому акту (наличие заготовок мыслей и фактов, степень владения темой) [32, с. 14].
Минимальной единицей диалога является диалогическое единство, то есть особый вид связи соседних реплик в диалоге, принадлежащих разным собеседникам и образующих органическое целое в содержательном и структурном отношении [32, с. 33-41].
Диалогические единства могут быть константными и мобильными (т.е. переходящими одно в другое). Все основные виды диалогических единств представлены в таблице 1.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреевская – Левенстерн Л.С. «Методика преподавания французского языка в средней школе». М.: Просвещение, 1983. С. 122-123, 222 с.
2. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы, - М.: Просвещение, 1988. С. 176-256.
3. Бород, И.Ф., Каулина, Н.В. Основные трудности понимания иноязычной речи на слух // Основные трудности понимания иноязычной речи на слух [Электронный ресурс] – режим доступа: https://articlekz.com/article/13480
4. Володин, Н.В. Афферентный учебный диалог [Текст] / Н.В. Володин // Иностранные языки в школе. - 1971. - №4. - С. 41-47.
5. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя [Текст] / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2008. - 141 с –44 с.
6. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.О. «Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика.», М.: Академия, 2006, С. 203-336.
7. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Н.И. Гез. - М.: Высшая школа, 2002. - 252 с.
8. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 476 с.
9. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 392 стр.
10. Оконь В. Основы проблемного обучения /пер. с польск. М.: Просвещение, 2016. – 67-68 с.
11. Основы методики преподавания иностранных языков / под ред. В.А. Бухбиндера, В. Штраусса, Киев, Вища школа,1986, С. 245-246.
12. Пассов Е.И., Стояновский А.М. Ситуация речевого общения как методическая категория. // Иностранные языки.- 1989, №2.- С. 18-22
13. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: учебное пособие. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2012. – 127 с.
14. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе.- М.: Еврошкола, 2001
15. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке.- М.: Просвещение, 1983.
16. Соловова Е.А. Методика обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2005
17. Соловьёва, А.К. О некоторых общих вопросах диалога [Текст] / А.К. Соловьёва // Вопросы языкознания. - 2005. - №6. - С. 104-110.
18. Старков, А.П. «Обучение английскому языку в средней школе», М., «Просвещение», 1987. 96 с.
19. Тregubova, T.M. (2013). Comparative study in the field of voca-tional education: major trends and challenges of adaptation. Kazan-skij pedagogicheskij zhurnal, 3, 33-39
20. Berkinbayeva, G.O., Isaeva, Zh. I. Alimbayev , A.A. Techniques aimed at the development of dialogical speech // BULLETIN Abay Kazakh National Pedagogical University. – 2017.
21. Berkinbayeva, G.O., Isaeva, Zh. I., Alimbayev A.A. Techniques aimed at the development of dialogical speech // BULLETIN Abay Kazakh National Pedagogical University. – 2017. Almaty
22. Dialogue Activities for ESL Classes [Электронный ресурс] – режим доступа: http://esl.about.com/od/businessenglishdialogues/a/b_dialogues.htm
23. Reninger, A.G., &Soter, A.O. (2010). Developing a professional development tool for assessing quality talk about text. Yearbook of the National Reading Conference