Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Менингококковая инфекция продолжает оставаться актуальной проблемой для здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы, что обусловлено широким спектром ее клинических проявлений - от бессимптомных переносчиков бактерий и острого назофарингита до молниеносной менингококкемии и гнойного менингоэнцефалита, которые имеют летальный исход в течение первых трех дней.
Заболевание, чаще всего, протекает в виде вспышек в закрытых или тесных группах населения (дети в организованных группах, военнослужащие, туристы, паломники). Основная опасность при распространении менингококковой инфекции заключается в том, что пациенты на ранних стадиях болезни чувствуют себя хорошо, но активно выделяют возбудитель. Есть еще категория бактерионосителей - это люди, которые могут выделять менингококковые бактерии, не заболевая сами.
Каждые 3-5 лет в России происходят вспышки менингококковой инфекции, уносящие несколько жизней. Медицинские сестры играет важную роль в лечебно-диагностическом процесс при данном заболевании.
Цель: Изучить особенности сестринской деятельности при менингококковой инфекции.
Задачи:
1.Рассмотреть этиопатогенез менингококковой инфекции;
2.Изучить клинику и лечение;
3.Проанализировать сестринский процесс при менингококковой инфекции.
Объект: Проявления менингококковой инфекции.
Предмет: Сестринский процесс при менингококковой инфекции.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Этиопатогенез менингококковой инфекции
Менингококковая инфекция (МКИ) – острое инфекционное заболевание с аэрозольным механизмом передачи возбудителя, вызываемое менингококком; клинически может проявляться в форме назофарингита, менингококцемии, менингита (менингоэнцефалита) или их сочетания.
Этиология МКИ.
Возбудитель МКИ – Neisseria meningitidis - грамотрицательный кокк, который в мазках из патологического материала располагается попарно и имеет характерную форму кофейных зерен (диплококк Вексельбаума).
Оптимальная температура для роста 37 °С, при более низких температурах быстро погибает, о чем необходимо помнить при транспортировке биологического материала для лабораторного исследования, т.к. несоблюдение температурного режима при доставке пробы в лабораторию приводит к значительному снижению вероятности высева менингококка.
Эпидемиология
По антигенным признакам нейссерии подразделяются на 12 серологических групп, наибольшее эпидемиологическое значение принадлежит A, B, C, X, Y, Z,135W серотипам. [5]
Менингококки относительно быстро гибнут в окружающей среде, нагревание до 50º C вызывает гибель в течение нескольких минут, могут сохраняться несколько часов при охлаждении менее 10º C.
Быстро погибают при воздействии дезинфицирующих веществ и ультрафиолетового облучения.
Заболевание распространено повсеместно, наиболее высокий уровень заболеваемости регистрируется в регионе «менингитного пояса», расположенного в регионах Африки вдоль пустыни Сахары.
Эпидемические подъёмы фиксируются в зимне-весенний период, спорадические случаи возникают на протяжении всего года.
Менингококковая инфекция относится к типичным антропонозам, источником инфекции в 1–30% случаев является больной человек, в 70–80% случаев источником инфекции являются бессимптомные бактерионосители. Любая из форм менингококковой инфекции сопровождается формированием типоспецифического иммунитета.
Наиболее часто заболевают дети до пяти лет и взрослые в организованных коллективах (школьники, дети дошкольных воспитательных учреждений, военнослужащие).
Распространяется инфекция воздушно-капельным путём при тесном длительном контакте в помещениях с повышенной влажностью и температурой воздуха. Повышают вероятность заболевания менингококковой инфекцией несоответствующий иммунный ответ макроорганизма при переохлаждениях, физических и психических перегрузках, иных неблагоприятных факторах.
Патогенез
После попадания менингококка в организм возможными становятся следующие механизмы развития инфекционного процесса:
1. Формирование колоний на слизистой носоглотки без клинических проявлений (здоровое носительство).
2. Внедрение менингококка в организм с возникновением местной воспалительной реакции (назофарингит).
3. Внедрение менингококка в сосудистое русло (менингококкемия) с повреждением стенки сосуда (геморрагическая сыпь, развитие синдрома диссеминированного внутрисосудистого свёртывания, инфекционно-токсического шока).
4. Распространение менингококка в центральную нервную систему с поражением оболочек мозга, структур мозга, развитием отёка головного мозга. [8]
Циркулируя в кровеносном русле, менингококки выделяют эндотоксин, который, взаимодействуя с эндотелием сосудов, провоцирует выброс биологически активных веществ, запускающих определённую последовательность воспалительных реакций. Активируется система фактора Хагемана – калликреин-кининовая, свёртывающая, фибринолитическая, что приводит к генерализованному внутрисосудистому свёртыванию (гиперкоагуляции).
В мелких сосудах формируются многочисленные бактериальные тромбы, клинически проявляющиеся геморрагическим синдромом, образованием патогномоничной геморрагической сыпи. Диссеминированное внутрисосудистое свёртывание сопровождается значительным расходованием факторов свёртывающей системы крови и развитием гипокоагуляции с формированием массивных кровоизлияний в кожу и внутренние органы.
В случае повышенной аллергизации и нарушении реактивности макроорганизма, геморрагические изменения во внутренних органах развиваются катастрофически быстро, приводя к летальному исходу.
Распространение менингококка через гематоэнцефалический барьер сопровождается массивным размножением менингококка в субарахноидальном пространстве с вовлечением в патологический процесс мягких мозговых оболочек и развитием гнойного менингита, а в дальнейшем – отёка-набухания головного мозга.
Наиболее тяжелое течение менингококковой инфекции возникает в случаях распространения воспаления на эпендиму желудочков и ткань головного мозга.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анненкова, И.Д. Инфекционные болезни у детей: Учебник для педиатрических факультетов медицинских вузов / И.Д. Анненкова, И.В. Бабаченко, Е.В. Баракина. - СПб.: СпецЛит, 2012. - 623 c.
2. Белоусова, А.К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии: Учебник / А.К. Белоусова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 364 c.
3. Бережнова, И.А. Инфекционные болезни: Уч. Пос / И.А. Бережнова. - М.: Риор, 2015. - 152 c.
4. Богомолов, Б.П. Инфекционные болезни / Б.П. Богомолов. - М.: МГУ, 2006. - 592 c.
5. Венгеров, Ю.Я. Инфекционные болезни / Ю.Я. Венгеров, Т.Э. Мигманов, М.В. Нагибина. - М.: Энциклопедия, 2004. - 496 c.
6. Климов, В.А. Инфекционные болезни и беременность / В.А. Климов. - М.: МЕДпресс-информ, 2009. - 288 c.
7. Комар, В.И. Инфекционные болезни и сестринское дело / В.И. Комар. - Минск: Вышэйшая школа, 2008. - 398 c.
8. Комар, В.И. Инфекционные болезни и сестринское дело / В.И. Комар. - Минск: Вышэйшая школа, 2013. - 412 c.
9. Кудряшов, А.А. Инфекционные болезни животных / А.А. Кудряшов, А.В. Святковский. - СПб.: Лань, 2007. - 608 c.
10. Лобзин, Ю.В. Инфекционные болезни с поражением кожи / Ю.В. Лобзин, Ю.П. Финогеев, В.М. Волжанин. - СПб.: Фолиант, 2003. - 240 c.
11. Малов, В.А. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии: Учебник / В.А. Малов. - М.: Академия, 2009. - 320 c.
12. Марри, Р. Инфекционные болезни у детей. / Р. Марри. - М.: Практика, 2006. - 928 c.
13. Пак, С.Г. Инфекционные болезни / С.Г. Пак. - Ереван: МИА, 2008. - 368 c.
14. Пак, С.Г. Инфекционные болезни Справочник / С.Г. Пак. - М.: МИА, 2008. - 368 c.
15. Тимченко, В. Инфекционные болезни у детей: учебник / В. Тимченко. - СПб.: Спецлит, 2012. - 623 c.
16. Шувалова, Е.П. Инфекционные болезни / Е.П. Шувалова. - СПб.: Спецлит, 2019. - 575 c.
17. Шувалова, Е.П. Инфекционные болезни / Е.П. Шувалова. - М.: Медицина, 2005. - 696 c.
18. Шувалова, Е.П. Инфекционные болезни: Учебник / Е.П. Шувалова. - М.: Медицина, 2005. - 696 c.
19. Ющук, Н.Д. Инфекционные болезни / Н.Д. Ющук, Н.В. Астафьева и др. - М.: Медицина, 2007. - 304 c.