Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОМРИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 5
1.1. Сущностные характеристики формирования фонетических навыков у учащихся начальных классов при изучении иностранного языка 5
1.2. Психолого-педагогические характеристики учащихся начальной школы с точки зрения обучения фонетическим навыкам английского языка 10
Выводы первой главы 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 17
2.1. Методы и приемы формирования фонетических навыков по иностранному языку у учащихся начальной школы 17
2.2. Комплекс упражнений, направленных на формирование фонетических навыков речи у учащихся начальных классов (на материале английского языка) 20
Выводы второй главы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования иноязычной фонетической компетенции остается актуальной, поскольку она требует рассмотрения в контексте компетентностного подхода, что позволит согласовать ее формирования с другими языковыми компетенциями – составляющими иноязычной коммуникативной компетенции, формирование которой является целью обучения и изучения иностранных языков в общеобразовательных учебных заведениях.
Приступать к формированию фонетических навыков целесообразнее на начальной стадии обучения, потому что речь учащегося, их произношение формируется в младшем школьном возрасте.
Сформированность произносительных навыков учащихся напрямую влияет на быстроту и прочность усвоения получаемого материала, а так же способствует выработке устной речи, чтения и письма. По мнению методистов, к условиям, оказывающим большое влияние на успешное обучение фонетической стороне языка, относится определение трудностей воспроизведения и восприятия звуков, обнаружение зон положительного переноса и интерференции, сформированность речевого слуха. Кроме того, необходимо принимать во внимание, что обучение фонетическим навыкам не представляется самоцелью, а формируется в тесной взаимосвязи с остальными навыками и речевыми умениями.
Проблемами обучения фонетике на раннем этапе занимались такие методисты как Г.В. Рогова, Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов, И.Л. Бим и другие исследователи.
Актуальность данного исследования представлена рядом факторов. Во-первых, необходимостью поиска наиболее продуктивных методов формирования фонетических навыков у учащихся начальной школы, так как эффективность процесса обучения сопровождается определенными трудностями и выбором средств, для повышения мотивации учащихся к изучаемому материалу и активизации их работоспособности в течение всего урока. Во-вторых, необходимостью в пересмотре технологий, способствующих увеличению уровня результативности образовательного процесса. Считаем, что выбранная тема курсовой работы «Формирование фонетических навыков речи у учащихся начальной школы на уроках английского языка» является актуальной.
Объект исследования: процесс обучения фонетике английского языка в начальной школе.
Предмет исследования: методы и приемы формирования фонетических навыков по иностранному языку у учащихся начальной школы.
Цель данного исследования – теоретический обзор методической литературы по проблеме исследования, разработке комплекса упражнений, направленных на формирование фонетических навыков речи у учащихся начальных классов (на материале английского языка).
Задачи исследжования:
1. Описать особенности формирования фонетических навыков на уроках английского языка в начальной школе;
2. Представить психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
3. Выявить методы и приемы формирования фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку;
4. Разработать комплекс упражнений, направленный на формирование фонетических навыков у младших школьников.
Информационную базу исследования составили работы следующих авторов: И.Л. Бим, В.А. Васильева, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, А.И. Домашнева, Б.Ф. Корндорфа, Р.К. Миньяр-Белоручева, А.А. Миролюбова, Е.И. Пассова, Е.Н.Солововой, С.К. Фоломкиной, С.Ф. Шатилова идр.
Для решения поставленных задач и достижения цели был использован комплекс методов исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что её материалы могут быть использованы студентами факультета иностранных языков в период педагогической практики, а также учителями иностранных языков и методистами.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОМРИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1.1. Сущностные характеристики формирования фонетических навыков у учащихся начальных классов при изучении иностранного языка
Термин «фонетика» многозначен.
А.И. Домашнев под этим термином понимает:
- раздел языкознания, изучающий способы образования звуков речи и их акустические свойства в разных языках, а также акустические и физиологические (артикуляционные) свойства конкретного языка;
- нормативная фонетика, т.е. описание произносительных норм данного языка на данном этапе его развития;
- практическая фонетика [9].
Соловова Е.Н. дает следующее определение фонетике, как аспекту обучения: «под фонетикой как аспектом обучения понимается звуковой строй языка - совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы)» [25, с. 60].
Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин в «Новом словаре методических терминов и понятий» дают следующие определения фонетике:
- раздел лингвистики, изучающий способы образования звуков человеческой речи и их акустические свойства;
- аспект обучения в практическом курсе языка, имеющий своей целью формирование слухо-произносительных навыков [1].
Определение Е.Н. Солововой является наиболее полным, поэтому в данном исследовании оно принято за основное.
С термином «фонетика» А.В. Васильев и Е.И. Пассов связывают термин «произношение», который в современной лингвистике имеет два толкования: узкое и широкое. В первом случае произношение характеризуется только произношением звуков речи, а во втором – этот термин охватывает все компоненты фонетического строя языка: его звуковой состав, слоговую структуру языка, словесное ударение и интонацию [3], [22].
Отечественные методисты Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез указывают на важную роль произношения в обучении иностранному языку, так как от произношения в значительной мере зависит успех в овладении устной речью, а отклонения от норм произношения ведут к нарушению процесса устного обмена мыслями, к непонятности речи [6].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Беляев, В. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б. В. Беляев. – М.: Просвещение, 1965. – 227 с.
3. Васильев, В.А. Обучение английскому произношению в средней школе: пособие для учителей/ В.А. Васильев. – М.: Просвещение, 1979. – 144 с
4. Верещагина, И. Н. Обучение английскому языку во 2 классе четырѐхлетней и начальной школы / И. Н. Верещагина, Т. А. Притыкина // Иностр. языки в школе. – 1987.– №4. – С. 55-59.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 480 с
6. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 5-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.
7. Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. – Москва: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с.
8. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов. – М.: Высш. Школа, 1982. –373с.
9. Домашнев, А.И. Методика преподавания немецкого языка в педагогическом вузе / И.А. Домашнев.-М.: Просвещение, 1983.- 189 с.
10. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
11. Камянова, Т.Г. Успешный английский: системный подход к изучению английского языка / Т. Г. Камянова. – М.: Э, 2017. - 480 с.
12. Колкер, Я. М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб.пособие/ Я. М. Колкер. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
13. Колыхалова, О. А. Учитесь говорить по-английски: Фонетический практикум / О. А. Колыхалова, К. С. Махмурян. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. –232 с.
14. Корндорф, Б.Ф. Методика преподавания английского языка / Б.Ф. Корндорф. – М.: Издательство «Учпедгиз», 1958. – 328 с.
15. Лебединская, Б. Я. Фонетический практикум по английскому языку / Б. Я. Лебединская. – М.: Астрель, 2003. – 175 с.
16. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность : коллективная монография / [А. А. Миролюбов и др.] ; под ред. А. А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2012. – 462 с.
17. Митина, Г. В. Феноменология личностного развития младшего школьника как основа психолого-педагогического сопровождения / Г.В. Митина // Гуманитарные исследования. – 2010. – № 1. – С. 26– 31.
18. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2006. – 433 с.
19. Насонова, Н. И. Особенности формирования психологического здоровья у учащихся начальной школы / Н. И. Насонова // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2012. – № 10– 2. – С. 188–190.
20. Павлова, С.В. Хорошее произношение – больше, чем произношение / С. В. Павлова, В.В. Бужинский // Коммуникативная методика. – 2004. - №6. – С. 10-13.
21. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1988. – 222
22. Пассов, Е.И. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие / Е.И. Пассов – Москва, 2002. – 185 с.
23. Певцова, А. А. Роль фонетических игр в формировании фонетических навыков у учащихся общеобразовательной школы на младшем этапе обучения иностранному языку / А. А. Певцова // Молодой ученый. – 2016. – №7. – С. 64-65.
24. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранному языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
25. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. –239 с.
26. Тарлышева, Е.А. Фонетическая зарядка на занятиях по русскому языку как иностранному / Е. А. Тарлышева// Вестник Дальвтуза. – 2014. –№1. –С.94- 98.
27. Филатов, В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Часть 1. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под ред. В. М. Филатова. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 c.
28. Формирование произносительных навыков: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж, 2002. – 180 с.
29. Шалаева, Е.А. Фонетические сказки на уроках английского языка в начальной школе / Е.А. Шалаева. – 2014. – [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/RT1ox9 (дата обращения: 14.04.2022).
30. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 432 с. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 480 c.
31. Эльконин, Д. Б. Детская психология : пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.