Фрагмент для ознакомления
2
Но стоит подробнее рассмотреть принципы анализа. Они являются основной опорой системного подхода к изучению методов и свойств системы. Итак, приступим.
- Первым можно выделить принцип целостности
Он заключается в выделении предмета исследования целостным образованием, т. е. отграничении его от других явлений и от среды.
Это возможно сделать только с помощью определения и оценки отличительных свойств явления и сравнения этих свойств со свойствами его элементов.
Но при этом предмет исследования не обязательно должен носить название системы. Это, например, система управления, система работы с персоналом и т.д. Это может быть как механизм и процесс, так и решение и цель
Напомним, что системный подход — это цель на изучение, это комплекс принципов и методов изучения. Целостность — это не абсолютная характеристика, но и она может быть выражена в определенной мере. Как раз, системный подход и предполагает установление этой меры.
- Вторым можно выделить: Принцип совместимости элементов
целого
Целое только тогда и может существовать в качестве целого, когда полностью совместимы между собой и все входящие в его состав элементы.
Именно их полная совместимость и значительно определяет возможность и наличие общих связей, а так же их существование или работоспособность в рамках общего целого.
Общий системный подход и требует значительной оценки с этих позиций все х входящих в его состав элементов целого.
Но и при этом совместимость следует понимать не просто как особенность элемента как такового, а его особенность в соответствии с положением и его статусом в этом целом, его отношение к основным элементам.
Общим элементом для социально-экономической системы является сам человек. И его взаимоотношения с другими людьми по самым различным поводам (таким как, техника и технология или информация и социальная принадлежность и т. д.) как раз и описывает и сами связи в социально-экономической системе и ее целостность.
Социально-экономической системой можно назвать объединение людей по какой либо общности.
В конкретном проводимом изучении для определения некой системы можно воспользоваться как аспектным, так и системным подходом.
- Третий и важный принцип - Принцип функционально-структурного строения целого
Этот принцип заключается в том, что при рассмотрении систем управления необходимо изучать и определять функциональное строение, и если сказать по-другому, то нужно видеть не только части и их связи, но даже и полное содержание каждого из элементов.
Даже в двух полностью одинаковых системах с идентичным набором элементов и вполне схожим их строением может быть различным содержание работы этих элементов, а так же и их связи по каким то определенным назначениям.
Это часто значительно влияет на эффективность корректного управления, и поэтому в системе управления могут быть недостаточно активно развиты некоторые функции.
Особенностью использования данного принципа можно считать профессионализм реализации при помощи использования развитости и степени обособления функций.
Исследование функционального содержания системы управления обязательно должно включать и определение дисфункций, которые характеризуют наличие таких функций, которые не соответствуют функциям целого и тем самым могут нарушить устойчивость системы управления, необходимую стабильность ее функционирования.
Дисфункции — это можно сказать лишние функции, иногда устаревшие и потерявшие свою актуальность, но в силу инерции еще существующие. Их необходимо выявлять при исследовании.
- Принцип развития
Это любая система управления, которая является определенным предметом исследования и находится на вполне определенном уровне и этапе развития.
Все ее параметры и определяются особенностями уровня и этапа развития.
И это нельзя не учитывать в проведении исследования. Как это можно учесть? Очевидно, посредством сравнительного исследования прошлого ее состояния, настоящего и возможного будущего.
Конечно, здесь возникают трудности информационного характера, а именно: наличие, достаточность и ценность информации.
Но эти трудности могут быть уменьшены при систематическом исследовании системы управления, позволяющем накапливать необходимую информацию, определять тенденции развития и экстраполировать их на будущее.
- Четвертым является Принцип лабилизации функций
Оценивая процесс развитие системы управления, нельзя и исключать возможность изменения ее общих функций или приобретения ею новых функций общей целостности, при относительной стабильности внутренних, т. е. их основы и структуры. Такое явление вполне точно описывает такое понятие как лабильность функций системы управления.
В реальной действительности нередко приходится наблюдать лабильность функций управления.
Она имеет вполне определенные пределы, но во многих других случаях может отражать как положительные, так и отрицательные стороны. Конечно, это должно быть в поле зрения исследователя.
- Пятый определим как принцип многофункциональности
В системе управления могут быть функции полифункционального назначения. Это функции, соединенные по определенному признаку, для получения какого-либо специального эффекта.
Его можно иначе назвать принципом функциональной совместимости. Но совместимость функций определяется не только ее содержанием, как нередко принято считать, но и целями управления и совместимостью исполнителей. Ведь функция — это не просто вид деятельности, но и человек, который реализует эту функцию.
Часто функции, казалось бы, несовместимые по своему содержанию, оказываются совместимыми в деятельности определенного специалиста.
И наоборот. При исследовании многофункциональности нельзя не упомянуть и о важном - человеческом факторе управления.
- Шестым можно отметить принцип итеративности
Любое проведенное исследование является определенным действием, предполагающим разную, но определенную последовательность операций, использования различных свойств, оценки результатов предварительных, промежуточных и конечных.
Это и описывает итерационное строение процесса исследования.
Его успех во многом зависит от того, как мы выберем эти итерации или как мы будем их комбинировать.
- Седьмой и не менее важный это принцип вероятностных оценок
В исследовании не всегда существует возможность достаточно точно проследить и оценить все причинно-следственные связи, иначе говоря, представить предмет исследования в детерминированном виде.
Многие связи и отношения имеют предметно вероятностный характер, многие явления можно оценить лишь вероятностно, если учитывать современный уровень, современные возможности изучения явлений социально-экономического и социально-психологического плана.
Поэтому исследование управления должно быть ориентировано на вероятностные оценки.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Исследование систем управления: учеб пособие. А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. М. 2009. 106 с.
2. Архипова Н.И., Кульба В.В., Косяченко С.А., Чанхиева Ф.Ю. Исследование систем управления: Учеб. пособие. М.: Приор, 2007.
3. Баранников А.Ф. Теория организации: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
4. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: учебник. М.: Омега-Л, 2006.
5. Менеджмент: Учебник. Под ред. М.М. Максимцева, М.А. Комарова. - 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
6. Оценка систем на основе модели ситуационного управления Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=445855
7. Методология системного исследованиеа. Интернет источник : https://works .doklad.ru /view/KbVg5YjpPak/all.html