Фрагмент для ознакомления
1
Введение……………………………………………………………....…3
Глава 1: Теоретические основы формирования
экспериментальных умений в процессе обучения физике……….5
1.1. Сущность понятия «экспериментальные умения»……………….5
1.2. Формирование экспериментальных умений при обучении
физике учащихся основной школы……………………………………12
Глава 2. Организационно-педагогические условия
формирования экспериментальных умений
в процессе обучения физике………………………………………….19
2.1. Технология и методика формирования экспериментальных
умений при обучении физике учащихся основной школы………….19
2.2.Организационно-педагогические условия
формирования экспериментальных умений школьников…………...23
Заключение………...…………………………………………………….28
Список использованных источников………………………………….29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Работа учителя по созданию условий, которые обеспечили бы развитие способности школьника к самосовершенствованию и саморазвитию, всегда остается предпосылкой его учебной успешности. В современном информационном обществе, информация и накопленные знания являются главными факторами личностного прогресса. Главная задача, которая стоит сегодня перед учителем – это расширение кругозора школьников и углубление знаний о мире. Сегодня особое внимание уделяется созданию определенных условий для развития личностного потенциала школьников
и расширения возможностей их углублённого образования.
Физика занимает одно из ведущих мест среди учебных дисциплин в школе. Она задает школьникам представление о научной картине мира. Из всего многообразия методов, которые использует современная наука, особое значение имеет эксперимент. Это основной метод познания действительности. Эксперимент выполняет различные учебные функции. Он знакомит учеников с новыми для них явлениями в природе, позволяет замерить количественные данные явления и проверить изучаемые законы. Для формирования и развития практического опыта у учащихся на уроках физики особое место отводится демонстрационному эксперименту и фронтальным лабораторным работам.
В связи с этим необходимо более глубоко рассматривать содержание данного вопроса, но методика исследования не всегда позволяет осуществлять это в полном объёме. В этом заключается актуальность работы.
Цель работы: рассмотреть методику формирования экспериментальных умений у учащихся основной школы в процессе обучения физике.
Объект исследования - процесс обучения физике школьников.
Предмет исследования - методические возможности использования физического эксперимента на уроках физики.
Гипотеза исследования заключается в том, что если чаще использовать в учебном процессе физический эксперимент, то результативность
обучения школьников физике повысится.
Задачи:
1. Определить сущность понятия «экспериментальное умение».
2. Описать формирование экспериментальных умений при обучении
физике учащихся основной школы.
3. Рассмотреть технологию и методик формирования экспериментальных умений при обучении физике учащихся основной школы.
4. Предложить организационно-педагогические условия формирования экспериментальных умений школьников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ психолого-педагогической и методической литературы. Классификация, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Ахутин, А. В. Эксперимент и природа [Текст]/ А.В. Ахутин. - СПб.: Наука, 2012. - 660 с.
2.Буркова, И.В. Экспериментальные задачи [Текст]/И.В. Буркова. - Эксперимент. – 2009. – No24. – с. 16 – 18.
3.Варламов, С. Д. Экспериментальные задачи на уроках физики и
физических олимпиадах [Текст]/ С. Д. Варламов, А. Р. Зильберман,
В. И. Зинковский. – Москва: МЦНМО, 2009. – 184 с.
4.Ветрова, О. М. Открытые задачи по физике [Электронный
ресурс]– 2013. – URL: http://pedsovet.su/load/72-1-0-34070(дата обращения:
08.05.2018).
5.Гин, А. А. Решебники открытых задач по физики и биологии
[Электронный ресурс] – 2003. – URL:
https://trizway.com/art/practical/90.htm(дата обращения:08.05.2018).
6.Иванова, Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики [Текст]/ Л.А. Иванова. - Просвещение, 2000. – 160 с.
7.Иванова, Т.А. Физика в школе [Текст]/Т.А. Иванова. – Москва: Просвещение, 2000. – 56 с.
8.Каменский, С.Е. Теория и методика обучения физики в школе: общие
вопросы [Текст]/ / С.Е.Каменский, Н. С. Пурышева, Н. В. Важеевская. – Москва. Академия, 2000. – 368с.
9.Кирьяков, Б. С. Экспериментальная задача в системе
дидактического обеспечения школьного курса физики [Текст]/ / Б. С. Кирьяков, С. Г. Моисеев, С. А. Фадин // Физика в школе. – 2006. – No 1. – С. 31-37.
10.Марон, Е.А. Сборник качественных задач по физике для 7–9
классов Е.А. Марон. – Санкт-Петербург: Виктория Плюс, 2018. – 256 с.
11.Низамова, И.М.. Задачи по физике с техническим содержанием. [Текст]/ И.М. Низамова. - Москва: Просвещение, 2001. – 95 с.
12.Оспенникова, Е.В.Виртуальный лабораторный эксперимент: его
методологическая и дидактическая функции [Текст]/ Е.В. Оспенникова //
Компьютер в учебном физическом эксперименте – 2002. - No15. – с. 79-81.
13.Оспенников, А. А. Виды задач по физике и их разнообразие в
традиционных и цифровых пособиях по предмету [Текст]/ А. А. Оспенников, Н. А. Оспенников // Вестник ПГГПУ. – 2010. – С. 79-89.
14.Оспенникова, Е. В. Использование ИКТ в преподавании физики в
средней общеобразовательной школе: методическое пособие [Текст]/ Е. В.
Оспенникова. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 655 с.
15.Открытые задачи по физике [Электронный ресурс]. – 2015. –
URL: http://pandia.ru/text/77/445/6119.php(дата обращения:
08.05.2018).
16.Открытый банк заданий ЕГЭ: ФИПИ [Электронный ресурс]. –
URL: http://www.fipi.ru (дата обращения: 08.05.2018).
17.Познавательная деятельность [Электронный ресурс] / Lektsii.org URL: https://lektsii.org(дата обращения: 08.05.2018).
18.Полицинский, Е. В. Задачи и задания по физике. Методы решения
задач и организация деятельности по их решению: учебно-методическое
пособие [Текст]/ Е. В. Полицинский, Е. П. Теслева, Е. А. Румбешта. – Томск:
Изд-во Томского педагогического университета, 2010. – 483 с.
19.Проектная деятельность [Электронный ресурс]/ URL: http://sc16vp.ucoz.net(дата обращения: 08.05.2018).
20.Толстик, А.М. Роль компьютерного эксперимента в физическом
образовании [Текст]/ А.М. Толстик // Физическое образование в вузах. – 2002. – т. 8. - No2. – с. 94-102.
21.Тошпулатова, Ш.О. Создание психолого - педагогических условий для решения задач по физике в школе [Текст]/Ш.О. Тошпулатова. -
Педагогическое образование и наука. – 2009. – No9. – С. 48-51.
22.Тарасенко, Е. Ю. Роль экспериментальных задач в повышения
качества знаний по физике [Электронный ресурс].// Педагогическое
мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, 12. 2012 г.).
— М.: Буки-Веди, 2012. — С. 144-146. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3060/(дата обращения: 08.05.2018).
23.Утёмов, В. В. Учебные задачи открытого типа [Электронный
ресурс]. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2012. – No5. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1257.htm(дата обращения: 08.05.2018).
24.Учительский портал [Электронный ресурс]. – URL:
http://uchitelya.com/fizika/12366-tipy-eksperimentalnyh-zadach.html(дата обращения: 08.05.2018).
25.Физический портал [Электронный ресурс]. – URL:
http://fizportal.ru/(дата обращения: 08.05.2018).
26.Экспериментальные физические задачи [Электронный ресурс]. –
URL: http://physikazadachi.narod.ru/index.htm (дата обращения:
08.05.2018).