Фрагмент для ознакомления
2
В последние годы заметно снизилось качество обучения в школе, особенно по русскому языку и литературе. Шестиклассник, читающий по слогам – нередкое явление. Дети читать не любят и не хотят. К окончанию школы только треть из них могут вдумчиво читать текст и извлекать из него полезную информацию, грамотно говорить и писать, владеть нормами языка. Больше половины выпускников не могут последовательно и грамотно изложить свои мысли.
Как показало многолетнее изучение одной из причин неуспеваемости детей и по русскому языку и по математике и по другим предметам является недостаточная сформированность устной речи, которая препятствует овладению правильным чтением и грамотным письмом. К пяти годам ребенок в норме должен овладеть всей структурой языка, то есть звуковой и смысловой стороной. Это значит, что ребенок говорит чисто, грамотно, различает звуки речи, обладает достаточным словарным запасом. Грамотная речь – показатель умственного развития ребенка. В шести-семилетнем возрасте речь развивается очень бурно.
Многие родители, отдавая ребёнка с дефектами речи в школу, ожидают, что там с ним будет работать логопед. Однако часто это неосуществимо по вполне объективным причинам [1].
Организация работы логопеда в обычной школе
В общеобразовательной школе организуется логопункт. Часто он один на несколько рядом расположенных учебных учреждений и обслуживает 25 начальных классов. Работает логопед 20 часов в неделю, то есть, 4 часа длится его рабочий день. Вакансия логопеда в школе — отличное начало старта в карьере и её с удовольствием занимают молодые специалисты. Среди них много старательных и обязательных, однако часто амбиции, свойственные молодости, мешают им вовремя проконсультироваться с более опытным специалистом, общаться с родителями [19].
Работа школьного логопеда регламентирована. С первого по пятнадцатое сентября комплектуются группы и подгруппы тех детей, которые будут заниматься с логопедом в школе. Для этого логопед проводит диагностику устной речи у всех первоклассников, а у 2-4 классов проверяет сформированность письменной речи. С первоклассниками логопед дефектолог работает более внимательно. Сначала он беседует со всеми детьми, отбирая имеющих проблемы. На второй неделе сентября отобранные дети пройдут расширенную диагностику. Из их числа будут выбраны те, кому в первую очередь нужны систематические коррекционные занятия. И если первичный отбор проходит во время уроков, то вторичный — во второй половине дня, часто логопед приглашает для беседы и родителей ребёнка.
Для систематических занятий отбираются 25 детей, остальные записываются в лист ожидания. В первую очередь логопед занимается с теми детьми, которым нарушения устной и письменной речи значительно мешают усваивать школьный материал [40].
С 16 сентября по 15 мая учитель логопед занимается с прикреплёнными к логопункту детьми. С 16 по 31 мая логопед вновь обследует учеников начальных классов, составляя предварительные списки групп на следующий учебный год.
Как распределяется рабочее время школьного логопеда
К 15 сентября формируется расписание занятий с детьми. При этом распределение по времени следующее:
группа первоклассников — 35 минут;
группа детей 2-4 классов — 45 минут;
подгруппа — 20-25 минут;
индивидуальное занятие 15-20 минут.
Занятия с логопедом проводятся после уроков. Специалист может забирать детей из группы продлённого дня. Или школьников приводят родители после домашнего отдыха (оптимальное время занятий — после 16 часов) [20].
Расписание составляется один раз. Очень нежелательно менять его. При этом каждый ученик посещает занятия три раза в неделю. В некоторых случаях, уроки логопеда могут проходить реже: два и даже один раз в неделю.
Речевая карта школьника
Такую карту логопед бесплатно заполняет на каждого школьника, занимающегося в логопункте. В ней указываются:
класс, фамилия, имя и возраст ученика;
домашний адрес и телефон родителей;
дата, когда зачислен на занятия в логопункт;
успеваемость по русскому (родному) языку;
жалобы родителей, учителей;
заключение сурдолога и психиатра;
данные о развитии речи и общем развитии;
характеристика артикуляционного аппарата и речи;
сформированность навыков фонетического анализа слов, чтения и письма;
проявление заикания;
характеристика на ребёнка учителя и психолога;
заключение логопеда;
результаты повторного обследование на время отчисления из логопункта.
Основные задачи деятельности логопеда в школе:
проводит диагностику отклонений речевого развития у детей;
корректирует нарушения устной и письменной речи, помогая школьникам усваивать учебный материал;
проводит мероприятия, направленные на предупреждение речевых нарушений у учащихся;
логопед для родителей и учителей проводит тематические занятия, помогающие им более умело работать с детьми, имеющими речевые нарушения [38].
Если логопед не зачислил ребёнка на занятия в логопункт в первой половине сентября, то шансов на то, что это будет сделано позже — очень мало. При этом родители и ребенок имеют полное право получить консультацию логопеда и принять решение о необходимости занятий со специалистом вне школы.
Логопед бесплатно доступен в детских поликлиниках, однако там может быть большая очередь. Выбор платных занятий достаточно широк. Здесь лучше ориентироваться на отзывы и приходить к логопеду, имеющему сформированный положительный имидж.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аванесов В.С. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики.//Материалы сайта httр://uсhеbа.сом/ur_rus/к_меtоdкорilка/аvаnеsоv.htм
2. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 381 c.
3. Акименко, В. М. Ваш домашний логопед. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста / В.М. Акименко. - М.: Феникс, 2006. - 256 c.
4. Акименко, В. Н. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями [Текст] / В. Н. Акименко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2012. – 79 с.
5. Арбекова, Н. Е. Журнал индивидуальной работы учителя-логопеда / Н.Е. Арбекова. - Москва: РГГУ, 2014. - 168 c.
6. Бачина, О. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи [Текст] / О. В. Бачина, Л. Н. Самородова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
7. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
8. Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет / С.В. Бойкова. - М.: Каро, 2010. - 176 c.
9. Вакуленко, Л.С. Консультации логопеда. Средняя группа / Л.С. Вакуленко. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 803 c.
10. Валерий, Вотрин Логопед / Вотрин Валерий. - М.: Новое литературное обозрение (НЛО), 2012. - 513 c.
11. Веселая логопедия. Буква С. - М.: Детский мир, 2013. - 922 c.
12. Визель, Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка: в помощь родителям [Электронный ресурс] // В. Секачев. 2011. URL: http://library.brkmed.ru/slide/732/ (дата обращения: 16.01.2017).
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Электронный ресурс] // Лабиринт. 1999. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0162/1_0162-1.shtml (дата обращения: 15.01.2017).
14. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у подростков и взрослых. Пособие для логопеда / Н.А. Гегелия. - М.: Владос, 2011. - 970 c.
15. Гегелия, Н.А. Исправление недостатков произношения у подростков и взрослых. Пособие для логопеда / Н.А. Гегелия. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 272 c.
16. Гомзяк, Оксана Степановна Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь 1 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе / Гомзяк Оксана Степановна. - М.: ГНОМ и Д, 2016. - 845 c.
17. Докутович, В. В. Дневник учителя-логопеда ДОУ. Планирование деятельности, отчетность / В.В. Докутович, Л.Е. Кыласова. - М.: Учитель, 2014. - 68 c.
18. Журавлева, А. Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. - М.: Эксмо, 2011. - 112 c.
19. Зуева, Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 4. Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф / Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко. - М.: АСТ, Астрель, 2003. - 80 c.
20. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. – М. : ВЛАДОС, 2017. – 279 с.
21. Коноваленко, В. В. Автоматизация свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 1 / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2013. - 80 c.
22. Кузнецова И.Г., Головинская Е.Ю. Педагогическая диагностика причин школьных трудностей. Самара 2001.
23. Кузьмина, Е. В. Бланковые методики в работе логопеда / Е.В. Кузьмина. - М.: Сфера, 2009. - 64 c.
24. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологической речи детей [Текст] / Р. Е. Левина // Специальная школа. – 1967. – № 2. – С.121-130.
25. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии [Текст] : метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М. : Просвещение, 2008. – 239 с.
26. Мазанова, Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. - М.: Гном, 2014. - 128 c.
27. Материалы сайта httр://реdsоvеt.оrg/
28. Материалы сайта httр://iемско.ru/indеx.htмl
29. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей. Диагностика обучающихся, испытывающих трудности в обучении.- Новокуйбышевск, 2009 год.- с.93
30. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2005.
31. Основы логопедии [Текст] / под ред. Т. В. Волосовец. – М. : Академия, 2000. – 220 с.
32. Репина, З. А. Поле речевых чудес [Текст] : учеб. пособие по коррекции недоразвития речи у детей с тяжелыми нарушениями / З. А. Репина, Т. В. Васильева, А. Д. Ведерникова. – Екатеринбург : ГриК, 1996. – 189 с.
33. Рыжова, Н. В. Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями [Электронный ресурс] // Ярославский гос. пед. ун-т имени К.Д. Ушинского. 2010. URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met86/met86.pdf (дата обращения: 22.01.2017).
34. Саголакова, Н. П. Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями [Электронный ресурс] // Чебоксары. : Modern education development theory techniques and practice, 2016. URL: https://interactive-plus.ru/en/article/112762/discussion_platform (дата обращения: 02.02.2017).
35. Седых, Н. А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия / Н.А. Седых. - Москва: Огни, 2008. - 288 c.
36. Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник научных статей по итогам научно – исследовательской работы преподавателей, студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за 2015-2016 учебный год.-научное издание, Челябинск,2016 г, - с.202
37. Ткачёва, В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии [Текст] / В. В. Ткачёва. – М. : Книголюб, 2008. – 144 с.
38. Ткачёва, В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии [Текст] / В. В. Ткачёва. – М. : УМК Психология, 2006. – 320 с.
39. Ткаченко, И. В. Личностно развивающий ресурс семьи [Текст] / И. В. Ткаченко. – М. : КРЕДО, 2008. – 278 с.
40. Ткаченко, Т. А. Логопед у вас дома [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М. : Эксмо, 2017. – 288 с.
41. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айресспресс, 2007 – 244 с.
42. Фотекова Т.А., АхутинаТ.В.Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: М.: АРКТИ, 2002.
43. Ханьшева, Г. В. Логопед спешит на помощь / Г.В. Ханьшева, Н.В. Иващенко, Е.В. Иващенко. - М.: Феникс, 2013. - 112 c.
44. Ярош, Е. А. Речевое развитие младших школьников [Текст] / Е. А. Ярош. – Екатеринбург : Форум-книга, 2008. – 400 с.