Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире по разным причинам рост национального самосознания сопровождается повышением интереса самых широких общественных групп не только к происходящим социальным и экономическим процессам, но и к историческому прошлому людей, связанных с этими процессами. История, ее изучение и понимание - лучшее средство национального самосознания и образования. Память создается историческим знанием. Чтобы многое запомнить, нужно многое знать.
Цивилизация и культура, о которых мы говорим, возникали и развивались постепенно. Их олицетворением являются сотни миллионов людей – мысли и труд, страсти и таланты наших предков.
У каждого народа на земле, независимо от цвета кожи и расы, есть свои обычаи и верования, свой язык и свои легенды. У каждой страны есть своя история. Каждая страна внесла свой вклад в мировую культуру. Не имеет значения, велик этот вклад или мал, важно то, что он уникален.
У мордвы есть своя история и свой вклад.
Пока что не существует достаточной и исчерпывающей информации о формировании древней мордовской этнической общности, тип мордовской этнической группы и формирование мордовской этнической группы. Недостаточно знаний о литературных источниках методов этнического развития Мордовии, и трудно определить этнические отношения с другими народами. Долгое время межрасовые отношения объяснялись просто, что привело к необходимости глубокого понимания значения мордвы как независимой нации и ее значения в общественной жизни страны.
В середине 20-го века некоторые ученые высказали мнение, что национальная интеграция мордвы была полностью завершена. Вскоре это мнение попало на страницу официального документа. Это мнение стало стереотипом, который мешает решению ряда проблем, связанных с национально-культурным развитием мордовского народа.
1 ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ МОРДОВСКОГО НАРОДА
1.1 О бинарной структуре мордовского народа
Важным фактором, который следует учитывать при изучении мордовской нации, является ее бинарная структура, то есть в ее составе присутствуют две этнические общности (мокша и эрзи), обладающие собственным самосознанием, языком и специфической культурой. Формирование современной этнической структуры Мордовии, двойственность его самосознание тесно связано с формированием мордовской нации и ее этнической общности в начале второго тысячелетия нашей эры.
Большинство мордовских лингвистов считают, что когда-то существовал общий мордовский язык, но в середине первого века нашей эры он распался на мокшанский и эльзийский. Существование относительно единой древней мордовской культурной общности также признавалось многими археологами (А.P. Смирнов, Е.A. Алихова М.Ф. Жиганов и др.). Они считают, что существенные различия между мокшанцами и эрзянами начали проявляться только в конце первого века нашей эры. Той же теории придерживаются и другие. Этнограф В.И. Козлов считает, что сначала сформировался единый этнический фундамент мордвинов, а затем, в связи с его распадом, выделились этнографические группы мокша и эрзя.
Сторонники противоположной точки зрения считают, что в первые несколько веков нашей эры на основе большой группы родственных племен, проживающих в Центральном бассейне Оки и Окско-Сурском бассейне, и при участии неэтнических элементов, два крупных племенных союза народа моден сформировались независимо друг от друга друг о друге: Мокша и Эрьзя. Археологи П.Д. Степанов, М.Р. Полесских, В.В. Гришаков, этнограф К.И. Козлова склонны думать, что они (мокша и эрьзя) отличались друг от друга с самого начала своего становления.
Основой для образования мокши является южная (верхнесурская или пензенская) группа мордовского племени. Важную роль в этом процессе также сыграли носители рязано-окской и восточно-балтийской культур, которые проникли в верховья Мокши и Суры в IV-V веках нашей эры. В тот же период племена Верхней Сибири также испытали западное (протоперсидское) влияние. Но местные племена победили пришельцев и ассимилировали их. В VII-VIII веках племя примокшан (вероятно, под давлением хазар и булгар) переместилось на северо-запад в долину рек Цна, Вада и Средняя Мокша. С тех пор особенностью их культуры стало расположение мертвых так, чтобы их головы были обращены на юг. Направление такого рода погребений сохранялось в Мокше вплоть до ее христианизации.
По мнению некоторых исследователей, племя эрзя образовалось на основе северной (волго-тешской) группы древнего мордовского племени. Признаком стабильности, отличающим племена в этом районе от южных (протомокшских), является то, что погребенная голова в основном расположена на севере.
Существуют и другие взгляды на этническое происхождение эрзя. Например, П.Д. Степанов считает, что решающая роль в его формировании принадлежит рязано-окскому населению, которое мигрировало в низовья Оки в середине I тысячелетия нашей эры, где находилось в тесном контакте с местным муромским племенем. Позже, в начале второго тысячелетия нашей эры, эти популяции переселились на правый берег Нижнего Новгорода на Волге (до XVI века основной ареал обитания эрзи). Эта гипотеза о формировании эрзи недавно была оспорена археологом В.Н. Шитовым. Признавая, что рязано-окские и муромские племена были вовлечены в этническое формирование эрзя, он относил процесс полной интеграции населения низших и средних классов с эрзянской средой к XI - первой трети XIII века. Опираясь на новые археологические данные, исследователи доказали, что до начала второго тысячелетия нашей эры культуры рязано-окских, муромских и древних мордовских племен развивались параллельно.
Существует также теория о параллельном процессе формирования древней всевластной общины и двух ее племенных групп (мокша и эрзи). Эту позицию занимают археолог В.И. Вихляев и этнограф Н.Ф. Мокшин.
Несмотря на различные точки зрения, большинство исследователей считают, что процесс формирования мокши и Эрзи завершился в начале второго века нашей эры, до эпохи монгольского нашествия. Это подтверждается тем фактом, что в дальнейшем крупные мокшанские и эрзянские группы переселялись в различные, иногда очень далекие от основного места обитания места (эрзя в XIV-XVI веках). В XVII-XVIII веках он переместился в верховья Суры и Алатыря. В Поволжье происходят активные миграции мокши и эрзя, они не утратили своей расовой специфики.
1.2 Формирование Древней Мордовии, III – V века
Таким образом, название "мордва" - это не самоназвание, а экзоэтноним, взятый из русского языка. Представители этого народа называют себя эрзя и мокша - это две группы с близкой культурой и языком, но с независимыми этническими идентичностями.
Оба языка принадлежат к финно-волжской языковой семье финно-угорской ветви уральской языковой семьи. По разным оценкам, словарный запас этих языков достиг 80-90%, но есть и очевидные различия. Большие различия существуют в материальной культуре, а также в антропологических типах: в формировании мордва-эрзи это в основном светлый широколицый кавказский тип, а в формировании мокша - темный узколицый кавказский тип [3].
Нет никаких сомнений в том, что мокша и эрзи связаны между собой, как и в существовании единого общего мордовского языка в древние времена. Дата разделения эрзя и мокши, причины этого разделения и степень влияния других этнических групп на формирование двух групп мордовского народа являются дискуссионными.
Согласно наиболее распространенной версии, этноним, а точнее, экзоэтноним "мордва" произошел от иранского корня "мард", что означает - человек, человек, смертный. Суффикс "ва" имеет собирательное значение и уже является особенностью русского языка.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1 Балашов В.А. Юрченков В.А. Зарубежная историография истории и культуры мордовского народа [Электронный ресурс] //URL:https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnaya-istoriografiya-istorii-i-kultury-mordovskogo-naroda
2 «История мордовского народа и мордовского края в уникальных архивных документах» / Респ. арх. служба РМ [и др.; редкол. :Н.С. Крутов, В.А. Юрченков (науч. ред.), Ю.Ф. Юшкин и др.; сост. : Г.И. Григорьева (отв. за вып.) и др.]. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2012. – С. 4-7
3 Корнишина Г.А. Этногенез мордвы (к истории изучения проблемы) // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1.; [Электронный ресурс] URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=67 (дата обращения: 30.04.2022).
4 Мордва в трудах западноевропейских ученных и путешественников 6-17 вв./ Мокшин Н.Ф. Зарубежная историография культуры мордовского народа/ 2009 [Электронный ресурс] Эрзянь Ки. Культурно-образовательный портал//http://erzan.ru/news/konets-mordovskogo-iga-ili-kak-professor-obeschestil-mordvu
5 Мордовский край и народ в зарубежных исследованиях [Электронный ресурс] // URL:https://poisk-ru.ru/s1132t12.html
6 Мордва в русских летописях /Статья из книги «История мордовского народа и мордовского края в уникальных архивных документах» / Респ. арх. служба РМ [и др.; редкол. :Н.С. Крутов, В.А. Юрченков (науч. ред.), Ю.Ф. Юшкин и др.; сост. : Г.И. Григорьева (отв. за вып.) и др.]. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2012. – С. 4-7 [Электронный ресурс] Интернет-журнал "Новое село" // URL:http://nselo.ru/proekty/dom-traditsiy/istoriya-sela-parakino/knigi-i-stati-po-istorii-mordovskogo-kraya/mordva-v-russkikh-letopisyakh/
7 Нестерова Н.А. Новейшие исследования по этногенезу древней Мордвы // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/08/16157
8 Олин А.П. Кошелева А.И. Этническая история мордовского народа. Пенза, 2011[Электронный ресурс] URL://https://infopedia.su/22x7d2a.html
9 Паулкина М.Д. Актуальные вопросы изучения происхождения мордовского народа / М.Д. Паулкина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 148-157. — URL: https://novainfo.ru/article/9596 (дата обращения: 30.04.2022).
10 Юрченков В.А. и др. Народы Мордовии. Саранск, 2012 [Электронный ресурс]// URL:http://www.niign.ru/knigi/narodyi-mordovii.pdf
11 Юрченков В.А. Народы Мордовии: вехи истории. Т.1.: Саранск, 2007//http://www.niign.ru/knigi/mordovskij-narod.-vexi-istorii.-t.1.pdf