Фрагмент для ознакомления
2
В профессии телеведущего приоритетный фактор успеха – умение нравиться публике. Не многие ведущие имеют персональных консультантов по имиджу, поэтому им следует уделить особое внимание технологии самопрезентации, т.е. технологии подачи себя, привлечения внимания телезрителей к своим лучшим личностным и профессиональным качествам.
Она помогает овладеть реальным механизмом эффективного воздействия внешнего облика людей друг на друга.
Создание имиджа – длительный и сложный процесс, успешность которого зависит от условий и технологий формирования имиджа. В.М. Шепель считает, что создание имиджа – это последовательное исполнение шести мини-технологий [Шепель, 1994. К ним относятся:
1. подтверждение стартовых условий освоения технологии;
2. «строительство внешности»
3. «коммуникативная механика»
4. «флюидное излучение»;
5. отработка риторических приемов;
6. сведение всех мини-технологий в одно целое.
Имиджмейкер Л. Браун строит свою технологию создания имиджа, учитывая роль медиа, значительно возросшую за последние десятилетия [Кузнецов, 2002].
В этой связи она предлагает, что при формировании имиджа его следует опираться на следующие факторы:
1. внешний вид;
2. голос;
3. публичное выступление;
4. коммуникация с медиа;
5. поведение в телевизоре;
6. сохранение формы.
Сам процесс формирования имиджа телеведущего можно поделить на этапы:
- определение целевых групп, с которыми журналист, прежде всего, собирается взаимодействовать.
- изучение (по крайней мере, эмпирическое) предпочтений читателей, радиослушателей, телезрителей, с которыми индивидуальный коммуникатор намерен взаимодействовать: образ, который он собирается создать, должен отражать ожидания реальной и потенциальной аудитории.
- Как показывает практика СМИ и наши опросы журналистов, доминирующими можно назвать три составляющие «рабочего» имиджа: умение говорить «на языке» своей аудитории; знать, что именно волнует его сегодня; острота ума и чувство юмора.
- отбор журналистом и «примеры» адекватного типа, еще называемые «социальной ролью» коммуникатора.
- вербальный (текстовый) сериал – что и как преподает телеведущий, насколько аргументировано, убедительно.
- умение вызывать доверие у аудитории, а также у потенциальных реципиентов (те, кто мог быть вашим читателем, телезрителем, радиослушателем, но по каким-то субъективным причинам им не стал). Здесь можно говорить о чрезвычайных личностных качествах телеведущего, профессионализме, компетентности, возможно, даже определенном «стандарте для героя» среди определенной группы медиааудиторий.
- самый важный этап. Журналист (коммуникатор) должен сам или с помощью профессиональных имиджмейкеров, PR-специалистов дать ответы на четыре простых вопроса:
- Какие мои цели как профессионала?
– Какие качества дано мне от природы и что нужно развивать в себе?
– Что я представляю собой как личность (среда воспитания, уровень образования)?
- Какие шаги мне нужно предпринять, чтобы добиться желаемого результата?
Таким образом, создание имиджа телеведущего является длительным процессом и требует немалых затрат не только материальных, но и личных, временных, организационных, психологических и т.п.
Процесс формирования имиджа можно разделить на несколько этапов: определение целевых групп, изучение (по крайней мере, эмпирически) предпочтений телезрителей, с которыми индивидуальный коммуникатор намерен взаимодействовать: образ, который он собирается создать, должен отражать ожидания телезрителей. реальную и потенциальную аудиторию. Доминирующими можно выделить три составляющие «рабочего» имиджа: умение говорить «на языке» своей аудитории; знать, что именно волнует его сегодня; острота ума и чувство юмора.
Изобретенное в начале XX века телевидение стало важнейшим средством распространения информации и одним из видов досуга. Экранная информация влияет как на зрение, так и на слух, синтезируя в себе почти все накопленные человечеством способы общения. Важной особенностью телевидения есть личный, конфиденциальный и интимный характер телевизионного общения. Технологические возможности телевидения создают условия для формирования у зрителя трех своеобразных состояний общения: «эффекта присутствия», «эффекта диалога» и «эффекта уверенности».
Благодаря этим эффектам телевидение выступает как мощный коммуникационный фактор, влияющий на психологию людей всех возрастов, формируя их мировоззрение.
Эффективность телевизионного общения с массовой аудиторией определяется личным имиджем телеведущих. На заре вещания, когда телевидение только начинало готовить своих профессиональных творческих работников, встал вопрос, кто имеет право выступать перед аудиторией от своего имени, ведь зрители сознательно или бессознательно идентифицируют и персонифицируют информацию, полученную от телевидения. экран с проходящим мимо. По словам Игоря Леонидовича Кириллова, одного из первых дикторов российского телевидения, впоследствии ставшего руководителем Школы дикторов, диктор — это не просто человек, читающий текст у микрофона, а человек, стремящийся повлиять на зрителя с помощью разумного конфиденциального разговора.
На человека, выступающего перед огромной аудиторией, возложена небывалая ответственность: на него смотрит и слушает почти вся страна, его слова могут сильно повлиять на сознание людей, на их взгляды, понимание тех или иных людей. явления жизни. Поэтому особое значение придавалось человеческим и профессиональным качествам диктора, его умению вызвать полное доверие и уважение аудитории.
В советское время при подборе кандидата на роль в «кадре» меньше всего уделялось внимание его «телегеничности», то есть умению выглядеть презентабельно в кадре. В одной из книг тех лет написано: «Телевизионное шоу – это не парад моделей и не конкурс красоты, его успех или неудача зависит прежде всего от знаний, профессиональной подготовки, таланта и личности, внутреннего человека. качества человека динамик в кадре».
Особенности современного телевидения: многоканальность, использование разнообразных методов телевизионного общения, жанровое разнообразие телевизионных программ, возможность творческого воплощения наиболее невероятных проектов, наличие большого количества выразительных средств и способов их реализации. Однако в то же время успех зрителей той или иной программы все же во многом определяется очарованием личности телеведущей.
По словам П. С. Гуревича, зрителя интересует «личность, нестандартный человек, человек, увлеченный идеей, человек с даром общения» [Гуревич, 1991, с. 76].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адамьянц Т.З. В поисках имиджа (Как стать телезвездой). М, 1995.
2. Вартанов A.C. Телевизионные зрелища. М, 1986.
3. Гуревич П.С. Создание имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991.
4. Зверинцев А.Б. Формирование имиджа. Коммуникационный менеджмент. СПб., 1997.
5. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М, 1984.
6. Коновроцки Г.П. Личность и мастерство журналиста ведущего как важный фактор телевизионной программы. М, 1993.
7. Копылова Р. Д. Кинематограф плюс телевидение. Факты и суждения. М, 1977.
8. Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика: критерии профессионализма. - М.: Издательство РИП - холдинг, 2002.
9. Кузнецов Г.В., Борецкий Р.А. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. М, 1990.
10. Мастерство эфирного выступления. М, 1994.
11. Мишина И. По ту сторону эфира. М, 1996
12. Пиз А. Язык телодвижений. М, 1995.
13. Попов Н.П. Индустрия образов. М, 1986.
14. ПочепцовГ.Г. Имиджмейкер. Киев, 1995
15. СМИ постсоветской России / под ред. Я.Н. Засурский. – М.: Аспект Пресс, 2002.
16. Спиллейн М. Создайте свой имидж. М., 1996.
17. Современный словарь иностранных слов. М., 2015.
18. Телевизионная журналистика: Учебник / Под ред. И. Юровский. – М.: Изд-во МГУ, 2014.
19. Человек в кадре. (Мат.научн.-практ.конф.) М, 1990
20. Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. Аспект - пресс, М., 2002
21. Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М., 2002.
22. Шепель В.М. Имиджеология: секреты личного обаяния. М, 1994.
23. «Мы», «Познер» // https://pozneronline.ru/1995/10/5734/
24. ещенепознер // https://www.youtube.com/channel/UCNRYbltJXhf6DepS26-uSbQ