Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУТЬ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Понятие и суть таможенного регулирования 6
1.2 Основные особенности современного таможенного регулирования 9
2. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ДРУГИМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА 20
2.1 Основы взаимодействия Федеральной Таможенной Службы РФ с другими правоохранительными органами 20
2.2 Перспективы улучшения взаимодействия Федеральной Таможенной Службы РФ с другими правоохранительными органами 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
Фрагмент для ознакомления
2
Таким образом, можно сделать вывод о том, что таможенное регулирование включает систему знаний и закономерностей при управлении таможенными органами. В этом процессе присутствуют особые формы принципы и методы. Ведущая цель таможенного регулирования – анализ и реализация данных форм, принципов и методов управления.
В практическом понимании таможенное регулирование представляет систему управления таможенными органами для повышения результативности государственных функций в направлении таможенных операций. Ведущей целью в этом процессе является процесс управления системой таможенных органов на уровне государства.
1.2 Основные особенности современного таможенного регулирования
Таможенная деятельность в своей работе подчиняется ряду нормативно-правовых актов. Первостепенное значение из них имеет Федеральный закон № 289 «О таможенном регулировании» и Распоряжение правительства РФ № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы РФ до 2030 года» .
Установление правовых и организационных основ работы таможенных органов РФ принято в Федеральном законе «О таможенном регулировании в ст1, п. 2, пп. 3. Данные нормативные основы выделяют правила и особое положение в технологиях, методологии управления таможенным регулированием в России.
Перспективы развития таможенного регулирования и целевые ориентиры устанавливаются с помощью концепции и программы развития таможенной службы. Данные документы принимали в 1992, 1996, 1999, 2001, 2004, 2012 и 2020 годах. В 2020-ом году было завершено принятие разрабатываемой с 2012 года «Стратегии развития таможенной службы России до 2020 года». В мае 2020 года была принята новая стратегия на следующие 10 лет. Стратегия-2030 выделены основные нормативы, реализующиеся через проведение плановых мероприятий по осуществлению Стратегии-2030 на период с 2021 по 2030 года. В данный момент функционирует первый этап с 2021 по 2024 года.
Разработка и принятие Стратегии-2030 осуществляется в ходе масштабных работ. Изначально был составлен и подготовлен её проект, он обсуждался в государственных структурах при участии бизнес-сообщества. Например, на одном из заседаний общественного совета Федеральной таможенной службы в 2019 году выделили наиболее ценные ориентиры Стратегии-2030. Среди них отнесены:
- обновление инфраструктуры в пунктах пропуска;
- образование систем отслеживания товаров в экономическом пространстве ЕАЭС;
- инновационное обновление системы таможенного транзита при помощи внедрения технологии искусственного интеллекта;
- переход на электронный документооборот;
- совершенствование системы риск-менеджмента.
Процесс реализации Стратегии-2030 соответствует правилам и нормативам, которые предусмотрены действующим правовой базой и утвержденным приказом ФТС РФ № 1380 «Регламент Федеральной таможенной службы» . Данный нормативно-правовой акт выделил внутреннее функционирование таможенных ведомств:
- определены полномочия руководителей, организационная структура управления;
- принят порядок реализации и организации документооборота;
- определён процесс планирования и организации работ;
- организован процесс взаимодействия ФТС со значимыми для работы ведомствами РФ;
- сформирована основа организация территориальных органов ФТС.
Основным содержанием Стратегии-2030 является целевая направленность работы и стратегической траектории в развитии таможенной службы РФ. В Стратегии-2020 ведущие процессы были обозначены как «Основные направления совершенствование таможенной деятельности».
Дальнейшее развитие таможенного регулирования в России нацелено на его трансформацию в качественно новое состояние. Осмысленное понимание этого процесса является значимым как для должностных лиц и таможенных органов, включая разные функционирующие единицы, для обучающихся в вузах будущих специалистов таможенной отрасли, для работников, так и для проходящих таможенный контроль участников внешнеэкономической работы .
Выделенные значимые направления развития достаточно полно раскрыты в Стратегии-2030. Обновлённая стратегия разрабатывалась с учётом преемственности ведущих ориентиров из Стратегии-2020. В ней присутствуют новые подходы в формировании модели управления таможенными органами, которая отличается особенными функциями и методами.
Преемственность стратегии может подтвердить и единообразный подход к определению направлений в развитии ФТС РФ. Таможенное администрирование, международное взаимодействие, регулирование экономических процессов, экспертно-криминалистические направления, риск-менеджмент, таможенный контроль, правовые аспекты и ряд других критериев представлены в обоих стратегиях. При этом, их наполнение отличается. Стратегия-2030 содержит много инновационных методов и обновлений, соответствующих новой экономической реальности.
Например, направление развития кадров в Стратегии-2030 содержит:
- новые мотивационные программы;
- использование образовательных технологий;
- дополнения о системе оплаты труда;
- аккредитацию и обновление требований к системе взаимодействия с сотрудниками.
Направление международного взаимодействия включают повышение необходимости обоснования решений за счёт мониторинга мировых тенденций в таможенной области. Существенная модернизация запланирована в направлении фискальных функций. Это направление планируется реализовывать за счёт введения механизма баланса интересов государства при формировании бюджета и членов внешней экономической работы в понижении финансовых издержек и рычагов управления.
Обновление в системе риск-менеджмента состоит в дополнении информационной основы за счёт расширения возможностей международного сотрудничества. Самые существенные преобразования заложены в области таможенного управления. Предусмотрен учёт стандартов и рекомендаций Всемирной торговой организации, деятельности по развитию уполномоченных экономических операторов, повсеместное и обязательное внедрение электронного документооборота. Кроме того, в процессе организации пропуска товаров предусмотрен особый порядок регулирования беспилотным транспортом.
Стратегия-2030 содержит ряд преимуществ. Основным из них является развитие системы общественных связей в таможенном деле. Этот аспект направлен на повышение уровня взаимного доверия между участниками внешнеэкономической деятельности, информирование таможенных служб и общественности о работе таможенных органов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант Плюс: официальный сайт. – 2022. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 02.05.2022)
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022) // Консультант Плюс: официальный сайт. – 2022. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 02.05.2022)
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 09.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.05.2022) // Консультант Плюс: официальный сайт. – 2022. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 02.05.2022)
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от ред. от 29.05.2019) // Консультант Плюс: официальный сайт. – 2022. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 02.05.2022)
5. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 15.04.2022 № 92-ФЗ) // Консультант Плюс: официальный сайт. – 2022. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/(дата обращения: 02.05.2022)
6. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 01.07. 2021 г.) // Консультант Плюс: официальный сайт. – 2022. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262 (дата обращения: 02.05.2022)
7. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Консультант Плюс: официальный сайт. – 2022. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1905/ (дата обращения: 02.05.2022)
8. Приказ Минфина России от 14.09.2020 № 194н «Об утверждении порядка подачи, регистрации или отказа в регистрации пассажирской таможенной декларации» // Консультант Плюс: официальный сайт. – 2022. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362315/ (дата обращения: 02.05.2022)
9. Приказ ФТС РФ от 29.07.2011 № 1555 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже» // Консультант Плюс: официальный сайт. – 2022. - URL: https://base.garant.ru/789537 (дата обращения: 02.05.2022)
10. Приказ ФТС России от 01.02.2016 № 350 «Об утверждении Инструкции о применении таможенного приходного ордера // Консультант Плюс: официальный сайт. – 2022. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142801/5b609482cfcdacf9359330d0ffd40ab86ae49386/ (дата обращения: 02.05.2022)
11. Приказ ФТС России от 04.09.2018 № 1380 «Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.09.2018 № 52242). // Консультант Плюс: официальный сайт. – 2022. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307703/ (дата обращения: 02.05.2022)
12. Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 (ред. от 31.12.2019) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») // Консультант Плюс: официальный сайт. – 2022. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112962/(дата обращения: 02.05.2022)
13. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». // Консультант Плюс: официальный сайт. – 2022. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/62de6eae95a59b101c046143d08662125b1b4032(дата обращения: 02.05.2022)
14. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (ред. от 25.01.2022) // Консультант Плюс: официальный сайт. – 2022. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178556/#:~:text=Решение%20Коллегии%20Евразийской%20экономической%20комиссии,экономического%20союза%20минерального%20сырья%22%2C%20%22Положением (дата обращения: 02.05.2022)
15. Постановление Правительства РФ от 26.03.2020 № 342 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров» // Консультант Плюс: официальный сайт. – 2022. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348846/ (дата обращения: 02.05.2022)
16. Алексеева П.М. Правоохранительная деятельность таможенных органов: основы взаимодействия с иными органами // Символ науки. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravoohranitelnaya-deyatelnost-tamozhennyh-organov-osnovy-vzaimodeystviya-s-inymi-organami (дата обращения: 02.05.2022).
17. Баландина, Г. В, Синельников-Мурылев, С. Г., Пономарев, Ю. Ю., Точин, А. В. Таможенное администрирование в России: направления совершенствования // Экономическая политика. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tamozhennoe-administrirovanie-v-rossii-napravleniya-sovershenstvovaniya (дата обращения: 02.05.2022).
18. Белов, А.А. Менеджмент в управлении таможенными органами // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/menedzhment-v-upravlenii-tamozhennymi-organami (дата обращения: 02.05.2022).
19. Гринько С. Д. Проблемы противодействия коррупции в таможенной сфере // Государственная служба и кадры. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-protivodeystviya-korruptsii-v-tamozhennoy-sfere (дата обращения: 11.05.2022).
20. Глущенко, П. П., Хлуднева, А.С. История зарождения и становления таможенных органов в период VII - начала XX века // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2011. №4 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-zarozhdeniya-i-stanovleniya-tamozhennyh-organov-v-period-vii-nachala-xx-veka (дата обращения: 02.05.2022)
21. Дорожкина, Т.В., Лазарев, Г.И. О современных аспектах осуществления таможенного контроля // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sovremennyh-aspektah-osuschestvleniya-tamozhennogo-kontrolya (дата обращения: 02.05.2022).
22. Ершов, А. Д., Калинина, О. В. Таможенный менеджмент: теоретические подходы, концепции и практика // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2007. №1 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tamozhennyy-menedzhment-teoreticheskie-podhody-kontseptsii-i-praktika (дата обращения: 02.05.2022).
23. Куракин, В. С. Законодательное регулирование деятельности таможенных органов Российской Федерации / В. С. Куракин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 332-335. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81757/ (дата обращения: 02.05.2022)
24. Логинова А. С., Попкова Ж. Г. Развитие и совершенствование таможенного регулирования в СССР и РФ в 1964-2006 гг // Вестник ННГУ. 2014. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-i-sovershenstvovanie-tamozhennogo-dela-v-sssr-i-rf-v-1964-2006-gg (дата обращения: 02.05.2022).
25. Мозер, С.В. Совершенствование правового института цифровой таможни: анализ модели зрелости ВТамО // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. № 2. С. 234–242. URL: http://customs-academy. net/wp-content/uploads/2019/05/001_14.04.19_Mozer-Sergei._Matutity-Model.pdf (дата обращения: 02.05.2022)
26. Стратегическое руководство в области информационных технологий Всемирной таможенной организации. Передовой опыт таможенных служб третьих стран по переходу к цифровой таможне. ЕЭК. Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики. 2018. С. 3–7. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/Documents/обзор_2018.pdf (дата обращения: 02.05.2022)
27. Федоренко, К. П. Таможенный менеджмент как компонент системы управления таможенным регулированием / К. П. Федоренко, О. В. Нетаев // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – 2014. – № 31. – С. 121-136.
28. Федоренко, К. П., Нетаев, О. В. Развитие таможенного менеджмента // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tamozhennogo-menedzhmenta (дата обращения: 02.05.2022).
29. Янковская, Е. С. Целевые стратегические ориентиры и новые технологии как основа реформирования управления таможенной деятельностью // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. №4 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tselevye-strategicheskie-orientiry-i-novye-tehnologii-kak-osnova-reformirovaniya-upravleniya-tamozhennoy-deyatelnostyu (дата обращения: 02.05.2022).