Фрагмент для ознакомления
2
Демографическое прошлое Китая характеризуется периодическими подъёмами и спадами. В каждую императорскую эпоху максимумы численности народонаселения и рождаемости сменялись на глубокие спады по причинам, связанным с войнами, голодом, другими бедствиями. Историческая статистика связывает изменения численности населения Поднебесной с экономическими условиями, существовавшими в стране. Если для эпохи Воюющих царств был характерен расцвет торговли и ремёсел, то этот процесс сопровождался и расцветом крупных городов, а значит, увеличением рождаемости.
Во времена Циньской династии, когда на всей территории страны появились общие деньги, стала возможна торговля между городами, и сами города при этом увеличились в численности.
Имеются данные о том, что численность столичного города Западной Хань составляла двести пятьдесят тысяч человек, а численность столицы Восточной Хань составляла примерно полмиллиона человек .
Численность китайского населения в эпоху империи Хань, согласно проведённой в начале нашей эры переписи, составляло почти пятьдесят восемь миллионов человек, а количество хозяйств насчитывало более двенадцати миллионов .
Известно, что с 1250 по 1900 год численность населения Китая выросло в четыре раза, и это при том, что примерный доход на одного человека был оставался на одном и том же уровне. Безусловно, такой рост численности был возможен при мирной жизни, хорошем состоянии ирригации и хороших урожаях.
Документальные цифры переписей населения, которые проводились во времена династии Мин многими синологами признаются несоответствующими действительности и содержащими ложные данные. Есть предположения, что цифры, касающиеся количества домохозяйств и численности самих семей значительно занижены. Видимо, на это были причины, связанные с величинами налогов, которые надо было платить в государственную казну. Особенно искажены данные, относящиеся к количеству детей, в том числе девочек и женщин. Например, по данным за 1502 года в одной из префектур разрыв между данными мужского и женского населения составлял около 30%.
При этом такой значительный дисбаланс между полами синологи объясняют таким явлением, широко распространённым в Китае, как убийство женщинами своих детей. В средние века это явление было настолько распространённым, что практиковалось почти в каждой семье, и об этом есть свидетельства и исследования. Однако, даже такой варварский способ регулирования рождаемости не может объяснить заведомо ложных цифр о соотношении полов ко времени переписи населения 1586 года, когда в некоторых префектурах соотношение мужского населения к женскому составило 2:1. Безусловно, такой рост численности был возможен при мирной жизни, хорошем состоянии ирригации и хороших урожаях
Необходимо здесь заметить, что ложные данные переписей, при том, что документы переписей сохранены и доступны для изучения, сопровождают эти документы на протяжении всей истории Китая вплоть до ХХ века, чем ставят в тупик исследователей. И это при известных исторических фактах, что все китайские императоры принимали меры против искажения цифр и ложных данных.
И хотя разные авторы дают разные и сильно отличающиеся данные, все они неизменно сходятся во мнении о том, что численность населения Китая неуклонно увеличивалась. Общепринятые цифры количества населения для 1850 года составляют порядка четырёхсот пятидесяти миллионов. Предпосылки такого стабильного роста известны – выращивание сельскохозяйственной продукции, в том числе разнообразной, и улучшение питания, распространение прививок от опасных инфекций, снижение детской смертности на фоне использования квалифицированного труда акушерок, а также усилия китайских правителей по постепенному изживанию практики детоубийства. Безусловно, такой рост численности был возможен при мирной жизни, хорошем состоянии ирригации и хороших урожаях
Наряду с ростом народонаселения, через всю историю Китая проходит тема многочисленных голодных годов, жертвами которых становились десятки миллионов людей. Причины таких масштабных трагедий были разными, от природных до политических и часто масштабы таких событий носили характер демографической катастрофы .
Пожалуй, наиболее известное и вызывающее противоречивые суждения во всём мире явление в китайской демографии связано с политикой одного ребёнка, которая действовала в стране в течение тридцати пяти лет и была отменена в 2015 году. Осуществлялась такая государственная политика не только через материальное стимулирование и бесплатные контрацептивы, но и посредством принудительных прерываний беременности, причём до сих пор срок беременности не имеет значения, и стерилизацию.
При этом официально политика одного ребёнка считалась добровольной и была относительно гибкой, то есть в отдельных случаях семьям разрешалось иметь двоих детей. Политику одного ребёнка сменила политика двоих детей в 2016 году, а затем, уже через два года, было разрешено семьям иметь и троих детей.
Что касается отношения к рождаемости самих китайских женщин, то по данным сайта ScienceDaily женщины хотят иметь второго ребёнка, если пол первого не такой, как им хотелось бы. Однако, при решении вопроса о количестве детей, часто последнее слово остаётся за мужчиной и зависит от материального состояния семьи.
Как видим, общее положение женщин в истории Китая представляется тяжёлым и причины этого кроются в главной государственной идеологии – конфуцианстве, которое оказало глобальное влияние на китайскую ментальность.
В общем, сам собой напрашивается вывод о том, что в Китае контроль за численностью населения – это жёсткая государственная политика, генеральной линией которой является именно контроль за рождаемостью.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Dikötter, Frank. Великий голод Мао: история самой разрушительной катастрофы Китая, 1958-62 (2011).
2. Zamora López, Francisco, and Cristina Rodríguez Veiga. "От одного ребенка до двух: демографическая политика в Китае и ее влияние на население". Revista Española de Investigaciones Sociológicas 172 (2020): 141-160.
3. Альперманн, Бьерн и Шаохуа Чжань. "Планирование народонаселения после политики одного ребенка: смена режимов политического управления в Китае". Журнал современного Китая 28.117 (2019): 348-366 онлайн.
4. Банистер, Джудит. "Краткая история населения Китая", в Poston and Yaukey, eds. Население современного Китая (1992), стр. 51-57.
5. Банистер, Джудит. "Анализ последних данных о населении Китая". Population and Development review (1984) 10#2: 241-271.
6. Васильев, Л. С. Культы, религии, традиции в Китае / Л. С. Васильев. – Москва: Наука, 1970.
7. Женщина в современном китайском обществе. Соглаева Е.В., Ткаченко С.А., Полякова Т.Д., «Власть книги: библиотека, издательство, вуз», 2020, Вып. Студенческий исследовательский меридиан. https://www.dvfu.ru/library/almanac-power-books-/
8. Кейфиц, Натан. "Население Китая". Scientific American 250.2 (1984): 38-47.
9. Кравцова, М. Е. История культуры Китая / М. Е. Кравцова. – Санкт-Петербург; Москва: Краснодар: Лань, 2003.
10. Ли, Бернис Дж. “Женское детоубийство в Китае”. Исторические размышления / Réflexions Historiques 8#3 (1981).
11. Лю, Пол К. К. и Куо-шу Хван. “Демографические изменения и экономическое развитие в материковом Китае с 1400 года”. в современной китайской экономической истории под редакцией Чимин Хоу и Цзун-хянь Ю (Тайбэй: Academia Sinica, 1979).
12. Малявин, В. В. Китайская цивилизация / В. В. Малявин. – Москва: Астрель, 2000.
13. Сычев, Л.П. Китайский костюм. Символика. История. Трактовка в литературе и искусстве /Л.П. Сычев, В.Л. Сычев. – Москва : Наука; Главная редакция Восточной литературы, 1975.
14. Строки любви и печали: стихи китайских поэтесс в переводе М. Басманова. – Москва: Наука, 1986.
15. Чжан, Цзюньсэнь. “Эволюция политики Китая в отношении одного ребенка и ее влияние на семейные результаты”. Journal of Economic Perspectives 31#1 (2017).
16. Энн Бенке Кинни. Китайские взгляды на детство. Стр. 200-01.