Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Непрерывный поиск продуктивных компромиссов между интересами субъектов делового взаимодействия является важнейшей особенностью управления. В современном мире все больше внимания уделяют развитию психологической культуре делового общения. Организации, развивающие и поддерживающие свою корпоративную культуру, быстрее других добиваются успеха в условиях рыночной экономики. Хорошо развитая
культура делового общения способствует созданию положительного образа организации. Деловое общение – процесс многогранный и многомерный. Его изучением занимаются такие науки как философия, социология, лингвистика, социальная психология и другие науки. Деловое общение, как и любое другое – это одновременно, обмен действиями, поступками, мыслями, чувствами и переживаниями.
В современном мире, где присутствуют постоянные коммуникации с другими людьми и быстрый темп жизни, знание навыков эффективного делового общения является большим преимуществом. В сущности делового общения выделяют, прежде всего, категории: отношения, деятельность, финансы. Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. Несмотря на то, что процесс общения происходит постоянно, отсутствие навыков делового общения иногда ставит в затруднительное положение даже профессионалов своего дела. Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек». Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе – это нужно уметь каждому. Именно это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. В этом заключается актуальность работы.
Цель работы: изучить PR-технологии, используемые для развития психологической культуры делового общения.
Объект исследования: психологическая культура делового общения в организациях.
Предмет исследования: PR-технологии в развитии культуры делового общения в организациях.
Гипотеза исследования: психологическая культура делового общения в организациях будет иметь положительную динамику в том случае, если будут изучены оптимальные PR-технологии и представлены соответствующие рекомендации по их использованию.
Задачи:
1.Изучить понятие психологическая культура делового общения и механизм её развития.
2. Рассмотреть PR-технологии, их понятия, функции и виды.
3.Описать развитие психологической культуры делового общения посредством PR-технологий.
4.Провести анализ процесса развития культуры делового общения
и разработать рекомендации по применению PR-технологии.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ, классификация, беседа, анкетирование, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1: Теоретические основы развития культуры делового общения в PR-практике
1.1. Психологическая культура делового общения и её развитие
Взаимоотношения людей всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов и других специалистов. Этим процессам каждый человек посвящает значительную часть своей жизни. Человечество всегда стремилось обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере и соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности [8].
Проблемами взаимоотношений людей и их деловой культурой всегда занимались многие исследователи. Автор Т.Ю. Базаров считает, что деловая культура – это сложный комплекс предположений, задающий общие рамки поведения и принимаемый большей частью сотрудников организации, проявляющийся в философии и идеологии управления. Успех любой организации зависит от правильного развития деловой и корпоративной культуры её сотрудников и для того, чтобы корпоративная культура была наиболее эффективной, необходимо грамотно выбирать PR-технологии для ее развития. Очень важно выбрать такие PR-технологии развития и поддержания деловой культуры в организации, которые принесли бы ей максимальную пользу. Автор Э. Шейн использует термин культура организации. Он определяет ее как комплекс базовых предположений, изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации внутренней интеграции. По мнению автора Ф.А. Кузина, деловая корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной организации и отражающих ее индивидуальность. О.Н. Шинкаренко определяет корпоративную, или организационную культуру как систему, состоящую из комплекса правил поведения, символов, ритуалов, традиций и ценностей, принятых в конкретной организации и являющейся обязательной, для всех ее работников [11].
Деловая культура, или психологическая культура делового общения – это специфическая, характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной деятельности. Это совокупность моделей поведения, которые были приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции. Психологическая культура делового общения – это совокупность господствующих в организации ценностных представлений, норм и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников независимо от их должностного положения и функциональных обязанностей. Так считает автор О.В. Ветчанова. Она предполагает свод основных положений в работе организации, в зависимости от стратегии развития и миссии организации, с набором социальных норм и ценностей, которые разделяет большинство сотрудников [19].
Авторы Х. Шварц и С. Дэвис рассматривают культуру делового общения в контексте корпоративной культуры и считают, что любая корпоративная культура представляет собой комплекс убеждений и ожиданий, разделяемый членами организации. Эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение в
организации отдельных личностей и групп. Примерно, то же самое, авторы пишут о понятии – культура организации. Под культурой организации следует понимать уникальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и тому подобное, которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей и задач [13].
Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших факторов определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Успехи того или иного человека в его финансовых делах, в технической сфере или инженерном деле, процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. Так считал Д. Карнеги. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения. Д. Ягер выделяет шесть основополагающих принципов культуры делового общения:
1. Пунктуальность.
2. Конфиденциальность.
3. Доброжелательность и приветливость.
4. Внимание к окружающим.
5. Внешний облик.
6. Компетентность и грамотность. Каждый из этих принципов имеет свой особый смысл и в целом становятся понятными и очевидными основы деловой культуры, с позиции психологии. Нормальным является поведение человека, который всё и всегда делает вовремя. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные форматы и задания. Принцип конфиденциальности часто предполагает то, что никогда не следует говорить больше того, чем это требуется [31].
Секреты учреждения или корпорации необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет необходимости, пересказывать кому-либо услышанное от сослуживцев или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни. В любой ситуации необходимо вести себя вежливо и доброжелательно. Это не говорит о необходимости того, что нужно дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы. Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Всегда необходимо уважать мнение других, стараясь понять при этом, почему у них сложилась та, или иная точка зрения. К критике, как минимум, необходимо прислушиваться, независимо от того, что по этому поводу субъект думает. Правильный подход специалиста – вписаться в окружение по службе. При этом необходимо выглядеть лучшим образом, то есть одеваться со вкусом и в соответствии с корпоративными требованиями. Грамотность специалиста чрезвычайно важна. Внутренние документы или письма, направляемые за пределы организации, должны быть изложены грамотным языком. Деловое, или служебное общение, в зависимости от обстоятельств, может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором - с помощью переписки или технических средств. Как в процессе прямого, так и косвенного общения используются различные методы влияния или воздействия на людей. Наиболее употребительные из них – это убеждение, внушение, принуждение [6].
Под убеждением понимают воздействие посредством доказательств и логического упорядочения фактов и выводов. Это подтверждает уверенность в правоте позиции убеждающего, в истинности его знаний, этической оправданности своих поступков. Внушение не требует доказательств и логического анализа фактов и явлений для воздействия на людей. Большую роль во внушении играет сила примера, вызывающая сознательное копирование поведения субъекта и бессознательное подражание. Принуждение предполагает, стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям, используя какое либо воздействие. Оно не является этически оправданным, но в литературе встречаются описания и примеры исключительных случаев. На выбор метода воздействия в ходе делового взаимодействия оказывают влияние разнообразные факторы. Прежде всего – это характер, содержание и ситуация общения. Деловая беседа включает обмен мнениями и информацией и не предполагает заключения договоров или выработку обязательных для исполнения решений. Деловые переговоры имеют более официальный и конкретный характер. Как правило, они предусматривают подписание документов, определяющих взаимные обязательства сторон. Речь идёт о договорах, контрактах и др. Основные элементы подготовки к переговорам бывают следующие:
- определение предмета переговоров;
-поиск партнеров для их решения;
- уяснение своих, интересов и интересов партнеров;
- разработка плана и программы переговоров;
- подбор специалистов в состав делегации;
- решение организационных вопросов и оформление необходимых, материалов - документов, чертежей, таблиц, диаграмм, образцов предлагаемых изделий и др. Ход переговоров идёт по следующей схеме: начало беседы - обмен информацией - аргументация и контраргументация - выработка и принятие решений - завершение переговоров. Первым этапом переговорного процесса может быть ознакомительная встреча субъектов от представителей [23].
В процессе такой встречи, уточняется предмет переговоров, и решаются организационные вопросы. Успех переговоров во многом зависит от результатов предварительных контрактов. Существуют основные правила налаживания отношений между партнерами на предварительных переговорах и рекомендации по их реализации. Эти же правила сохраняют свое значение и в ходе ведения переговоров.
1. Рациональность.
2. Понимание.
3. Общение.
4. Достоверность.
5. Отсутствие менторского тона.
6. Принятие мнения противоположной стороны. Важным личностным качеством субъекта, на подобного рода встречах, является сдержанность. В любой ситуации необходимо вести себя сдержанно. Неконтролируемые эмоции отрицательно сказываются на переговорном процессе. Невнимание к точке зрения партнера ограничивает возможности выработки
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, С.Г. О понятии «Корпоративная культура» [Текст] / С.Г. Абрамова.- М.: - Экзамен.- 2005. - 89 с.
2. Акимов, О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий,
рыночная среда, проблемы развития [Текст] / О.Ю. Акимов.-М.: Финансы и статистика.- 2008. - 238 с.
3. Анкета диагностики корпоративной культуры по Ч. Хэнди [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rushkolnik.ru (дата обращения 22.04.2022).
4. Асаул, А.Н. Корпоративная организация: проблемы
формирования и управления [Текст] / А.Н. Асаул.- СПб.: Гуманистика.- 2006. - 160 с.
5. Блинов, А.Ю. Искусство управления персоналом [Текст] / А.Ю. Блинов.- М.: ГЕЛАН.- 2001. - 411 с.
6. Ветчанова, О.В. Корпоративная культура организации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.cultmanager.ru (дата обращения 22.04.2022).
7. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] / Часть I, II, III. М.: ИНФРА-М.- 2008. - 512 с.
8. Ибрагимов, Л.А. Маркетинг [Текст] / Л.А. Ибрагимов.- М.: ЮНИТИ.- 2008.- 367 с.
9. Камерон, К. Диагностика и изменение организационной
культуры [Текст] / К. Камерон.- СПб.: Питер.- 2001. - 320 с.
10. Капитонов, Э.А. Корпоративная культура: теория и практика [Текст] / Э.А. Капитонов.- М.: Альфа-Пресс.- 2005. - 352 с.
11. Кирцнер, И. Конкуренция и предпринимательство [Текст] / И. Кирцнер.- М.: Юнити-Дана.- 2009. - 239 с.
12. Клейнер, Г. Системная парадигма и теория предприятия [Текст] / Г. Клейнер.- Вопросы экономики. - 2012. - No 10. - С. 51-53.
13. Козлов, В. Р. Корпоративная культура [Текст] / В.Р. Козлов.- М.: Альфа-Пресс.- 2009. - 304 с.
14. Корпоративная культура организации: примеры и формирование [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.gd.ru/articles/3527 (дата обращения 22.04.2022).
15. Костенчук, И. А. Значение внутрикорпоративного PR для повышения корпоративной культуры [Текст] / И.А. Костенчук.- Управление компанией. - No 10. - 2002. - с. 98 – 100.
16. Котлер, Ф. Маркетинг, менеджмент [Текст] / Ф. Котлер.- 11-е изд. СПб.: Питер. - 2007. - 752 с.
17. Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен
знать каждый менеджер [Текст] / Ф. Котлер. - 4-е изд. М.:Альпина Паблишер . - 2012. - 211 с.
18. Кузнецов, И.Ю. Корпоративная культура [Текст] / И.Ю. кузнецов.- Учебное пособие. М.: Книжный дом.- 2007. 304 с.
19. Ланкина, В.Е. Менеджмент организации [Текст] / В.Е. Ланкина. – ТРТУ. - 2006. - 408 с.
20. Лапина, Т.А. Корпоративная культура [Текст] /Т.А. Лапина. - Учебно-методическое пособие. Омск.: ОмГУ. - 2005. - 96 с.
21. Мосина, Е.Ю. Корпоративная культура как элемент социально-
трудовых отношений [Текст] / Е.Ю. Мосина.- М.: Интер. - 2005. - 243 с.
22. Мастен, С. Правовая основа фирмы. Природа фирмы [Текст] / С. Мастен.- М.: Дело.- 2011. - 320 с.
23. Мишанин, С.Н. Рекламное дело. Шпаргалка [Текст] /С.Н. Мишанин.- М.: Альпина Паблишер, 2008. 49 с.
24. Общественное мнение [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vevivi.ru/best/Obshchestvennoe-mnenie.html (дата обращения 22.04.2022).
25. Синяева, Е.В. Сфера PR в маркетинге [Текст] / Е.В. Синяева.- Учеб. Пособие для студентов и вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА.- 2007. - 383 с.
26. Спивак, В.А. Корпоративная культура: теория и практика [Текст] / В.А. Спивак.- СПб.: Питер.- 2001. - 345 с.
27. Тесакова, Н.В. Миссия и корпоративный кодекс [Текст] / Н.В. Тесакова.- М.: РИП-холдинг.- 2004. -188 с.
28. Типы организационной культуры по Ч. Хэнди [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://studopedia.ru/11_25393_tipi-organizatsionnoy-kulturi-po-ch-hendi.html (дата обращения 22.04.2022).
29. Харрисон, Р. Связи с общественностью [Текст] / Р. Харрисон. - Вводный курс/пер. с англ. под ред. Г.Е.Алпатова. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест.- 2003. - 368 с.
30. Харт, О. Неполные контракты и теория фирмы. Природа фирмы [Текст] / О. Харт.- М.:Дело.- 2011. - 230 с.
31. Чевертон, П. Теория и практика современного маркетинга [Текст] / П. Чевертон.- М.: ФАИР-ПРЕСС.- 2010. - 608 с.
32. Шейн, Э.Х. Организационная культура и лидерство [Текст] / Э.Х. Шейн. - СПБ.: Питер.-2011. - 336 с.
33. Шекшеня, С. Управление персоналом в современной организации [Текст] /С. Шекшеня.- М.: Инфра.- 2001. - 380 с.
34. Шинкаренко, О.Н. Корпоративная культура: мифы и реальность [Текст]/ О.Н. Шинкаренко.-Кадры и предприятия. - 2011. - No9. - С. 23-27.
35. Шихирев, П.Н. Введение в российскую деловую культуру [Текст] /П.Н. Шихирев.- М.: Новости.- 2000. - 430 с.