Фрагмент для ознакомления
2
Русская православная церковь к концу 1950-х гг. представляла собой в экономическом отношении довольно сильную структуру. К 1 января 1957 г. количество зарегистрированных православных храмов в СССР составляло 13 478, при численности духовенства 12 288 чел. Денежные доходы церкви с 1948 по 1957 г. возросли в 3,7 раза и составили 667 млн руб.
До антицерковной кампании, когда денежные поступления священников, помимо оклада, складывались из треб, пожертвований, приношений верующих в натуральной форме (продукты и т.д.), доходы духовенства были еще выше.
Получая значительные денежные средства, духовенство, естественно, старалось превратить их в материальные блага. На протяжении 1940-1950 гг. уполномоченные по делам РПЦ постоянно фиксируют стремление духовенства к повышенному уровню потребления (покупка домов, автомобилей, поездки на курорты и т.д.).
7 июля 1954 г. ЦК КПСС принимает постановление «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения», в котором говорится: «...Надо решительно покончить с пассивностью в отношении к религии. Антирелигиозная работа должна проводиться систематически, со всей настойчивостью, методом убеждения, терпеливого разъяснения и индивидуального подхода к верующим людям» . Аналогичные постановления приняты партийными органами во всех республиках и областях и антирелигиозная работа усилилась. Конечно, не за счет улучшения научно-атеистической пропаганды, убеждения и терпеливого разъяснения. Для этого нужны были кадры, а их как раз и не было. Общество «Знание» не располагало квалифицированными пропагандистами по этому профилю. Учителя школ, средних и высших учебных заведений к такой работе не готовились. Поэтому антирелигиозная работа на местах сводилась к самому простому - нет церкви, значит - нет религии.
Среди методов борьбы с религией в этот период следует выделить борьбу с паломничеством к, так называемым, «святым местам» и «целебным источникам»
В своем циркулярном письме от 1 января 1954 г. Патриарх Алексий I цитирует письмо одного из архиереев: «Приходится сознаться, что духовенство является предметом осуждения и со стороны внешнего его обихода: нарождается-де новый класс капиталистов» . То есть рост доходов духовенства демонстрировал в общем-то небогатому населению социальное расслоение, что могло советскими гражданами рассматриваться как отход государства от социалистических принципов. Не испытывая недостатка в наличности, духовенство стремилось влиять на ситуацию в своих приходах: давало деньги в долг колхозам, за свой счет предлагало благоустроить территорию (такие факты имеются в отчетах уполномоченных).
Были случаи сращивания духовенства и работников сельсоветов. Упрочив свое материальное положение, церковь пытается позиционировать себя важным общественным институтом в социалистическом государстве, что противоречило базовым принципам социализма (религия - частное дело человека).
Начало новому этапу антирелигиозной политики государства дало секретное постановление ЦК КПСС от 24 октября 1958 г. «О записке Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно атеистической пропаганды». В «Записке», в числе прочего, отмечалось, что «в результате повышения доходов руководство православной церкви и религиозных культов сумело создать для духовенства хорошие материальные условия...». По мнению авторов «Записки», это приводит к усилению миссионерской деятельности религиозных организаций и даже участию некоторых руководящих партийных и комсомольских работников в совершении религиозных обрядов. Особо отмечаются попытки духовенства влиять на общественность при помощи благотворительности .
После ХХ съезда КПСС политическое положение Хрущева упрочилось, и в партийных документах вновь появились антицерковные установки.
Во-первых, 16 октября 1958 года Совет Министров СССР принял постановления «О монастырях в СССР» и «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей». Реализация данных нормативных актов предполагала сокращение количества обителей, уменьшение земельных наделов, запрет на применение наемного труда в монастырях, возобновление сбора налогов со строений при существенном росте ставок, увеличение земельной ренты. Данные нормативные акты вносили дезорганизацию в экономическую жизнь церкви, приходы разорялись.
Во-вторых, принятое 4 октября 1958 года секретное постановление ЦК КПСС «О недостатках научно-атеистической пропаганды» предписывало усилить борьбу с «религиозными пережитками» советских людей. Постановление адресовалось всем партийным, общественным организациям, государственным органам .. В ноябре-декабре 1958 года началась новая волна массовой чистки церковных библиотек, со провождавшаяся усилением цензуры. Для ограничения поступления новых изданий была выпущена специальная «Инструкция о порядке пропуска в СССР религиозной литературы и предметов религиозного культа» .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1) Записка Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды»// https://rusoir.ru/03print/03print-02/03print-02-239/ (дата обращения 16.05.2022)
Литература
2) Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., Издательство политической литературы, 2004. – 400 с.
3) Кашеваров А. Н., Кампания в советской печати в период хрущёвского наступления на церковь и руководство Московской патриархии // Вопросы истории. — 2021. — № 4, ч. 1. — С. 227-238.
4) Маринченко А. Н. ОБЩИНЫ РПЦ НИКОЛАЕВЩИНЫ В ПЕРИОД РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ Н.С. ХРУЩЕВА (1954-1964)// Социальное служение Русской Православной Церкви. Материалы конференции 4–6 июня 2015 г. С. 90-91
5) Медведев Р., Время реабилитации // Историк. — 2019. — № 4 (52). — С. 34.
6) Одинцов М.И. Русская православная церковь в ХХ веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2012. РОИР. – 312 с.
7) Растимешина Т.В. Политика российского государства в отношении культурного наследия церкви. Автореферат дис. ... доктора полит. наук. Москва, 2012.– 407 С.
8) Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М.: Крутицкое Патриаршее Подворье; Общество любителей церковной истории, 1999. 400 с.
9) Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.: Вече, Лепта,2010. – 480 с.
10) Шкаровский М.В. 2018. Антирелигиозные гонения 1958-1964 гг. в Ленинградской епархии и противостояние им митрополита Никодима (Ротова). Вестник исторического общества. 2018. № 2. С. 19-33
11) Чумаченко Т.А. Государство и Русская Православная Церковь в 1958-1964 годах: новая политическая война с религией, церковью, верующими// Вестник Челябинского государственного университета, 2014. No 19 Право. Вып. 39: С. 83-90