Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что важнейшая роль в обеспечении экономических интересов государства и в обеспечении экономической безопасности принадлежит таможенному делу - одному из базовых институтов экономики. Развитие международной торговли потребовало приведения российского таможенного законодательства в соответствие с мировыми стандартами.
Предметом курсовой работы являются методы, и средства обеспечения соблюдения мер таможенного контроля. Структурой же в свою очередь являются таможенные режимы, контроль, принципы перемещения через таможенную границу.
Данное исследование может быть использовано в ходе дальнейшей разработки регулятивных норм торгового и таможенного законодательства. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в преподавании таких дисциплин как коммерческое право, предпринимательское право, международное коммерческое (торговое) право, таможенное право, таможенное право и др.
Одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля. Преобразования, произошедшие в социально-экономическом строе страны, внесли изменения в таможенное дело, в частности, в таможенный контроль.
Цель - раскрыть сущность таможенного контроля, его формы и принципы, а также описать процедуру проведения таможенного контроля.
Объектом данной курсовой работы является таможенный контроль.
Предметом - институт таможенного контроля, правовые основы его осуществления.
Задачи:
- рассмотреть таможенный контроль, его сущность и принципы проведения;
- изучить виды, формы и порядок проведения таможенного контроля;
- проанализировать таможенную проверку как новую форму таможенного контроля.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Таможенный контроль, его сущность и принципы проведения
Для реализации комплекса функций, возложенных на таможенные органы, прежде всего, необходимо осуществление таможенного контроля товаров и транспортных средств. В международной практике данный принцип является общим для всех стран. В Генеральном приложении Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (далее Киотская конвенция) говорится, что таможенный контроль - это меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и правил, обеспечение исполнения которых возложено на таможенную службу.
Для того чтобы таможенная служба могла надлежащим образом применять эти законы и правила, все международные перемещения товаров должны декларироваться для санкционированного таможней применения и использования.
В Таможенном кодексе Евразийского экономического союза в статье 4 пункте 1 подпункте 31 упоминается, что таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза [1].
Содержание понятия таможенного контроля ориентировано на общепризнанные нормы и практику, так согласно Киотской конвенции, таможенный контроль направлен исключительно на обеспечение соблюдения таможенного законодательства. Указанное положение способствует концентрации усилий таможенных органов на выполнение тех функций, которые могут быть реализованы исключительно ими к их компетенции.
Цель таможенного контроля состоит в проверке соблюдения законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также соблюдения условий избранного таможенного режима и осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела.
Институт таможенного контроля понимается двояко: во-первых, как общий статус (правовой режим) перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Во-вторых, как совокупность проверочных мероприятий.
В качестве объекта таможенного контроля следует выделить государственные интересы, заключающиеся в обеспечении соблюдения физическими лицами и участниками ВЭД положений, регулирующих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также осуществление деятельности, контроль за которой возложен на таможенные органы.
В зависимости от того, на что непосредственно направлена проверочная деятельность таможенных органов, выделяют следующие предметы таможенного контроля:
- товары и транспортные средства (перемещаемые либо перемещенные через таможенную границу РФ);
- документы и сведения, необходимые для таможенных целей;
- предпринимательская деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы [6].
Последний из вышеперечисленных предметов таможенного контроля отражает одну важную его особенность - случаи, непосредственно не связанные с перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Поскольку нет перемещения, значит, нет и таможенного оформления (за исключением случаев изменения таможенного режима), а это уже придает самостоятельность таможенному контролю, отделяя его от процедуры таможенного оформления. Будучи систематической проверкой деятельности, данный вид контроля может быть обозначен надзором. В отличие от контроля конкретных предметов (товаров, документов, транспортных средств) таможенный надзор — проверка более абстрактная и включает в себя множество предметов (порядок ведения учета хранящихся на таможенных складах товаров, работоспособность охранной сигнализации, соблюдение пропускного режима на территории склада временного хранения, соблюдение порядка проведения операций с хранящимися товарами и др.).
Документы, необходимые для таможенного контроля могут рассматриваться в качестве предметов контроля как при оформлении перемещаемых товаров и транспортных средств либо оформлении изменения таможенного режима, так и при проведении таможенного надзора. Причем по назначению их, возможно, разделить на несколько видов:
- документы, необходимые для таможенного оформления и контроля;
- документы, необходимые для контроля (надзора).
В Киотской конвенции заложены следующие принципы таможенного контроля:
1. Таможенные службы должны переключаться от контроля сугубо за перемещениями (товаров и транспортных средств) к контролю, основанному более на методах аудита, например, переходить от введения упрощенных процедур к разрешению внутреннего контроля участниками внешней торговли. Это позволит таможенным службам справиться с ростом объемов мировой торговли в условиях растущей необходимости в ограничении их ресурсов, так же как с необходимостью создания более благоприятных условий для торговли.
2. Управление риском является ключевым элементом в достижении этой цели, и поэтому оно должно стать неотъемлемой составляющей программы организации контроля современной таможенной службы.
3. Таможенные службы должны внедрять в свою программу организации контроля определение соответствия требованиям/выполнения требований в целях обеспечения эффективности и действенности этой программы
4. Существенным фактором является сотрудничество между таможенными службами и участниками внешней торговли. Оно обеспечивает осведомленность относительно изменений, происходящих в торговых операциях, обеспечивает получение важной информации для механизма оценки и проверки внутри таможенной службы и раскрывает потенциальные возможности повышения добровольного соответствия требованиям.
5. Современная программа организации таможенного контроля требует постоянной поддержки со стороны старшего звена управления, которое представляют достаточно обученные, имеющие мотивацию и хорошо оплачиваемые кадры, а также качественного законодательства, организации и процедур.
6. Таможенные службы должны все больше использовать взаимную административную помощь. Это поможет им выдержать в условиях глобализации торговли, рынков и мошенничества и сформировать основу для развития концепции «непрерывного потока информации» в мировой торговле.
7. Таможенные службы должны интенсивно использовать возможности информационных технологий и электронной торговли, в частности, в процедурах таможенного оформления. Это крайне необходимо как для эффективности контроля, так и для создания благоприятных условий для торговли [11].
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза в разделе 3 главе 15 статье 94 приводит следующие принципы проведения таможенного контроля:
1. Таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения законодательства таможенного союза и законодательства государств- членов таможенного союза, контроль, за исполнением которого возложен на таможенные органы.
2. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.
3. В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами.
4. В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).
5. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.
6. При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом [1].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные и правовые акты
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Консультант Плюс.
2. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
3. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
Литература
4. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право. - М.: Норма, 2018 – 448с.
5. Евпатов Р.В. Правовое регулирование таможенных процедур. - М.: ВЛАДОС, 2017. -368 с.
6. Кровкин А.К. Таможенное право России. - Ростов н/Д: Феникс, 2019. - 367 с.
7. Лисов А., Пресняков В. Федеральная целевая программа развития таможенной службы России. - М.: - Атмосфера, 2021. - 296 с.
8. Молчанова О.В. Таможенное дело. - Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - 432 с.
9. Попов О.Р. Организация таможенного контроля. - М.: Феникс, 2021. - 224 c.
10. Тимошенко И.В. Таможенное право России. - М.: Метафора, 2018. - 128 c.
11. Трошин Е.Ю. Таможенное право России. - СПб.: КАРО, 2019. – 207 с.
12. Трунина Е.В. Порядок проведения таможенного контроля. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 192 с.
13. Федоров Н.И. Таможенное право. - СПб. : Питер, 2020. - 416 с.
14. Шапошников Н.Н. Таможенная политика России. - М.: Триада-X, 2019. - 448 с.
15. Шардина И.В. Теоретико-правовые основы деятельности таможенных органов при осуществлении правовых функций. - М.: Проспект, 2019. - 1066 с.
16. Якушев А.С. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств. - М.: МОЦ АРТ, 2019. - 160 c.