Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Для обеспечения прибыльности и рентабельности основных производственных фондов и устранения убытков перед каждым предприятием становится задача начисления амортизации, представляющей денежные средства для возмещения основных его фондов, среди которых транспортные средства, здания и сооружения, машины и промышленное оборудование и иные средства труда. По всем основным средствам предприятия осуществляют амортизационные отчисления.
Полное восстановление капитального имущества за счет амортизационных отчислений осуществляется посредством выручки от реализации продукции, которая и была получена благодаря данным основным фондам. Данное действие заключается во включении амортизационных отчислений в себестоимость произведенной продукции и услуг посредством переноса расходов на приобретение основных фондов на расходы на производство товаров и услуг.
Под амортизационной политикой предприятия понимают управление амортизационными отчислениями, которые образуются в процессе эксплуатации основных фондов. Такая политика предприятия является составляющей общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, которая состоит в управлении ими с целью реинвестирования в производство.
1 Экономическое содержание процесса амортизации
1.1 Сущность и характеристика амортизации
Амортизация – это и есть денежное выражение износа. Под амортизацией понимается процесс постепенного переноса стоимости основных средств и нематериальных активов на стоимость вновь создававшуюся продукцию, работы и услуги. То есть стоимость нового оборудования уменьшается с каждой новой единицей выпущенной продукции, постепенно переносясь в себестоимость товаров. [5, с. 85]
В зависимости от того или иного вида основных средств и нематериальных активов устанавливается свой амортизационный период, в течение которого производится начисление их стоимости на себестоимость изделий. Итогом таких начислений являются накопленные средства на дальнейшую модернизацию производства.
Следовательно, такие денежные средства выступают в качестве источника возмещения устаревших основных фондов для предприятия.
Понятие «амортизация» можно считать универсальным понятием, так как используется как в учете основных средств, так и в учете нематериальных активов предприятия.
Кроме того, еще одним достоинством амортизационных отчислений является то, что они выступают в качестве средства, которое временно может компенсировать нехватку оборотных средств. Еще сама амортизационная политика тесно связана с системой налогообложения предприятия, так как именно она устанавливает уровни налогооблагаемых баз налогов на прибыль и на имущество.
Амортизационная политика оказывает непосредственное влияние на процесс обновления основных производственных фондов, ускорение темпов научно–технического прогресса, инвестиционную деятельность, а через них – на эффективность общественного производства. [8, с. 185]
Проведенный в ходе научного исследования обзор экономической литературы, законопроектов и нормативных актов по регулированию амортизационной политики показал отсутствие в них развернутого и целостного толкования её сущности, принципов и механизма управления.
В настоящее время амортизационная политика предприятия, несмотря на свое положение, основные направления, ряд нововведений, например таких, как возможность использования амортизационных премий, использование повышающих коэффициентов, использование нелинейных методов амортизации с применением наиболее высоких норм, чем при линейном методе, все равно является не эффективной.
1.2 Основные методы амортизационных отчислений
Далее рассмотрим методы амортизационных отчислений: [16, с. 250]
1. Линейный способ предполагает, что физическое изнашивание имущества происходит равномерно на протяжении всего эксплуатационного периода. Данный метод подходит в случае, если организация приобретает имущество на длительный срок эксплуатации и не планирует его быстрой замены. При его использовании нужно определить норму амортизации и годовую сумму амортизационных отчислений.
Годовая сумма амортизационных отчислений Аг определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нематериальных активов и нормой амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта.
2. Нелинейным методом начисляют амортизацию не по единичным объектам, а по группам. За основу расчётов принимают остаточную балансовую стоимость имущества, входящего в определённую группу основных средств. Организациям, планирующим быстро обновлять производственные фонды, удобнее будет применять нелинейные способы.
3. Способ уменьшаемого остатка определяется, исходя из остаточной стоимости объекта основных средств и нематериальных активов на начало года, нормы амортизации, определенной на основе срока полезного использования и коэффициента ускорения. В результате этого остаточная стоимость основного средства на начало каждого последующего года уменьшается на сумму начисленной амортизации предыдущего года, при этом сумма амортизации не достигнет нуля.
Стимулирующая роль амортизации значительно возрастает в связи с применением методов ускоренной амортизации.
Считается, что наиболее оптимальными методами начисления амортизации являются ускоренные методы, так как они позволяют в первые же годы работы списывать набольшие суммы амортизационных отчислений, что, соответственно, позволяет уменьшить налогооблагаемую базу организации. А это, в свою очередь, дает предприятию преимущество сэкономить значительную часть денежных средств, а это немаловажно для предприятий, которые только начали свою деятельность. [19, с. 50]
2 Исследование амортизационных отчислений в ПАО «Трансконтейнер»
2.1 Финансово-экономическая характеристика предприятия ПАО «Трансконтейнер»
ПАО «ТрансКонтейнер» является российской транспортной компанией, функционирующей в сфере железнодорожных контейнерных перевозок, крупнейшим оператором железнодорожных контейнерных перевозок в РФ и за рубежом.
Полное наименование компании – Публичное акционерное общество «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер».
Акционерное общество было основано в 2003 году как дочерняя компания ОАО «РЖД» по адресу: 125047, город Москва, Оружейный переулок, д.19. Главный офис компании находится в городе Москве. Филиалы ПАО «ТрансКонтейнер» функционирует более, чем в 20 российских городах.
На сегодня ПАО «ТрансКонтейнер» из небольшой компании превратилась в крупного интермодального оператора контейнерных перевозок по маршрутам Европы, России и Азии, который имеет широкую сеть собственных терминалов, совместных предприятий, зарубежных представительств и агентов, а также широкий спектр регулярных контейнерных сервисов.
ПАО «ТрансКонтейнер» является юридическим лицом, уставной капитал которого составляет 13895 млн. руб. Общество имеет расчетный счет в банке, собственный бланк, печать и штамм со своим наименованием. ПАО «ТрансКонтейнер» представляет собой самостоятельный хозяйствующий субъект, который осуществляет свою деятельность на основании Устава предприятия и согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Высшим органом управления ПАО «ТрансКонтейнер» является собрание его акционеров. В его компетенцию входит решение вопросов по определению главных направлений деятельности предприятия, рассмотрение и утверждение отчетов и балансов предприятия, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределение прибыли, а в случае убытка – определение порядка его покрытия и др.
Являясь одной из ведущих российских компаний в сфере интермодальных контейнерных перевозок, ПАО «ТрансКонтейнер» предоставляет целый спектр услуг, которые связаны с контейнерными перевозками, логистикой и терминальной обработкой. Среди основных направлений деятельности компании выделяют:
- контейнерные перевозки железнодорожным транспортом;
- контейнерные перевозки автомобильным транспортом;
- услуги терминалов и таможенных складов;
- логистические и экспедиторские услуги.
Таким образом, используя сеть железнодорожных контейнерных терминалов в РФ и за рубежом, широкую сеть продаж, подвижной состав, различного рода операционные ноу-хау и квалифицированный персонал, ПАО «ТрансКонтейнер» оказывает своим клиентам в России, странах СНГ, Европы и Азии услуги «под ключ» по осуществлению интермодальных контейнерных перевозок, а также интегрированные технические решения.
Исследуемая компания постоянно проводит обновление и оптимизацию своих производственных активов с целью увеличения своей операционной эффективности, увеличения объемов и качества предоставляемых услуг.
С целью удовлетворения спроса на интегрированные логистические решения компанией разрабатываются новые маршруты для интермодальной доставки контейнерных грузов по привлекательным тарифам, развиваются дополнительные услуги и внедряются передовые технологии перевозки грузов в контейнерах.
Бухгалтерский учет в ПАО «ТрансКонтейнер» ведется главным бухгалтером предприятия, на должность которого назначает генеральный директор. Главный бухгалтер общества обладает правами и обязанностями, которые указаны в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ и обобщены в его должностной инструкции.
Главный бухгалтер предприятия совместно с генеральным директором определяет и утверждает учетную политику предприятия на текущий год, обеспечивает ведение бухгалтерского учета и своевременное составление бухгалтерской отчетности.
Выручка от реализации услуг в 2021 году увеличилась в сравнении с 2020 годом на 8849017 тыс. руб. (20,9%). При этом себестоимость продаж выросла соответственно на 7843018 тыс. руб. (19,7%).
Основными причинами таких показателей стало повышение уровня закупочных цен на материалы, оборудование, уровень инфляции, а также рост потребляемых энергоресурсов.
Динамика основных средств компании в исследуемом периоде имеет тенденцию снижения, если на начало 2021 года данный показатель составлял 35322 млн. руб., то на конец 2021 года он составляет 34696 млн. руб., что говорит об постепенной изношенности основных фондов ПАО «ТрансКонтейнер».
Однако, несмотря на данные характеристики, компания ПАО «ТрансКонтейнер» всегда стремится к созданию новейших уникальных технологий и решений, позволяющих своим клиентам становится успешнее и быстрее своих конкурентов. Стабильность компании на рынке, ее динамичное развитие, передовые технологии, а главное – опыт и знания коллектива ПАО «ТрансКонтейнер», позволяют предоставлять качественные услуги, обеспечивающие партнерам компании стабильный базис для развития своего бизнеса.
Состав основных средств ПАО «ТрансКонтейнер» за 2020- 2021 гг. принципиально не изменился. Основная доля приходится на здания и сооружения 56-57%, на втором месте – транспортные средства 27-28%, на машины и оборудование приходится 10-11%.
Таким образом, по данным таблицы 3 видно, что значение коэффициента обновления основных фондов падает – это означает, что сократилось поступление нового капитала, а значит, несколько снизилась скорость замены устаревшего физического капитала новым, более совершенным. [25, с. 100]
Таким образом, полученные показатели свидетельствуют о том, что основные фонды ПАО «ТрансКонтейнер» являются низкорентабельными средствами компании.
Показатели рентабельности основных фондов общества имеют невысокие значения в 2020 и 2021 гг. – 5,2% и 7,5% соответственно. Однако наряду с этим наблюдается тенденция роста данного показателя на 2,3% и показателя фондоотдачи на 0,26 руб. с 1,20 руб. в 2020 году до 1,46 руб. в 2021 году.
Изменение показателя фондоотдачи говорит о том, что каждый рубль, вложенный в развитие основных фондов компании приносит не 1,20 руб. выручки, а 1,46 руб. При этом значение фондоемкости немного сократилось на 0,15 руб. с 0,83 руб. в 2020 году до 0,68 руб. в 2021 году. Чтобы теперь получить 1 руб. выручки требуется вложить в развитие основных фондов ПАО «ТрансКонтейнер» не 83, а 68 копеек.
В следующем параграфе рассмотрим амортизационные отчислений в ПАО «ТрансКонтейнер», а также проведем анализ эффективности амортизационных отчислений на предприятии.
2.2 Анализ амортизационных отчислений на предприятии
ПАО «Трансконтейнер»
Основными составляющими амортизационной политики ПАО «ТрансКонтейнер», как и впрочем любого предприятия, являются: [32, с. 12]
- оценка и переоценка амортизируемых активов компании;
- выбор метода начисления амортизации и его обоснование;
- определение сроков полезного использования основных средств и нематериальных активов;
- предотвращение чрезмерного морального и физического износа амортизируемого имущества;
- обеспечение целевого использования амортизационных отчислений;
- определение требуемого объема обновления внеоборотных активов;
- выбор наиболее эффективных форм воспроизводства основных средств;
- совершенствование не только возрастной, технологической структуры основных фондов, но и видовой;
- оптимизация налоговых платежей.
В соответствии с ПБУ 6/01 в ПАО «ТрансКонтейнер» основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. С целью покрытия начисленными амортизационными отчислениями затрат на воспроизводство основных фондов в компании ежегодно проводят переоценку основных фондов для определения величины реальной рыночной стоимости имущества ПАО «ТрансКонтейнер».
В таблице 5 представим основные задачи оценки машин и оборудования ПАО «ТрансКонтейнер», дату проведения последней оценки в исследуемом периоде, а также вид оцениваемой стоимости, а также определим объекты оценки.
Сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов в ПАО «ТрансКонтейнер» определяют на основании постановления Правительства РФ №1 от 01.01.2002 года «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». [4]
Поэтому, принимая объект основных средств к учету, срок его полезного использования устанавливается без экономического обоснования с ссылкой на ту или иную группу классификатора.
Для основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, компания сама устанавливает сроки их полезного использования на основании технических условий и рекомендаций предприятия-изготовителя того или иного основного средства.
Далее рассмотрим более подробно каждую из амортизационных групп. В состав первой группы входят все недолговечное имущество, срок полезного использования которого, от 1 года до 2 лет включительно.
Ко второй группе относится имущество, срок полезного использования которого, более 2 лет и до 3 лет включительно.
Здесь рассмотрены четыре подгруппы: первая из которых машины и оборудование, а вторая – транспортные средства, третья – хозяйственный и производственный инвентарь, четвертая – многолетние насаждения.
Третья группа включает имущество, срок полезного использования которого, более 3 лет до 5 лет включительно. В этой группе также есть четыре подгруппы: сооружения и передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства и инвентарь производственный и хозяйственный.
2.3 Практические рекомендации по управлению амортизационной политикой предприятия
Разработка амортизационной политики в ПАО «ТрансКонтейнер» представляет собой комплексный процесс моделирования, в ходе которого осуществляется анализ денежных потоков от начисления амортизации разными методами. При этом исследуются показатели ввода и выбытия основных средств на предприятии за некоторый период, изучается налогообложение и моделируются разные варианты состояния компании в зависимости от использования тех или иных мероприятий.
Для оценки состояния амортизационной политики на предприятии используются следующие критерии: снижение показателя себестоимости, и как следствие, рост рентабельности или сокращение налогооблагаемой базы, увеличение показателя амортизационного фонда. Также могут быть использованы и другие критерии – доля увеличения текущей стоимости суммарного денежного потока по отношению к текущей стоимости денежного потока неускоренной амортизации имущества. [30, с. 252]
Износ относят на себестоимость, тем самым снижая базу налогообложения предприятия. Т.е. амортизационные отчисления являются не налогооблагаемым притоком средств. И наоборот, при сокращении доли амортизационных отчислений размер налогооблагаемой прибыли на предприятии возрастает.
Конечно же, такое моделирование процесса имеет и ограничения. Нельзя рассматривать экономические выгоды предприятия, которые связаны с максимальным ускорением амортизационных процессов. Экономические условия хозяйствования имеют свои ограничения для такой максимизации, и главное такое ограничение – это размер прибыли. [34, с. 12]
Таким образом, оптимальная амортизационная и учетная политика должны определяться на основе комплексного подхода исходя из конкретных экономических условий деятельности определенного предприятия.
Основными преимуществами ПАО «ТрансКонтейнер» на рынке интермодальных контейнерных перевозок являются:
- относительно не высокие затраты на оказание услуг;
- гибкая ассортиментная и ценовая политика;
- эффективный опыт продвижения услуг.
Заключение
В процессе написания курсовой работы были даны практические рекомендации по улучшению начисления амортизации в ПАО «ТрансКонтейнер». По итогам данной работы были получены следующие выводы.
В рамках первой главы изучены теоретические основы формирования амортизации основных средств и нематериальных активов на предприятиях. Рассмотрена сущность и характеристика амортизации в современных условиях хозяйствования, рассмотрены разные точки зрения термина «амортизация» российских и зарубежных авторов, изучены основные методы начисления амортизации. Сделаны соответствующие выводы.
Амортизация – денежное возмещение износа основных средств путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции. Следовательно, амортизация есть денежное выражение физического и морального износа основных средств. Таким образом, рассмотрев существующие методы оценки основных фондов и нематериальных активов, можно сделать вывод о том, что они являются одним из ключевых факторов рентабельности и успешности организации, а также фундаментальной основой их создания и функционирования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Законодательные материалы и нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 21.07.2014г., от 27.03.2019 г. последняя). СПС Консультант Плюс www.consultant.ru (дата обращения 01.12.19).
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред.от 26.07.2019). СПС Консультант Плюс www.consultant.ru (дата обращения 01.12.19).
3. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019) «Об акционерных обществах». СПС Консультант Плюс www.consultant.ru (дата обращения 01.12.19).
4. Постановление Правительства РФ №1 от 01.01.2002 года (в ред.от 12.05.2018 года) «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». СПС Консультант Плюс www.consultant.ru (дата обращения 01.12.19).
Экономическая учебная и специальная литература
5. Амортизация основных средств: вопросы теории и методика учета: Монография / Ю.И. Сигидов, Н.Ю. Мороз. – М.: Инфра-М, 2015. – 175 с.
6. Амортизация. Классификации основных средств. Комментарий к порядку начисления амортизации: монография / Н.Н. Барткова. – М.: Рид Групп, 2018. – 590 с.
7. Антонии Р.Н. Основы бухгалтерского учета / Р.Н. Антонии. – М.: Триада, 2018. – 318 с.
8. Барткова Н.Н., Крупина Н.Н. Амортизационная политика: Формирование и анализ: Монография. – М.: Инфра-М, 2016. – 302 с.
9. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие / Ю.И. Сигидов, Е.А. Оксанич. – М.: Инфра-М, 2013. – 366 с.
10. Бухгалтерский учет: учебное пособие / М.П. Переверзев, А.М. Лунева. – 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2013. – 221 с.
11. Бухгалтерский учет: учебник / Н.П. Кондраков. – 4-е изд., перераб.и доп. – М.: Инфра-М, 2015. – 681с.
12. Бухгалтерский (финансовый) учет: Теория и практика: учебное пособие / М.Я. Погорелова. – М.: Инфра-М, 2017. – 328 с.
13. Верещагин С.А. Основные средства. Новый порядок учета / С.А. Верещагин. – М.: Эксмо, 2016. – 256 с.
14. Гиндзбург Л.М. Новое в учете основных средств. – М.: Экономика и жизнь, 2018. – 216 с.
15. Гейц И.В. Учет основных средств по новому ПБУ 6/01 и в соответствии с главой 25 НК РФ / И.В. Гейц. – М.: Дело и сервис, 2016. – 176 с.
16. Касьянова Г.Ю. Амортизация основных средств. Бухгалтерская и налоговая / Г.Ю. Касьянова. – М.: АБАК, 2017. – 521 с.
17. Касьянова Г.Ю. Документооборот: основные средства / Г.Ю. Касьянова. – М.: АБАК, 2016. – 328 с.
18. Касьянова Г.Ю. Классификация основных средств и начисление амортизации / Г.Ю. Касьянова. – М.: АБАК, 2017. – 337 с.
19. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет / Е.П. Козлова. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 240 с.
20. Коцюбинский А.О. Учет основных средств и нематериальных активов / А.О. Коцюбинский, С.В. Грошев. – М.: Триумф, 2018. – 224 с.
21. Крутякова Т,И. Рациональные схемы бухгалтерского и налогового учета основных средств и нематериальных активов / Т.И. Крутякова. – М,: Экономика и жизнь, 2018. – 416 с.
22. Крятова Л.А. Бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов / Л.А. Крятова. – М.: Маркетинг, 2018. – 220 с.
25. Сигидов Ю.И. Амортизация основных средств: вопросы теории и методики учета: монография / Ю.И. Сигидов. – М.: Инфра-М, 2017. – 134 с.
26. Соколов Я.В. Теория бухгалтерского учета / Я.В. Соколов, В.Ф. Палий. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 279 с.
30. Финансы организаций (предприятий): учебник / Т.Ю. Мазурина. – 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2016. – 462 с.
31. Экономика предприятия: учебное пособие / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. – 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2017. – 192 с.
Материалы периодических изданий
32. Афанасьев С.А. Амортизация как внутренний источник инвестиций для обновления основных средств // Молодой ученый. – 2014. - №4.2. – с. 12.
33. Амирбекова Ш.Т. Учет основных средств в современных условиях / Ш.Т. Амербекова // Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики. – 2018. - №2. – С. 38-41.
34. Васильева Д.О. Повышение эффективности использования основных средств предприятия / Д.О. Васильева // Финансы и страхование: сборник статей научно-практического семинара. – 2017. – С. 12-14.
37. Капырина А.Д., Ершова Н.Б. Проблемы выбора способа начисления амортизации основных средств на предприятиях / А.Д. Капырина, Н.Б. Ершова // Universum: Экономика и юриспруденция. – 2017. - №1 (34). – С. 4-9.
38. Криган К.Г. Актуальные проблемы использования основных средств организации в условиях рыночной экономики / К.Г. Криган // Молодой ученый. – 2016. - №12. – С. 1327-1331.