Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Систематические исследования идентич-ности как психологического феномена начались недавно – в начале ХХ века. С этого времени феномен идентичности начинает восприниматься как необ-ходимая составляющая психической жизни человека, основа большинства фундаментальных психологических исследований. Интерес к проблемам идентичности связан с формированием гуманистической парадигмы в гума-нитарных науках, обозначившей проблемы свободы и ответственности, осмысленности жизни.
Идентичность – это сложный феномен, сложная психическая реаль-ность, содержащая в себе индивидуальные и коллективные уровни сознания, который формируется и развивается в течение всей жизни человека и зави-сит от множества факторов. Жизнь в социуме заставляет человека не только взаимодействовать с ним, но и приспосабливаться к нему на протяжении всей своей жизнедеятельности, чтобы стать неотделимой его частью. Это непре-рывный процесс самоотождествления и формирования своего Я в условиях развития общества и живого интереса к индивидуальности. Идентичность помогает человеку создавать собственные конструкты, которые позволяют ему качественно и оперативно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и обстоятельствам.
В связи с кризисом идентичности современного человека становится актуальным постановка проблемы идентичности, а так же определение структуры и условий ее развития. В контексте последних социальных изме-нений усиливается интерес к проблеме выбора и самовыражения.
Постановка проблемы идентичности личности актуальна и в связи с насущными психокоррекционными задачами, призванными найти средства преодоления непродуктивного выхода из этого кризиса. Следует отметить и факт того, что стремительные социальные изменения, происходящие в со-временном мире, приводят к тому, что тождественность, устойчивость и не-прерывность индивидуального опыта личности, составляющих суть идеи идентичности, нередко переживаются как проблемные и требуют соответ-ственного отношения.
Несмотря на исследовательские работы в отечественной и зарубежной психологии, посвященные идентичности (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, Н.В. Антонова, М.В. Заковоротная, В.А. Ядов, О.Н. Павлова, Л.Б. Шнейдер, Ц.П. Короленко, Н.В.Дмитриева и др.), недостаточно изучена и исследована иден-тичность личности. Наличие данной проблемы определяет цель исследова-ния.
Цель исследования – изучить феномен идентичности личности.
Объект исследования: идентичность личности.
Предмет исследования: феномен идентичности личности студентов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения феномена идентичности личности.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование идентичности личности студентов.
3. Выявить взаимосвязи личностной, профессиональной и гендерной идентичности студентов.
4. Выявить различия личностной, профессиональной и гендерной иден-тичности студентов в зависимости от пола.
Гипотеза исследования: личностная, профессиональная и гендерная идентичности студентов взаимосвязаны между собой. Существуют значимые различия личностной, профессиональной и гендерной идентичности студен-тов в зависимости от пола.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, опрос, те-стирование, методы математической статистики.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов в консультативной и психотерапевтической рабо-те с личностью, находящейся в ситуации ревизии мотивации к жизни и кор-рекции идентичности.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав – теоретиче-ской и практической, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Понятие идентичности в психологии
Идентичность является одним из основных условий развития личности, социальных систем и отношений, связана с проблемой психического благо-получия и выступает значимой частью психической жизни человека. Это спо-собность индивида к слиянию личностного и социального опыта, а также поддержание собственной уникальности и субъектности в постоянно меняю-щемся внешнем мире.
Проблема идентичности широко не освещалась и не исследовалась в гуманитарных науках до 1970-х гг. Повышенный интерес к данному фено-мену в современном мире, а также причины возникновения различных тео-рий идентичности связаны с проблемой личностного выбора и повышенной меры ответственности во всех сферах жизни и идеологии человека [23]. С од-ной стороны, современный человек обрел полноценную свободу в выборе творческого самовыражения, образования, профессии, места проживания, доступности к различным средствам информации и т.д. Однако, с другой стороны, человечество все чаще встречается с кризисами в экономической сфере, экологическими и технологическими катастрофами, политической не-стабильной обстановкой, что неминуемо сказывается на психическом состоя-нии и самоопределении личности.
Понятие «идентичность» тесно связано со становлением понятия «ин-дивидуальное» («отличность в своей единичности», «индивидуальность», «личностность») в различных дисциплинарных контекстах. Использование термина «идентичность» в психологической литературе совпадает со смыс-ловыми значениями таких понятий, как единство, тождественность, целост-ность, подлинность, самобытность, соответствие.
Основатель учения о самосознании У.Джеймс характеризовал личност-ную идентичность как непротиворечивость и последовательность индивида, ощущение тождественности себе, проживание себя «настоящим», реализую-щим свой истинный путь. Важный вывод идеи Джеймса заключается в устой-чивости субъекта, разворачивающего самого себя посредством знаний о себе и понимания своей индивидуальности [7].
К. Ясперс понимает идентичность, как один из признаков сознания «Я». Он выделяет четыре таких признака. Первый – это состояние деятель-ности, осознание себя как активного, деятельного индивида; второй – осо-знание собственного единства: я сознаю, что един с самим собой в каждый момент времени. Третий признак понимается, как осознание собственной идентичности: я сейчас остаюсь тем же, кем и был до этого момента, четвер-тый – «Я» отличен от остального мира [27].
Э. Эриксон первым целенаправленно начал исследовать феномен иден-тичности, изучая психологию подводников, «военный невроз» у военных. Сам термин «идентичность» ввел З.Фрейд, описывая механизмы действия интериоризации при формировании Супер- Эго.
Предпосылками возникновения интереса к данному феномену послу-жили дискуссии эго-психологов об анализе строения личности. Э. Эриксон определял идентичность, как значимую характеристику зрелости и целостно-сти личности, ее тождественность, внутреннюю «непрерывность самопережи-вания индивида», «равенство с собой», объединение переживаний человека своей тождественности с определенными социальными группами.
Формирование идентичности Э. Эриксон описывает как развивающую-ся конфигурацию, которая складывается в детстве путем последовательных «я-синтезов» и перекристаллизации. Конфигурация включает в себя консти-туционную предрасположенность, особенности либидных потребностей, предпочитаемые способности, важные идентификации, действенные защит-ные механизмы, успешные сублимации и осуществляющиеся роли [24].
Таким образом, Э. Эриксон указывает на то, что идентичность – это тождественность человека самому себе. Стоит отметить, что формирование идентичности – это процесс одновременного наблюдения и отражения, про-исходящий на всех уровнях психической деятельности, который помогает индивиду оценивать себя как с позиций других (считает, что другие оцени-вают его сравнивая с собой), так и оценивать суждения других о нем.
Согласно Э. Эриксону, человек проживает восемь психосоциальных кризисов или восемь стадий развития идентичности, сопровождающие его на каждой стадии культурного становления личности в полном жизненном цик-ле, означающих переход от одной стадии к другой. Человек на каждой из стадий выбирает между альтернативными решениями ситуативных и воз-растных задач развития. И от данного выбора зависит успешность или не-успешность последующей жизни.
Возраст с 11 до 20 лет (пятая стадия) является ключевым для приобре-тения идентичности, так как в этот возрастной период происходит борьба между положительным полюсом идентификации «я» и отрицательным. Под-росток в этот период должен интегрировать все знания о самом себе (сын/дочь, брат/сестра, школьник, друг, спортсмен и др.), должен их осмыс-лить, установить связь с прошлым, а также построить перспективу на буду-щее [24].
Если кризис подросткового возраста человек прошел благоприятно, у него происходит формирование чувства идентичности. При неудачном про-текании – идентичность спутана, присутствуют мучительные сомнения отно-сительно себя, неясность перспективы в жизни и своего места в обществе. «Психологический мораторий» – новый термин, который вводит здесь Э. Эриксон, он означает кризисный период между юностью и взрослостью, благодаря которому личность обретает взрослую идентичность и новый взгляд на мир. Психологический мораторий может длиться годами, что осо-бенно свойственно одаренным личностям. Согласно Э. Эриксону, если кри-зис не преодолен, возникает состояние «диффузии идентичности», которая составляет основу патологии данного возраста и в отдельных случаях пред-полагает применение соответствующей психотерапии.
Цельная, сформированная идентичность характеризует индивида как зрелую личность, поэтому Э. Эриксон указывает на то, что способность лич-ности к полноценному решению задач на каждом возрастном этапе, принятие и осознание результатов каждого этапа, важнейшее условие формирования и развития идентичности. В этом случае чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности своей жизни, уверенности во внешнем одобрении [24].
Последователи Э. Эриксона, понимающие необходимость эмпириче-ского исследования идентичности, занялись поиском более строгого и опера-ционального её определения. Наиболее широкую популярность получил подход Дж. Марсиа. Подход к феномену идентичности получил название статусная модель, которую Дж. Марсиа создал на основании эмпирических исследований подростков.
Дж. Марсиа определил идентичность, как структуру эго – внутреннюю динамичную, самосоздающуюся организацию потребностей, убеждений, способностей и индивидуальной истории жизни. Важную роль для формиро-вания идентичности подростка играет его социальное окружение. Дж. Мар-сиа разделил процесс развития идентичности на два этапа – поиск и приня-тие. Первый этап характеризуется рассмотрением возможных потенциаль-ных вариантов идентичности, а также информации о наиболее подходящих путях развития индивида. На этапе принятия человек решает следовать определенному пути идентичности, актуализирует выбранные верования и цели, которые дают ему ощущение целостности и тождественности, миними-зируя неопределенность и дезориентацию [15].
Комплекс когнитивных способностей, черт личности, социальной сре-ды, возможностей саморазвития у каждого человека индивидуален, поэтому это оказывает влияние на такие факторы, как гибкость личности, адаптив-ность, на процесс поиска приемлемых вариантов развития и их количество. Чем более личность зрелая и обладающая большим потенциалом, тем она более свободна в своих выборах и меньше ориентируется на социальные предписания идеалов идентичности [15].
У Дж. Марсиа получилось операционализировать термин «идентич-ность», что позволило ее измерить и оценить, используя качественные пока-затели. Это благотворно сказалось на возможности широкого использования его концепции в психологии и дало толчок для последующих эмпирических исследований.
А. Ватерман выделяет четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности:
1) выбор профессии и профессионального пути;
2) принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений;
3) выработка политических взглядов;
4) принятие набора социальных ролей, включая половые роли и ожи-дания в отношении супружества и родительства [30].
Дж. Мид в рамках символического интерационизма под идентичностью понимал способность осознавать свое поведение, которое неразрывно связа-но с жизнью, как единое целое. Автор выделил два аспекта идентичности: «I» и «mе». «I» характеризовал, как способность человека реагировать на соци-альную ситуацию неповторимым, свойственным только ему образом. «Me» - как продукт социального взаимодействия: индивид воспринимает себя, опи-раясь на точку зрения других индивидов или всей социальной группы. Это человек, обусловленный заданными социумом привычками и нормами пове-дения [13].
Ч. Кули утверждал, что личность и общество имеют общее происхож-дение и, следовательно, понимание «Эго» как изолированное и независимое образование - это иллюзия. Личность, с его точки зрения, формируется соци-альными условиями. Ч. Кули первым обозначил значение субъективно ин-терпретированной обратной связи, получаемой человеком от других [12].
Идентичность в его понимании И. Гоффмана – социальный феномен. Осознание личной идентичности возникает в случае включенности индивида в социальную группу, при взаимодействии его с членами этой группы. При этом акцент делается на символическую коммуникацию – вербальную и не-вербальную [6].
Таким образом, в рамках символического интеракционизма, изучение идентичности происходит в аспекте взаимодействия индивидуальности чело-века с социальным фактором. Индивидуализация и социализация рассматри-ваются как единый процесс развития идентичности. С одной стороны, для формирования идентичности необходимо уметь отделять себя от других, с другой стороны, идентичность и социум обуславливают друг друга и явля-ются целостной системой. Формирование идентичности возможно только в интерперсональной среде, где идентичность становится объектом самопозна-ния в структурах «Я и Другой», «Я и Я», требующие от человека проявление своей индивидуальности через действия.
Х. Тэджфел и Дж. Тэрнер – психологи, представляющие когнитивное направление, создали теорию социальной идентичности [29]. Они выделили четкую структуру и определили компоненты, которые входят в понятие лич-ностной идентичности. Личностная идентичность понимается ими как когни-тивная система, которая выполняет функцию регуляции поведения в опреде-ленных условиях. Она состоит из двух структур: личностная идентичность и социальная. Первая включает в себя физические, нравственные, интеллекту-альные самоопределения. Вторая определяется принадлежностью к социаль-ным группам: национальности, расе, полу и другое. В основе идентификации с группой – желание индивида выявить свою индивидуальность, а при иден-тификации с человеком или «классической идентификации» – желание пре-взойти или косвенно использовать качества другого человека.
Х. Тэджфел разработал теорию биполярного континуума идентично-сти, в котором личностная и социальная идентичности представляют собой два его полюса. На одном полюсе располагаются разновидности социально-го поведения человека, которые определены фактом его группового член-ства, на другом – виды социального взаимодействия, обусловлены индиви-дуальными характеристиками человека [29].
Дж. Тэрнер ввел понятие самокатегоризации – отождествления себя с определенным классом идентичных объектов, в результате чего формируют-ся элементы идентичности, позволяющие человеку систематизировать свой социальный опыт и ориентироваться в своем социальном окружении [29].
Таким образом, когнитивные психологи исследуют процессы установ-ления идентификации человека с социальной группой, что способствует воз-никновению чувству принадлежности к ней, обеспечивает поддержание пози-тивной Я-концепции. Также ими подчеркивается социальное происхождение идентичности, которое влияет на содержательную структуру личности и оценку ее элементов, развивающуюся на протяжении всей жизни человека в соответствии с изменениями социального контекста.
Э. Фромм отмечает, что индивид в поисках социального статуса и кон-формизма испытывает потребность в идентичности, стремится к ней, т.к. идентичность входит в число важнейших характеристик личности. Выражен-ная потребность в идентичности может способствовать достижению свободы и гармонии, которые достигаются через труд и активность личности. Однако доминирующей является потребность в общении и в избегании одиночества, ее можно достичь только формированием социальной идентичности лично-сти [21].
Д. Марлоу, К. Герген утверждают, что постоянных характеристик у человека нет, личность не сохраняет в поведении устойчивости в различных обстоятельствах. Например, такое событие как женитьба или переезд в дру-гое место, может кардинально поменять личность. К. Герген утверждал, что идентичность человека – это сочетание слабых идентичностей, а представле-ние о ней как единой и последовательной психологической структуры, скорее всего, не имеет под собой достаточных оснований [5].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абушенко B.Л. Современная социология: проблемы, рамки, основания. – Мн., 2016. – 502с.
2. Адлер А. Понять природу человека. – М.: АСТ, 2022. – 253 с.
3. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники. – М.: Захаров, 2007. – 413с.
4. Высоков И.Е. Математические методы в психологии. Учебник и прак-тикум. – М.: Юрайт, 2016. – 388 с.
5. Герген К. Дж. Социальная конструкция в контексте / Пер. с англ. А. А. Киселева, Ю. С. Вовк. – Харьков: Гуманитарный центр, 2016. – 328 с.
6. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. – М.: Канон-Пресс-Ц, 2000. – 304с.
7. Джемс У. Психология.- М.: Рипорл – классик, 2018. – 367с.
8. Заковоротная М.В. Идентичность человека: социально-философские аспекты. – Ростов-на-Дону,2009. – 198с.
9. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознании. – М.: Политиз-дат, 1984. – 336 с.
10. Лекторский В.А. Философия психологии. – М.: Политическая энцикло-педия, 2016. – 396 с.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность – М.: Смысл, Акаде-мия, 2005. – 352 с.
12. Маслова Е.С. Идентичность личности в контексте междисциплинарной интеграции // Гуманитарий Юга России. – 2019. – Том. 8. – № 1. – C. 87 – 94.
13. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и перевод-чик В.Г. Николаев. Отв. ред. Д.В. Ефременко. – М.: РАН. ИНИОН, 2009. – 290 с.
14. Мухина В.С., Мелков С.В. Внутренняя позиция личности как основа развития гражданской идентичности // Культурно-историческая психо-логия. – 2022. – Том 18. № 1. – С. 105–112.
15. Парамузов А.В., Несмеянова Р.К. Создание и анализ психометрических свойств опросника «Статус управленческой идентичности» // Органи-зационная психология. – 2019. – Т. 9. – № 3. – С. 120–152.
16. Путилова Л.М. Философия и история образования : учебник для вузов / Л.М. Путилова, М.И. Бубнова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 234 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: АСТ, 2022. – 705 с.
18. Сарджвеладзе Н.И. Травма и психологическая помощь / / Н.И. Сардж-веладзе, З. Беберашвили, Д. Джавахишвили и др. – М.: Смысл, 2019. – 179 с.
19. Смолякова Т. Особенности профессиональной идентичности студентов творческих вузов // Психологические исследования. – 2012. – 5(21). – С. 22 – 30.
20. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983. – 283 с.
21. Фромм Э. Бегство от свободы. Пер. с англ. – М.: АСТ, 2017. – 288 с.
22. Хабермас Ю. Структурное изменение публичной сферы. Исследования относительно категории буржуазного общества. – М.: Весь мир, 2016. – 342с.
23. Шнейдер Л.Б. Психология идентичности: учебник и практикум для ба-калавриата и магистратуры. 2-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 328 с.
24. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Эксмо, 2013. – 365 с.
25. Юнг К.Г. Отношения между эго и бессознательным: [Пер. с нем.]. – М.: АСТ, 2021. – 320 с.
26. Ярошевский М.Г. Экзистенциальная психология и проблема личности // Вопросы психологии. – 1973. – №6. – С. 25 – 39.
27. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: КоЛибри, 2020. – 1056 с.
28. Яшин А.В. Феномен идентичности и его современная эволюция // Вест-ник Вятского государственного гуманитарного университете. – Киров, 2012. – № 4. – Т. 4. – С. 50 – 53.
29. Tajfel H., Turner J. The social identity theory of intergroup behavior // S.Worchel, W. Austin. (Eds). Psychology of inter group relations. – Chica-go: Nelson-Hall, 1986. – P. 7–24.
30. Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review// Devel. Psychol. – 1982. – V.18. – N3. – Р. 341 – 358.