Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в правовой среде стало возникать множество конфликтов, носящих корпоративный характер. Это связано с возрастающей ролью ведения хозяйственной деятельности и необходимостью осуществления взаимодействия и сотрудничества в процессе ведения такой деятельности для достижения желаемого результата. Проблема конфликта возникает еще на стадии создания корпорации и сопровождает ее всю деятельность.
В российском законодательстве отсутствует дефиниция корпоративного конфликта, что существенно затрудняет его интерпретацию в аспекте правоотношений.
Для Российской Федерации проблема корпоративных конфликтов особенно актуальна, поскольку в отличие от развитых капиталистических стран, где корпоративные отношения и культура ведения бизнеса эволюционировали и развивались в течение нескольких сотен лет, в нашей стране до сих пор не сформировались адекватная правовая база и традиции делового оборота, позволяющие урегулировать конфликт цивилизованным образом. Кроме того, благодатную почву для возникновения конфликтов создают общая непрозрачность и криминализация бизнеса. В таких условиях необходимой задачей антикризисного управления является своевременная профилактика возникновения корпоративных конфликтов, а если конфликт предотвратить не удалось — принятие мер по его скорейшему разрешению.
Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения, связанные с управлением юридическими лицами.
Предметом исследования является совокупность правовых норм гражданского и смежного законодательства, осуществляющие правовое регулирование общественных отношений в сфере корпоративных конфликтов.
Цель исследования состоит в комплексном исследовании понятия и особенностей корпоративных конфликтов в российской правовой доктрине.
Для достижения указанных целей необходимо разрешить следующие основные задачи:
1. Рассмотреть понятие корпоративного конфликта.
2. Определить причины возникновения корпоративных конфликтов.
3. Раскрыть виды корпоративных конфликтов.
4. Проанализировать способы разрешения и минимизации корпоративных конфликтов.
5. Рассмотреть медиацию как альтернативный метод разрешения корпоративных конфликтов.
Методологическую основу данной работы составляют общенаучный диалектический метод познания, а также ряд частно-научных методов, прежде всего, метод системного анализа, сравнительный, догматический и традиционные методы научного исследования.
1. Корпоративный конфликт: понятие и аспекты правового урегулирования
1.1 Понятие корпоративного конфликта
В научной литературе под понятием «конфликт» принято рассматривать отсутствие согласованных действий и столкновение интересов между субъектами определенной сферы. Стоит заметить, что участниками конфликта в правовом отношении могут быть не только физические лица, но и юридические. В частности, корпоративный конфликт возникает в результате имеющихся противоречий как между представителями одной организации, так и разных. Корпоративные конфликты могут возникнуть на любой стадии функционирования организаций: и в период создания, и в период активной хозяйственной деятельности, и в период ликвидации. В том случае, если возникающий конфликт не разрешить на начальной стадии, то в дальнейшем он может стать предпосылкой для череды других конфликтов, что негативно отразится на взаимодействии между участниками экономического процесса. Например, если в результате корпоративного конфликта будет совершен рейдерский захват, то тогда будет значительно снижена инвестиционная привлекательность данной организации.
Как правило, корпоративный конфликт воспринимается исключительно как негативное явление , которое препятствует эффективной хозяйственной деятельности корпорации. Однако это не всегда так: не все корпоративные конфликты в действительности носят деструктивный характер и нуждаются в особых правых механизмах их разрешения и (или) минимизации последствий. Из-за распространенной в науке путаницы в определении юридического корпоративного конфликта и его разграничения от социального и иных видов корпоративных конфликтов, не имеющих правового значения, до сих пор не выработано системное понимание механизмов правового воздействия, направленных на минимизацию и эффективное разрешение юридических корпоративных конфликтов. Фокус исследователей-правоведов данной области порой смещается на экономическое и социальное понимание корпоративного конфликта, в связи с чем предлагаемые ими рекомендации по правовому урегулированию проблем не всегда эффективны. В настоящей работе предпринята попытка систематизировать представленные в науке точки зрения и сформулировать понятие корпоративного конфликта как вида юридического конфликта, а также выделить основания для классификации.
С точки зрения лингвистики понятие «конфликт» имеет латинское происхождение и означает «столкновение противоположных интересов» . Наука конфликтология рассматривает конфликты во всем их многообразии и в широком смысле определяет конфликт как «открытую форму социального противоборства, в рамках которого субъективные интересы одной из сторон реализуются за счет сознательного целенаправленного ущемления (ограничения) интересов другой стороны» или как «активные взаимонаправленные действия каждой из сторон для реализации своих целей, окрашенный сильными эмоциональными переживаниями» . Таким образом, можно сделать вывод, что конфликт представляет собой активную форму столкновения интересов сторон.
Юридическая конфликтология в свою очередь выделяет особый вид конфликта - юридический конфликт и определяет его как «открытое противоборство между двумя (и более) субъектами права, обусловленное противоречиями их юридически значимых интересов, влекущее наступление юридически значимых последствий и преодолеваемое при помощи юридических средств, методов, технологий» .
Указанная в данном определении совокупность признаков выделяет юридические конфликты из всего многообразия конфликтов, в том числе социальных конфликтов.
Помимо указанных признаков, присущих корпоративному конфликту как виду юридического конфликта, его особенности определяются также характеристикой «корпоративный», то есть связанный с корпоративными отношениями, что помогает выделить корпоративный конфликт из многообразия юридических конфликтов.
В статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - «ГК РФ») корпоративные отношения определяются как отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими. Статья 65.1 ГК РФ выделяет два ключевых признака корпоративных правоотношений: (1) учредители (участники) корпоративных юридических лиц обладают правом участия (членства) в них и (2) формируют их высший орган.
Основываясь на приведенных выше рассуждениях, ученые предлагают различные по объему, субъектам, содержанию и иным характеристикам определения корпоративных конфликтов.
С.Ю. Ковтунова в своей статье, посвященной корпоративным конфликтам утверждает, что в их основе лежат не только естественные противоречия между интересами крупных и мелких акционеров, акционеров и менеджмента, но и борьба инвесторов за контроль над компанией .
А.А. Алехина рассматривает корпоративный конфликт в качестве условия осуществления рейдерского захвата .
А.А. Данельян, определяя корпоративный конфликт, рассматривает его через субъектный состав и содержание корпоративных отношений .
Анализируя все вышеприведенные определения, можно сделать вывод, что единого подхода к пониманию «корпоративного конфликта» действительно нет. Также, можно отметить, что довольно часто ученые отождествляют такие понятия как корпоративный конфликт и корпоративный спор. На наш взгляд данные понятия не идентичны.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. –2002. – № 30. – Ст. 3012.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30 нояб. 1994 № 51–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федер. закон от 26 янв. 1996 г. №14–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – 29 янв. – №5. – Ст. 410.
5. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 1. – Ст. 1.
6. Федеральный закон от 8.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответ¬ственностью» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 7. – Ст. 785.
7. Федеральный закон от 27.07.2010 № 193–Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Российская газета, № 168, 30.07.2010.
Специальная и научная литература
8. Акимов Л.Ю., Ильютченко Н.В. Медиация в российских компаниях: возможности и перспективы // Вестник арбитражной практики. – 2016. – № 3. – С. 5–12.
9. Алехина А.А. Корпоративный конфликт как условие осуществления рейдерского захвата // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2014. – № 4. – С. 97.
10. Андреев В. К., Лаптев В. А. Корпоративное право современной России : монография / В. К. Андреев, В.А. Лаптев. — 2–е изд., перераб. и доп. – Москва, 2017. – 381 с.
11. Богачева Е.Л. Сущность, причины и виды корпоративных конфликтов в акционерных обществах // Таврический научный обозреватель. – 2015 (2). – С. 149.
12. Данельян А.А. Корпорация и корпоративные конфликты. – М.: Камерон, 2007. – 352 с.
13. Долинская В. В. Понятие корпоративных конфликтов //Законы России: опыт, анализ, практика. – 2010. – №. 6. – С. 4¬11.
14. Ерахтина О.С. Корпоративные конфликты и правовые способы их минимизации // Вестник Пермского университета: Юридические науки. – 2010. – № 3(9). – С.103.
15. Карпенко А. Д. Термины медиации как элемент развития практики в России //Третейский суд. – 2011. – №. 3. – С. 120.
16. Клепоносова М. В. Корпоративные споры: определение понятия в целях разграничения подведомственности и подсудности //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2010. – №. 2. – C.1-3.
17. Ковтунова С.Ю. Корпоративные конфликты: от защиты прав до захвата бизнеса // Вестник Санкт–Петербургского университета МВД России. – 2009.– № 2. – С. 116.
18. Кодекс корпоративного управления, одобренный Центральным Банком Российской Федерации 21 марта 2014 года // [Электронный ресурс] URL: https://www.cbr.ru/statichtml/file/59420/inf_apr_1014.pdf (дата обращения: 27.04.2022).
19. Конфликтология : учебное пособие / Волков Б.С., под ред., Волкова Н.В. – Москва : КноРус, 2020. – С. 16 — (бакалавриат). [Электронный ресурс] URL: https://book.ru/book/932788 (дата обращения: 27.04.2022).
20. Концепция развития законодательства российской федерации на период до 2012 года Москва 2010 // – https://www.hse.ru/data/2013/04/24/1211460276/2010pdf
21. Концепция ТПП России по совершенствованию законодательства Российской Федерации на период до 2021 года, Москва, 2016 //– http://www.kuztpp.ru/download/pravo/
22. Кошелев А. Н., Иванникова Н. Н. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления. – М., 2007. – 265 с
23. Лаптев В. А., Ефименко Е. Н. Корпоративные конфликты: причины возникновения и способы защиты //Lexrassica. – 2013. – №. 3. – С. 268–279.
24. Лялякина Ю.Ю. Готово ли гражданское общество и государство разрешать споры путем применения пока еще новой для российского права процедуры медиации? // Администратор суда. – 2017. – № 3. – С. 8–11.
25. Мазин Д.И. Правовые способы минимизации корпоративных конфликтов // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 20. – С. 471–477.
26. Назарова В. В. Сделки слияний и поглощений: мотивы и факторы //Финансовый менеджмент. – 2013. – №. 6. – С.27.
27. Никологорская Е.И. Урегулирование корпоративных конфликтов в акционерных правоотношениях // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2007. – № 7. – С. 19.
28. Петренко Е.Г., Клец А.О. Институт современной медиации в зарубежных странах // Гуманитарные, социально–экономические и общественные науки. – 2019. – №4. – С. 150–153.
29. Рогозова А.Ю. Правовые способы минимизации внутренних корпоративных конфликтов // Юридические науки, правовое государство и современное законодательство. – Сборник статей VII Международной научно–практической конференции. 2019. – С. 68–72.
30. Ромашов Р.А. Юридическая конфликтология : учебник. – Москва : КноРус, 2021. – С. 21 [Электронный ресурс] URL: https://book.ru/book/938412 (дата обращения: 27.04.2022).
31. Семилютина Н.Г. Корпоративные споры И развитие альтернативных механизмов разрешения споров // Журнал российского права. – 2015. – № 2. – C. 115–118.
32. Словарь иностранных слов и выражений / авт.– сост. Н.В. Трус, Т.Г.Шубина. – Минск: Литература, 1999. – 827 с.
33. Фейзрахманова Д.Р. Понятие корпоративного конфликта: современный взгляд // Российская юстиция. – 2019. – № 12. – С. 69–72.
34. Филиппова С.Ю. К вопросу о понятии корпоративного конфликта // Российская юстиция. – 2009. – № 12. – 31 – 35.
35. Фроловский Н. Г. Понятие корпоративного спора //Законы России: опыт, анализ, практика. – 2010. – №. 6. – С. 11–16.
36. Худойкина Т. В. Применение посредничества как примирительной процедуры при разрешении правовых споров и конфликтов в России //Социально–политические науки. – 2012. – №. 4.
37. Чепурнов М.А. Анализ применения альтернативных методов урегулирования споров США и России // Актуальные проблемы современных форм защиты прав и свобод человека и гражданина. Сборник научных статей и тезисов по материалам Международной научно–практической конференции. – 2017. – С. 532–534.
38. Шиткина И. С. (ред.). Корпоративное право: учеб. для вузов по специальности Юриспруденция. – Wolters Kluwer Russia, 2007.
39. Якушев В. С., Белых В. С. Правовое обеспечение экономической деятельности. Дорожинская Е. А. Корпоративное право учебное пособие. – М., 2015. – 432 с.