Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Под книжной отраслью в России понимается деятельность по изданию и распространению книжной продукции любого типа, а также специализированных профессиональных и детских журналов.
Книжное дело было в числе первых отраслей, начавших переход к рыночным отношениям. В результате формирования рыночной экономики сложились условия, обеспечивающие возможность реализации основных ее принципов: свобода предпринимательства, конкуренция, установление цен в соответствии с конъюнктурой рынка, оплата труда по результатам деятельности предприятий.
Начало перехода отрасли к рыночным отношениям относится к 1987-1989 гг., когда было разрешено применять договорные цены сначала на подержанные книги, а затем и на значительную часть новых изданий.
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. книжное дело было сверхприбыльной отраслью. С 1994 г. ситуация на книжном рынке меняется в сторону его насыщения, покупатели все тщательнее выбирают книги. Книжное дело перестает быть сверхприбыльным, усиливается конкуренция, все большее значение приобретает качество издательской, полиграфической и книготорговой деятельности, репутация фирмы.
Согласно данным Российской книжной палаты, в 2010 г. российскими книгоиздателями было выпущено 121 738 названий, число которых стабильно растет последние 10 лет на 6,3% в среднем в год. Главным показателем книгоиздания является общий тираж, который ведет себя достаточно циклично. Всплески пришлись на 2003 и 2008 гг. Они совпадали с бумом российской экономики и с выводом на рынок бестселлеров художественной литературы. За 10 лет среднегодовой темп роста тиража составил всего 2,1%.
Ситуацию на книжном рынке после 2020 года вряд ли можно считать типичной и показательной в плане оценки поступательного развития книгоиздательской отрасли, наблюдавшейся в последние годы.
Форс-мажор, вызванный пандемией коронавируса COVID-19, привёл к снижению практически всех экономических показателей, но в целом на фоне некоторых других отраслей российской экономики издательская отрасль продемонстрировала достаточную для возобновления своей планомерной работы стабильность и устойчивость.
Число выпущенных российскими издательствами названий книг и брошюр в 2020 г. сократилось по сравнению с 2019 г. на 13,3%. Совокупный тираж выпущенной книжной продукции снизился почти на 20%. В 2020 г. почти половина (47,5%) выпущенных в стране книг и брошюр была отпечатана тиражом менее 500 экз. Количество издательств, действовавших в Российской Федерации в 2020 г., сократилось по отношению к 2019 г. на 8,8%.
На примере курсовой работы проведем исследование рынка и его ключевых участников, выбор наиболее перспективных направлений и возможностей для компании «Эксмо-АСТ», обоснование исследовательского вопроса.
Дадим общую характеристику рынка книжной продукции, проведем анализ основных трендов и потребительских предпочтений, наиболее перспективных и востребованных направлений, барьеры развития рынка.
Рассмотрим перспективные сегменты рынка и анализ ключевых игроков рынка, а также ключевые характеристики деятельности компании «Эксмо-АСТ».
Составим План - обоснование реализуемой предпринимательской идеи.
Дадим маркетинговое обоснование бизнес - идеи: стратегия, тактика и прогноз продаж нового продукта, влияние нового проекта на организационную структуру компании «Эксмо-АСТ», используемые технологии, обоснование необходимой численности персонала для реализации нового проекта.
Спрогнозируем финансовое обоснование предпринимательской идеи.
Глава 1. Исследование рынка и его ключевых участников, выбор наиболее перспективных направлений и возможностей для компании «Эксмо-АСТ», обоснование исследовательского вопроса
1.1 Общая характеристика рынка книжной продукции, анализ основных трендов и потребительских предпочтений, наиболее перспективных и востребованных направлений, барьеры развития рынка
Сегодня, несмотря на развитие Интернета и торговли по каталогам, в России, по мнению всех без исключения экспертов книжного рынка, книжный магазин остается основным инструментом донесения книги до покупателя. Но данных торговых площадок катастрофически не хватает. Так, по расчетам ТОП-книги ныне в России на 1 книжный магазин приходится 60 тысяч жителей, в то время как в Европе (Чехии, Германии, Венгрии) – 10 тысяч жителей. Причем, распределение «магазинов-жителей» в нашей стране осуществляется далеко неравномерно.
В настоящее время в России имеется не более 4,5 тыс. предприятий, называющих себя книжными магазинами. Реально работает 3 тыс. книжных магазинов различных форматов, то есть магазинов площадью не менее 50 кв. м., где книжная торговля является основной. Около 2 тыс. из них составляют независимые не сетевые магазины, 500 – сети издателей, 500 – независимые сети.
Основная доля оборота книготорговых компаний по-прежнему приходится на стационарную книжную торговлю – около 70%, что объясняется медленным развитием других каналов продаж (интернет-магазинов, почтовой торговли, торговли по каталогам и др.).
В России розничная торговля строится по такой схеме: издательства активно создают собственные розничные сети, куда поставляют в основном свой ассортимент. При этом ассортимент конкурентов ставится с большей торговой наценкой, чем на остальную часть книг. Есть и примеры стратегических партнерств, когда издательства не диктуют розничным сетям, какой ассортимент продавать, но таких случаев меньше. Подобная политика издательств негативно влияет на обороты торговли, поскольку потребителю интересен магазин с максимально большим ассортиментом литературы. Книжный рынок активно развивался в 80-90 годы прошлого тысячелетия. Именно тогда, когда интернет еще не охватил весь мир создавалось много издательств и книжных магазинов. Появлялось множество авторов. 90-е годы знамениты всплеском новых авторов, которые появлялись буквально каждый день.
Рассмотрим тенденции мировой книжной отрасли, которые присущи и российскому книжному рынку:
• Зависимость от фазы экономического цикла. Динамика книжного рынка во многом определяется уровнем потребительских расходов, которые сильно зависят от фазы экономического цикла. Так, например, в 2019 г. в связи с кризисом провалилась вся книжная торговля.
• Высокий уровень конкурентной борьбы. Российские издатели предлагают широкий ассортимент книжной продукции, которая зачастую связана с другими масс-медиа.
• Снижение интереса к чтению, появление и повсеместное распространение товаров-заменителей, высокая компьютеризация образования и культуры, появление электронных библиотек вынуждает издателей искать пути диверсификации производства.
• Увеличение активности слияний и поглощений, которое началось еще до кризиса и было подстегнуто как мировым экономическим кризисом, так и стагнацией книжного рынка.
• Рост доли интернет-продаж книг. Если в 2018 г. доля интернет-продаж составляла 6%, то в 2020 г., по консолидированной оценке, экспертов книжного рынка эта доля превышает 8%.
• Рост продаж электронных книг. По оценкам компании «ЛитРес», объем рынка электронных книг в 2020 г. составил 2 млн долл. США (около 1% книжного рынка), демонстрируя рост на 100% ежегодно.
Рассмотрим те тенденции, которые характерны только для российского книжного рынка:
• Концентрация книжного бизнеса в Москве. Ситуация в регионах России очень сложная, именно там происходит катастрофическое снижение продаж в связи с падением интереса к чтению и сильным удорожанием потребительской корзины.
• Проблема пиратства и отсутствие законодательной базы об электронном книгоиздании. Это является серьезной причиной, тормозящей развитие электронных книг, поскольку доля пиратства составляет большую часть рынка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. 1. Налоговый кодекс РФ.
2. Пархоменко М.Б, Кощеев В.В. Налоги, учет, отчетность и ответственность 2009. Справочное пособие. Екатеринбург. Ажур 2009.
3. http://www.openbusiness.ru/html/books2.htm
4. http://planetahr.ru/publication/2577.
5. https://eksmo.ru/
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Эксмо-АСТ
7. Гранатуров В. М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения - М.: Издательство «Дело и сервис»,1999.
8. Котлер И.О. Основы маркетинга – М.: Прогресс, 1990.
9. Уткин Э.А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. – М.: Тандем, Эксмос, 1998.
10. Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е., Кислякова Н.А. Основы менеджмента: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2015.
11. Есенькин Б.С., Коган А.Ф. Предпринимательство в книжном деле: Учебное пособие / Б.С. Есенькин, А. Ф. Коган. М.: Изд-во МГУП, 2004.
12. Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И.М. // Экономика и организация издательского дела: Краткий курс. М.: МГУП, 2015.
13. Книжная культура: Опыт прошлого и проблемы современности; к 285-летию основания Академической типографии в России: Материалы V международной научной конференции (Москва, 24-26 октября 2012 г.) / отв. ред. В.И. Ваильев; сост.: Д.Н, Бакун, М.А. Ермолаева: В 2 т. М.: Наука, 2012. - ISBN 978-5-02-037550-5.
14. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под общ. ред. В.В.Григорьева. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2018. - ISBN 978-5-904427-58-0
15. Коган А.Ф., Сократова Т.С. Книжный бизнес в России: состояние и перспективы: монография. - М.: МГУП, 2015.