Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Монополия – это экономическое состояние, при котором отсутствует конкуренция между предпринимателями (производителями, продавцами товаров и услуг) за потребителей и уровень рыночных цен.
Есть чистая монополия. Это означает, что на рынке есть только один поставщик или производитель. Это явление очень характерно для административной экономической системы. В ней государство выступает как монополист.
Проблема монополий существует уже много лет и будет оставаться актуальной еще долгое время. Потому что пока вместо монополий будут крупные компании, эту проблему не решить. Актуальность данного вопроса заключается в том, что в силу несовершенства российской теории и методологии экономических монополий зарубежный опыт изучен не в полной мере.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИИ
1.1 Понятие и сущность монополии
Современная экономическая наука – достаточно интересная и широкая область, объединяющая в себе множество понятий и терминов, законов и факторов. Одним из таких понятий является монополия.
Термин «монополия» имеет множество интерпретаций. Если рассматривать этимологию слова «монополия», то оно состоит из двух греческих слов: «моно» — один и «полео» — продаю, что собственно и означает — продавец .
Проще говоря, монополия – это исключительное право владеть чем-либо или производить что-либо. Как правило, под монополией понимается крупная корпорация, организация или структура, являющаяся единственным поставщиком продукции, товаров или услуг. Монополия характеризуется жестким контролем и завышенными ценами. Стоит отметить, что помимо понятия «монополия» существует еще понятие «абсолютная монополия». .
Так в чем же разница между понятиями монополия и абсолютная монополия? В случае монополии на рынок может выйти другой игрок, предлагающий аналогичный товар и оказывающий такую же услугу. Абсолютная монополия исключает такую ситуацию, поскольку предполагает, что фирма полностью владеет ресурсами для производства товара или услуги.
Чтобы подробнее разобраться в этих различиях, рассмотрим пример традиционной российской монополии. Так что Почту России можно назвать монополистом. Это крупная организация, оказывающая комплекс услуг по перевозке грузов в пределах Российской Федерации. Например, мелкий и незначительный конкурент, который организует доставку в пределах той же территории. Однако серьезной конкуренции это явно не вызовет .
«Газпром» — абсолютная монополия. Компания не просто обладает эксклюзивным правом на продажу природного газа. «Газпром» полностью владеет добычей газа, то есть практически весь российский газ принадлежит этой организации. Абсолютно вне конкуренции.
1.2 Классификация монополий
Различают три основных вида монополии:
закрытая монополия;
естественная монополия;
открытая монополия.
Закрытая монополия предполагает, что монопольные права компании охраняются законом, т.е. охраняются законом, например, патентами или авторскими правами. Примером закрытой монополии является операционная система IOS, используемая на смартфонах Apple, права и патенты на которую принадлежат одноименной компании .
Естественная монополия Естественная монополия возникает, когда компания удовлетворяет спрос на определенный товар или услугу. Товары или услуги, произведенные в рамках естественной монополии, не могут быть заменены другими. Примерами естественных монополий являются услуги по передаче электрической и тепловой энергии, телефонной связи и железнодорожного транспорта.
Открытая монополия, при которой существует компания, являющаяся единственным производителем или продавцом товара, но не защищенная законом от конкуренции. Как правило, это компании, выходящие на рынок с новой продукцией, или компании, принципиально отличающиеся по качеству от своих конкурентов, например .
Кубики Lego — хороший пример открытой монополии. По качеству у LEGO нет ничего подобного. Однако есть много других компаний, производящих аналогичные строительные блоки. Но благодаря высоким стандартам, качеству и акциям, когда мы говорим о наборах для детей, мы сразу же думаем о LEGO.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОНОПОЛИЙ В РОССИЙСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Состояние монополий в США
Монополия пришла в Америку с колониальным правительством. Чтобы сделать Новый Свет гостеприимным для иммигрантов из Старого Света, требуются массовые общественные работы крупных корпораций.
Компании получили эксклюзивные контракты на работы от колониальных администраторов. Даже после американской революции многие из этих колониальных остатков все еще функционировали благодаря контрактам и землям, которыми они владели. .
Монополия характеризуется отсутствием конкуренции, что может означать более высокие цены и более низкую продукцию. Однако огромная экономическая мощь монополий также оказала положительное влияние на Соединенные Штаты.
Монополии контролируют большую часть рынка в своей отрасли или секторе практически без конкуренции, что может быть как лучше, так и хуже в зависимости от ситуации.
Между последними крупными монополиями США было столетие, а одна просуществовала более века.
Антимонопольный закон Шермана запрещает объединения трастов и монополий, которые налагают «необоснованные» ограничения на рынок межгосударственной и международной торговли.
Глобализация и взросление мировой экономики вызвали призывы отменить антимонопольное законодательство.
Сегодняшняя монополия сосредоточена на таких интернет-компаниях, как Amazon, Meta, Alphabet и т. д.
Американские корпорации ведут войну против здорового конкурентного капитализма и пока побеждают в ней. Это описано Джонатаном Теппером, автором книги «Миф о капитализме: смерть монополии и конкуренции». .
Соединенные Штаты больше не та страна, о которой многие думают. Ослабился импульс к развитию, уменьшилось количество прорывных инновационных компаний.
Времена, когда стартапы рождались в гаражах Силиконовой долины, а затем вырастали в такие компании, как Hewlett-Packard и Google, уходят в прошлое.
Недавние исследования показывают, что уровень стартапов в США резко упал, и в целом этот спад продолжается уже 40 лет. Кроме того, за последние несколько лет было закрыто больше компаний, чем создано. Проблема в том, что стартапы терпят неудачу первыми. .
Рождение и смерть компаний — важная часть экономического процесса. Смерть неэффективной компании лечит экономику, но смерть «старика» все же нормальна, а не смерть «ребенка».
Особенно тревожно, что это происходит во всех отраслях экономики, а не только в некоторых технологически стабильных, где мало возможностей для прорывных разработок.
Если малым компаниям не дают расти, то это хорошо для крупных компаний, которые со временем занимают почти монопольное положение.
2.2 Примеры монополий в США
Между последними крупными монополиями США было столетие, а одна просуществовала более века. Другие прожили короткую жизнь или продолжали работать сегодня.
AT&T, поддерживаемая государством монополия, является коммунальным предприятием и должна считаться обязательной монополией. Как и Standard Oil, монополия AT&T делает отрасль более эффективной и позволяет не устанавливать цены, а делать это. .
В 1980-х годах тогдашний президент Рональд Рейган распустил AT&T, породив «Little Bells». С тех пор многие колокольчики объединились и расширились, чтобы лучше обслуживать более широкую территорию.
Распад AT&T, вероятно, приведет к резкому падению качества обслуживания для многих клиентов, а в некоторых случаях и к повышению цен, но расчетный период прошел, и колокола поднимаются, чтобы найти естественный баланс на рынке, не срабатывая снова. Это молот Шермана.
Корпорация Microsoft С другой стороны, Microsoft (MSFT) так и не была фактически распущена, хотя и проиграла дело. 8 Дело против нее сосредоточено на том, злоупотребляла ли Microsoft своим положением в основном некоммерческой монополии. Microsoft находится в состоянии конкуренции со стороны многих компаний, включая Google, из-за продолжающейся враждебности своей операционной системы к конкурирующему программному обеспечению .
2.3 Состояние монополий в РФ
В российской экономике очень велика роль естественных монополий. Их статус определяет положение страны на мировом энергетическом рынке и уровень конкурентоспособности ее продукции. Следовательно, можно говорить о наличии определяющих признаков этой монопольной операции.
К естественно-монопольным отраслям в большинстве стран относится деятельность, связанная с производством «общественных благ» (связь, электроэнергия, нефть и газ, железные дороги, вода и т. д.).
Единственный производитель с высоким эффектом масштаба устанавливает объем капитала, необходимый для входа в отрасль. Деятельность естественных монополий регулируется федеральным законом.
Таким образом, эти направления деятельности включают :
транспортировку нефти и газа;
передача тепловой и электрической энергии;
рельсовый транспорт;
транспортные терминалы, порты, аэропорты;
почтовая служба;
использование инфраструктуры водных путей внутри страны.
Крупнейшие российские компании, характеризующиеся естественно-монопольной деятельностью: ФСК ЕЭС, Газпром, РЖД, Транснефть.
В российской экономике существуют монополии, для которых характерны:
Большая часть бизнеса зависит от услуг, востребованных огромным количеством потребителей;
- Значительные гранты.
За счет развития монопольного предпринимательства повышается социальное благосостояние региона, развивается промышленность.
Положительные стороны естественно-монопольной деятельности в экономике России :
Воплощать эффект масштаба и снижать производственные и производственные затраты на производственную единицу.
Мобилизация значительных финансовых ресурсов для поддержания уровня производства на требуемом уровне.
Максимально использовать технологические инновации.
Придерживаться единых стандартов на предоставляемую продукцию и услуги.
Альтернативы рыночным механизмам: рыночные экономические организации, внутренние иерархии и системы договорных отношений помогают снизить потери от риска и неопределенности.
Негативные последствия естественно-монопольной деятельности в экономике России :
Соблазн зафиксировать уровень продажной цены и переложить большую часть стоимости на конечного потребителя, который не может давить на производителя;
Возможность торможения технического прогресса;
Возможность «экономии» за счет снижения качества предоставляемых товаров и услуг;
Монополия становится возможностью административной диктатуры заменить экономический механизм.
2.4 Примеры монополий в РФ
Нередко на рынке возникает ситуация, когда одна или несколько компаний удовлетворяют спрос на определенный товар. В этом случае возникает естественная монополия. Причина этого кроется в деталях и технических процессах обслуживания клиентов. В каждой стране на нашей планете есть естественная монополия.
Например: телефонная связь, электроснабжение, транспорт и т.д. Естественные монополии действуют также в следующих сферах: транспортировка нефтепродуктов, природного газа и нефти по магистральным трубопроводам, оказание универсальных услуг почтовой и электронной связи населению.
Возьмем в качестве примера энергию. Здесь тоже есть естественная монополия.
Пример России – 700 действующих ТЭС, ГРЭС и ГЭС, которые объединены в Российское открытое акционерное общество РАО ЕЭС. Компания была основана в 1992 году, когда 50 новейших электростанций были выведены из территориального управления АО-энерго. Сегодня РАО "ЕЭС России" владеет всей электросетью страны .
Не обошли стороной и газовую отрасль естественные монополии. Пример России – 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных компаний, объединенных в РАО «Газпром». На компанию приходится четверть всех доходов государственного бюджета. ОАО "Газпром" отправляет 56% своих грузов в Восточную Европу и 21% в Западную Европу. Он также владеет активами за рубежом, представляющими собой доли в компаниях, владеющих газораспределительными и газотранспортными системами. .
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОНОПОЛИЗАЦИИ В ЭКОНОМИКИ РФ И США
3.1 Проблемы эффективности монополизации в США
В отчете Совета экономических консультантов при президенте США анализируется влияние конкуренции на экономику США и ее посредников, а также излагаются принципы национальной антимонопольной политики. Объясняя деловые и социальные преимущества конкуренции, авторы утверждают, что конкуренция между фирмами-представителями помогает снизить цены и улучшить качество продукции, что приводит к увеличению разнообразия и стимулированию инноваций, что, в свою очередь, означает повышение производительности и качества продукции. жизнь. Кроме того, конкуренция между фирмами на рынке труда может привести к повышению заработной платы, поскольку фирмы стремятся привлечь и удержать квалифицированную рабочую силу. Независимо от бизнес-модели или формы производственной кооперации, конкуренция в цепочках поставок открывает предпринимателям возможности для расширения своего бизнеса. .
Отсутствие или ослабление конкуренции ухудшает положение потребителей, поскольку рыночные силы позволяют фирмам повышать цены, снижать качество продукции и препятствовать выходу на рынок других предпринимателей. Монополия может избежать погони за экономической эффективностью, поскольку, как писал Дж. Хикс, «лучшая прибыль монополии — это спокойная жизнь». Рыночные силы, основанные на законе, могут способствовать НИОКР, разработке новых продуктов, повышению производительности и доступу к новым рынкам, т. е. долгосрочному экономическому росту.
Доля компании на рынке может увеличиться за счет эффекта масштаба или повышения эффективности. Кроме того, некоторые технологически продвинутые отрасли обладают сетевыми эффектами, положительным влиянием увеличения количества потребителей, доминированием одной компании как основного поставщика товара или услуги.
В то же время присутствие на рынке множества компаний не гарантирует конкуренции. В некоторых случаях компании могут сотрудничать, чтобы злоупотреблять переговорной силой, например, повышая цены или сокращая производство для удержания заработной платы на низком уровне. В США картельные соглашения преследуются в судебном порядке, и их выявление и преследование является важной обязанностью антимонопольных органов. .
Несмотря на преимущества конкуренции, конкуренция снижается, по крайней мере, в некоторых секторах экономики. Это вопрос, который требует внимания регулирующих органов и политиков. Здесь наблюдаются три тенденции: увеличение концентрации производства, увеличение рентного дохода для небольшого числа фирм, снижение интенсивности процесса создания новых фирм, мобильность рынка труда.
По данным Бюро переписи населения США, с 1997 по 2020 год 50 ведущих компаний увеличили свою долю доходов в большинстве отраслей. Со временем многие исследования показали ту же тенденцию. Однако более подходящим критерием является концентрация производства отдельных товаров и услуг. Соответствующий показатель (индекс Херфиндаля-Хиршмана), рассчитанный для некоторых отраслей, подтверждает вывод о повышении концентрации рынка. ROI государственных нефинансовых корпораций США также демонстрирует тенденцию к увеличению концентрации, хотя и в нескольких сегментах рынка. Количество стартапов — показатель роста бизнеса — уменьшается с каждым годом, отчасти из-за растущих барьеров для входа в виде федеральных или местных лицензий .
3.2 Проблемы эффективности монополизации с РФ
Рыночная монополия описывает ситуацию, в которой либо продавец, либо покупатель могут влиять на уровень цен и условия сделки.
Конкуренция является необходимым условием функционирования рыночного механизма. Монополия, с одной стороны, делает рыночные прогнозы устойчивыми. С другой стороны, они препятствуют естественному развитию народного хозяйства. Правительство осуществляет антимонопольное регулирование, чтобы гарантировать, что товары и услуги доступны для всех групп людей. Монополия сама по себе не является незаконной. Компания может добиться господства в отрасли благодаря естественным причинам или благодаря успешным операциям .
Закон ограничивает стремление монополизировать рынок для обеспечения его надлежащего функционирования. Для оценки степени монопольности рынка специалисты используют комплекс показателей, характеризующих экономическое поведение фирм-монополистов и их поведение. Наиболее часто используемая количественная оценка, хотя никакие качественные исследования работы рынка недействительны. .
Оценка рыночной монополии основана на различных методах. В России и некоторых других странах для этого используются коэффициенты концентрации. Он представляет собой долю определенного количества участников рынка в общем объеме в порядке убывания.
Последние годы экономической жизни России показали, что в стране есть тенденция к монополизации и ренационализации. Государство довольно активно вмешивается в рыночные процессы, изменяя законодательство и расширяя свое влияние на формирование ВВП.
Эти меры привели к вытеснению с рынка частных компаний. Эта тенденция стала особенно сильной с 2008 года. В России монополии вызывают не только экономические проблемы, но и политические проблемы. низкий уровень конкуренции :
на рост производительности труда;
сдерживание экономического роста;
инфляционные процессы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Установлено, что в монопольных условиях производители имеют возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию. Это делается путем воздействия на изменения уровней цен (заниженных или завышенных) и объемов производства.
Кроме того, могут существовать барьеры, препятствующие выходу на рынок других компаний. Рыночные цены, устанавливаемые монополиями для расширения производства и регулирования предложения, являются одним из первых проявлений неконкурентной ситуации. Она приносит прибыль монополисту и лишает потребителей свободы выбора товаров и цен.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. 7 почти монополий, которые абсолютно законны в Америке конкуренция - [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://rus.businessanalytics24.com/7-near-monopolies-that-are-perfectly-legal-america-604088 (дата обращения: 15.04.2022)
2. Авдашева С.Б. / Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта / С. Б. Авдашева, А. Е. Шаститко, Е. Н. Калмычкова // Экономический журнал. — 2021. — Т. 11, № 1. — С. 89 — 123
3. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 330 с.
4. Батчаев М.Х.-К. Механизмы взаимодействия государства и монополии в развитых странах // МНКО. 2019. №3 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-vzaimodeystviya-gosudarstva-i-monopolii-v-razvityh-stranah (дата обращения: 15.04.2022).
5. Васильева Е. М., Васильев В. Б. Российские естественные монополии и федеральные законы // Экономическая наука современной России. - 2020 - № 4. - С. 100-112.
6. Вильсон / Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования / Вильсон, В. Цапелик //Вопросы экономики. – 2020. – №11. – с. 83-92
7. Воронин, А.Ю. Макроэкономика - I: Учебное пособие / А.Ю. Воронин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 260 с.
8. Гольденберг Ирина Александровна Проблемы институциональной реформы и регулирование естественной монополии // Проблемы прогнозирования. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-institutsionalnoy-reformy-i-regulirovanie-estestvennoy-monopolii (дата обращения: 15.04.2022).
9. Дилоренцо Томас Миф о «Естественной» монополии // Современная конкуренция. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mif-o-estestvennoy-monopolii (дата обращения: 15.04.2022).
10. Иохин, В. Я. Экономическая теория : учебник для академического бакалавриата / В. Я. Иохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 353 с.
11. Козлов Вадим Олегович Формирование антимонопольного законодательства в США // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-antimonopolnogo-zakonodatelstva-v-ssha-po-materialam-lichnoy-perepiski-senatora-dzh-shermana (дата обращения: 15.04.2022).
12. Колосов, А. В. Институциональная экономика : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Колосов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 384 с.
13. Лившиц В. Н., Васильева Е. М. Идентификация естественных монополий в системе государственного управления экономикой России // Вестник института экономики Российской академии наук. -2020. - № 6. - С. 153-168.
14. Максимова В. Ф. Экономическая теория : учебник для бакалавров /; под общ. ред. В. Ф. Максимовой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 580 с.
15. Малкина М. Ю., Абросимова О. Ю. Институциональный анализ естественных монополий в современной России // Журнал институциональных исследований. - 2018. - Т. 4. - № 4. - С. 117-132
16. Минервин И.Г. Конкуренция и монополия в экономике США: тенденции и последствия. (сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2016-04-002-003-konkurentsiya-i-monopoliya-v-ekonomike-ssha-tendentsii-i-posledstviya-svodnyy-referat (дата обращения: 15.04.2022).
17. Монополии в Америке конкуренция - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://project16769.tilda.ws/ (дата обращения: 15.04.2022)
18. Монополистическая конкуренция - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://astbusines.ru/monopolisticheskaja-konkurencija/(дата обращения: 15.04.2022)
19. Розанова, Н. М. Экономика отраслевых рынков : учебное пособие для бакалавров / Н. М. Розанова. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 906 с.
20. Салахова Д. Р. Особенности монополистической конкуренции на примере рынков бытовой химии и продовольственных товаров // Молодой ученый. — 2018. — №12. — С. 490 – 494.
21. Селиверстов А. С., Митрофанов Д. Е., Буцкая А. А., Евстратов А. Д., Николаева К. А. Конкуренция на экономических рынках // Молодой ученый. — 2020. — №6. — С. 292 – 295.
22. Слобцов, И.А. Микроэкономика. Макроэкономика (для бакалавров) / И.А. Слобцов, О.В. Шашкова. - М.: КноРус, 2019. – 300.
23. Сокуренко К. Г. Конкуренция как социально-экономическое и правовое явление // Новый юридический вестник. — 2018. — №3. — С. 15 – 18.
24. Титов Е. С. Роль и перспективы развития естественных монополий в Российской Федерации // Ба-рышева Г. А. Экономика России в XXI веке. - Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2019. - С. 285-296.
25. ФАС улучшает статистику конкуренция - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3706583 (дата обращения: 15.04.2022)
26. Шапкин Е.И., Корнилов Д.А. Многоуровневый и многокритериальный подход к анализу и прогнозированию конечных целей и методов конкурентной борьбы крупных монополий (на примере внешнеэкономической деятельности США) // Экономический анализ: теория и практика. 2020. №12 (411). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogourovnevyy-i-mnogokriterialnyy-podhod-k-analizu-i-prognozirovaniyu-konechnyh-tseley-i-metodov-konkurentnoy-borby-krupnyh-monopoliy (дата обращения: 15.04.2022).
27. Шишкин, М. В. Антимонопольное регулирование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. — М. 2018. — 143 с.