Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В развитии экономического сотрудничества морскому транспорту принадлежит важная роль. Морской транспорт по сравнению с другими видами транспорта обладает рядом преимуществ: низкая себестоимость перевозок, использование морских путей, пропускная способность которых не ограничена. Все это создает предпосылки для увеличения объема морских перевозок. В связи с этим вопросы правового регулирования морских перевозок и организации приобретают наиболее важное значение. Морской транспорт используется при осуществлении межгосударственных перевозок, в связи с чем деятельность морского транспорта носит международный характер.
На данном этапе вопросы морского права в Российской Федерации приобретают острое значение.
В условиях расширения торговых отношений между государствами морские перевозки постоянно приобретают большую актуальность. Этот способ перемещения грузов и пассажиров имеет сложное правовое регулирование в связи с наличием иностранного элемента. Поэтому на практике часто возникают споры, разрешить которые возможно только в суде.
Таким образом, цель данной работы – исследовать правовое регулирование договора перевозки пассажиров морским транспортом.
Достижение указанной цели обеспечивалось решением следующих задач:
- дать понятие договора перевозки пассажиров морским транспортом;
- рассмотреть правовое регулирование договора перевозки пассажиров морским транспортом;
- выявить существенные условия договора перевозки пассажиров морским транспортом;
- обозначить правомочие сторон договора перевозки пассажиров морским транспортом.
Объект исследования – общественные отношения, определяющие содержательную и структурную характеристику договора перевозки пассажиров морским транспортом.
Предмет исследования включает нормативно-правовые акты, которые в той или иной степени затрагивают вопросы вышеобозначенных отношений.
Структура и объем курсовой работы обусловлены целями и задачами, а также содержанием настоящего исследования. Работа включает введение, основную часть, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ
1.1. Понятие договора перевозки пассажиров морским транспортом
Под перевозкой (в широком ее значении) подразумеваются обязательства, на основании которых перевозчик берет на себя обязанность по осуществлению юридических и фактически действий по перемещению (т.е., транспортировке) груза, пассажира либо багажа (так называемые - транспортные услуги) в пользу грузоотправителя (грузополучателя, пассажира), а грузоотправитель берет на себя обязательство по оплате данных действий .
Договор перевозки можно отнести к так называемым транспортным обязательствам (т.е., транспортным договорам).
Гражданский кодекс России (далее ГК РФ), традиционно устанавливая основные принципы гражданско-правового регламентирования перевозок, отсылает к другим специальным законам, которые составляют транспортное законодательство.
Вопрос о происхождении договора перевозки подробно изучен в литературе известными правоведами . Однако, как отмечал цивилист Г.Ф. Шершеневич, «редкий договор не возбуждает спора о его юридической природе» . Как кажется, данная мысль сохраняет свою актуальность относительно договора морской перевозки пассажиров суднами дальнего следования, которые при жизни вышеупомянутого правоведа уже были, но выступает предметом настоящей курсовой работы.
Необходимо отличать договор перевозки от иных видов договоров. Так, по договору транспортной экспедиции исполнитель (экспедитор) обязан совершить не саму перевозку, а выполнить связанные с ней услуги или организовать их выполнение. Экспедитору поручают организовать перевозку определенным транспортом и по конкретному маршруту, обеспечить его погрузку, отправку, получение, заключить договор перевозки, выполнить таможенные формальности, уплатить пошлины и др. (п. 1 ст. 801 ГК РФ).
Помимо этого, транспортная экспедиция отличается от перевозки, в частности, документами, которые составляют стороны в подтверждение заключения договора:
- при транспортной экспедиции - поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка (п. 2 ст. 2 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности );
- при перевозке груза - транспортная накладная, коносамент или иной документ на груз, который предусмотрен соответствующим уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК РФ).
При этом и для перевозки, и для транспортной экспедиции применяется сокращенный срок исковой давности - один год. И до подачи иска требуется предъявить исполнителю-экспедитору досудебную претензию (ст. ст. 12, 13 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).
Еще часто путают на практике договор перевозки с договором аренды транспортного средства с экипажем. По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство в аренду и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).
Основное отличие этого договора от перевозки - его цель:
- для перевозки - это транспортировка из точки А в точку Б;
- для аренды транспортного средства с экипажем - получение арендатором возможности владеть и пользоваться транспортным средством в течение определенного времени, согласованного сторонами.
Этим обусловлены и другие отличия договора перевозки от договора аренды транспортного средства с экипажем, в том числе обязательства и ответственность сторон:
- перевозчик, к примеру, по договору перевозки обязан доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю. Поэтому предполагается его ответственность за несохранность например груза пассажира, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю (п. 1 ст. 796 ГК РФ);
- при аренде транспортного средства с экипажем оказываемые арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства нацелены на обеспечение его безопасной эксплуатации. Указания по коммерческой эксплуатации транспортного средства экипажу дает арендатор (п. п. 1, 2 ст. 635 ГК РФ). Арендатор использует транспортное средство по своему усмотрению, в том числе может перевозить и пассажиров. Но для арендодателя не установлена презумпция ответственности за сохранность.
К искам по таким договорам применяется, в отличие от перевозки, общий срок исковой давности в три года.
Отличия договора перевозки от договора фрахтования (чартера). По договору фрахтования (чартеру) фрахтовщик обязан предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки (ст. 787 ГК РФ) .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3. Ч. 1. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Собрание законодательства РФ. - 21.08.1995. - № 34. - Ст. 3426.
4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 03.05.1999. - № 18. - Ст. 2207.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002. - № 30. - Ст. 3012.
6. Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О транспортно-экспедиционной деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 07.07.2003. - № 27 (ч. 1). - Ст. 2701.
7. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996. - № 3. - Ст. 140.
8. Служебная инструкция к Соглашению о международном пассажирском сообщении (СИ к СМПС) (тарифное руководство № 10-В) // Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС). Служебная инструкция к Соглашению о международном пассажирском сообщении (СИ к СМПС).- М.: НПФ «Планета», 2005. С. 95 - 212.
Научная и учебная литература
9. Абова Т.Е. Правовое регулирование отношений перевозки: проблемы и пробелы // Закон. 2008. № 7.
10. Алексеев С.С., Гонгало Б.М., Мурзин Д.В. и др. Гражданское право: учебник / под общ. ред. чл.-корр. РАН С.С. Алексеева. М.: «Проспект», 2011. С. 328.
11. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003. Кн. 4. 910 с.
12. Гуцуляк В.Н. Российское и международное морское право (публичное и частное). М.: Граница, 2017. 448 с.
13. Гущин В.В., Добровинская А.В. Особенности ответственности перевозчика по договору перевозки груза и пассажира в нормах международных транспортных конвенций // Гражданское право. 2017. № 6. С. 11 - 14.
14. Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Морские вести России, 2009. 496 с.
15. Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. № 2. С. 16.
16. Хлестов О.Н. Международное право и Россия // Московский журнал международного права. 1994. № 4. С. 54 - 55.
17. Чем отличается договор перевозки от договора об оказании транспортных услуг // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 18.04.2022.
18. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Т. 2. М., 1902. С. 94 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 17.04.2022.
19. Шубников Ю.Б. Некоторые особенности защиты гражданских прав при осуществлении торгового мореплавания (историко-теоретический анализ) // Ленинградский юридический журнал. 2017. № 4. С. 106 - 114.
Судебная практика
20. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.07.2018 № 64-АПГ18-3 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 18.04.2022.